Садово парковое искусство японии таблица. Японское садово-парковое искусство. Садовые растения и деревья

Архитектура и ландшафтная архитектура: Европа и Япония

Садовая архитектура не существует сама по себе, она является частью культуры общества в данное время. Сад обычно находится рядом с жильем и во многом связан с его обликом. Традиционные японская и европейская архитектуры не только непохожи - они противоположны по своим принципам.

В Европе, куда мы относим и Россию, дом - безопасное теплое место в холодном враждебном окружении. Толстые стены надежно разделяют интерьер и внешнее пространство. Европейское садовое искусство тоже во многом является хроникой подчинения природы человеку, воплощенной в противопоставлении рукотворного и естественного.

В Японии же, с ее теплым и влажным климатом, понятие дома (минка - жилой дом) практически тождественно понятию крыши над головой. Основой всей конструкции являются деревянные столбы (сечением 121 х 121 мм), которые держат черепичную или соломенную крышу с характерной стропильной системой. Несущими элементами являются только эти столбы; легкие стены не играют никакой конструктивной роли, они не задерживают тепло и холод. Сдвижные перегородки cедзи, оклеенные полупрозрачной бумагой, скорее объединяют окружающее пространство и интерьер, чем разъединяют их. Иерархия помещений четко отражается материалом покрытия пола и его уровнем: кухня и хозяйственная часть дома имеют земляной пол; дощатая терраса поднята над землей, как и покрытая толстыми соломенными матами - татами - жилая часть. Размеры всех элементов стандартизированы, измеряются в кенах (примерно 1,8 м) и соотносятся со стандартным размером татами (0,9 х 1,8 м, то есть 0,5 х 1 кен). Такая стандартизация, по-видимому, связана с тем, что детали дома изготавливались в мастерских, а строительство сводилось к их монтажу, занимавшему всего несколько дней.

Поэтому в Японии традиционно отношение к дому, как к временному сооружению, которое легко построить заново или восстановить. Сад же - нечто намного более ценное - ведь деревья должны расти много лет, чтобы они приняли нужную форму, камни должны покрыться мхом, и все вместе - приобрести патину старины и неподдельности.

История возникновения

Сады при городских усадьбах известны в Японии еще с периодов Асука (593-710) и Нара (710-794). Япония находилась в то время под сильным влиянием материковой культуры. Развитые торговые связи японских купцов привели к тому, что в VIII веке из Индии, Китая или Кореи был завезен чай. Первая плантация появилась в районе Киото. Из Китая пришла и религия (буддизм).

В 607 году китайский император приказал построить пространный дворец с садом вокруг. Комплекс имел площадь 75 кв. миль, в строительстве участвовало почти миллион человек. В обширном саду было девять искусственных прудов, самый большой - 13 миль по периметру. Посетив эту стройку в том же году, японский посланник был настолько впечатлен, что через несколько лет у императорского дворца в Наре (тогда столице Японии) был построен сад с прудами, островами, мостиками, павильонами и беседками.

В период Хэйан (конец VIII-XII век) столицу перенесли в одноименный город, известный сейчас как Киото. Хэйан - эпоха богатства и процветания Японии. Спокойное время, интенсивно развивается национальная культура, уменьшается китайское влияние. В конце IX века император официально запретил торговые связи с Китаем. У аристократов появилось время и возможность для увлечения строительством и разбивкой садов. Они жили в роскошных поместьях, построенных в стиле синден, их сады были великолепны. К концу периода Хэйан сады резиденций придворной аристократии сравнивали с земным воплощением рая (стиль Дзедо). К этому времени складываются принципы использования асимметрии и духа местности ("принимай во внимание окрестности") в садовом дизайне.

В XIV-XV веках дзен-буддизм распространяется все шире, оказывая огромное влияние на развитие Японии; одновременно перестает действовать запрет на сношения с Китаем. В период Камакура (1185-1392) появляется военное сословие самураев. Самураям с их суровым образом жизни пришлись по нраву аутотренинг и жесткая самодисциплина, проповедуемые дзен-буддизмом. Садовое искусство начинает переходить в руки все более влиятельных дзен-монахов. Сады при дзен-буддистских монастырях видоизменяются. Теперь они предназначены не для прогулок и веселого времяпровождения, а для созерцания в ходе медитаций на пути к просветлению. Облик сада подвергался упрощению, редукции, отбрасывалось все несущественное. Значительную роль играл символизм: кусты, камни и песок (галька) в дзен-буддистском саду изображали горы и воду. Пустое пространство было не менее важно, чем заполненное предметами.

В период Муромати (1392-1573) абстрактное садовое искусство дзен-буддизма достигает расцвета. В 1499 году строится знаменитый своим садом камней храм Реандзи в Киото. Начинает зарождаться чайная церемония. Мурато Дзюко - ее создатель - формулирует четыре принципа: гармония, почтительность, чистота и тишина (покой). В первой половине XVI века Дзео Такэно придумывает чайный домик. Усиливается самурайское сословие. Могущественные военачальники имеют в своем распоряжении целые армии, которые они используют в том числе и для перемещения огромных камней и обустройства новых землевладений.

С середины XV до середины XVI века продолжается период феодальной раздробленности, войны всех против всех - "эпоха воюющих провинций". Частные армии самураев, подчиненных враждующим феодалам, воюют друг с другом. В ходе войны Онин, которая на протяжении 10 лет шла на улицах Киото, город был практически полностью разрушен. Однако в это же время, как ни парадоксально, продолжали развивается экономика, культура, искусства. Умение писать стихи для самурая было не менее важным, чем владение мечом.

Во второй половине XVI века Япония объединяется под единой властью (период Момояма, 1573-1603). В этот мирный период Сэн-но Рикю, ученик Такэно, разрабатывает исходные положения создания сада вокруг чайного домика. В устройстве сада и архитектуре домика, в предметах для совершения чайной церемонии - кружках, котелке для воды используются принципы саби и ваби. (Саби - букв. патина. Безыскусная изящная простота, как бы воплощающая в себе дух старины. Ваби - уединенность, безыскусность, скромность.)

Впервые появляется такая характерная особенность японского сада, как стрижка кустарников (особенно азалий). Появляются сады для прогулок, по которым гуляют по предписанным образом проложенным маршрутам.

На рубеже XVI и XVII века столицей Японии становится Эдо (совр. Токио). Начинается период Эдо. Железная рука правителя Токугавы вновь закрывает Японию от внешних влияний. Роль самураев в жизни общества сводится на нет - они становятся рядовыми госслужащими, зато усиливается влияние городских торговых классов, купцов. В этой атмосфере садовое искусство перестает быть вотчиной монахов и воинственных художников, и становится профессией ремесленников. Строились как крошечные сады в городских резиденциях, размером буквально несколько татами, так и большие пригородные парки по историческим мотивам.

В XIX веке, после окончания самоизоляции, в ходе реставрации Мэйдзи в Японии началось широкое заимствование западных технологий. Появились постройки из кирпича и камня, стали разбивать газоны.

С открытием страны для иностранцев и запад получил японские идеи.

Принцип взаимопроникновения пространств, разрушение монотонности типовой застройки, создание уголка для релаксации и любования красотой природы и сменой времен года (прямо в своем городском жилище) - вот что черпает современное садовое искусство в традиционной японской культуре дома и сада.

Алексей СКИБИН,По материалам компании "СпецПаркДизайн"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Реферат на тему:

«Философия и мифология в садово-парковом искусстве Японии»

выполнил:

ученик 10 класса

МБОУ СОШ №29 города Иркутска

Маслов Николай

Японские сады возникли под впечатлением китайских садов. Отличие японского и китайского садов С.С. Ожегов описывает так «… В Японии сад формируется вокруг компактной, как правило, симметричной, группы зданий. Китайский сад включает симметричные группы зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами. В Китае основные, наиболее выразительные точки зрения на пейзажа подчёркнуты беседками, воротами, специальными круглыми проёмами (в форме луны). Японский сад проектируют так, чтобы смена красивых пейзажей шла непрерывно вдоль обусловленного пути следования…».

Японский сад - сложное для восприятия произведение садово-паркового искусства, которое, как и любой другой аспект необычной для европейцев культуры Страны восходящего солнца, невозможно понять, не углубившись в ее историю, традиции и религиозные верования. Нужно учитывать и тот факт, что к природе японцы относятся не так, как европейцы: они считают, что ее нельзя постичь логически, а только интуитивно.

Традиционные сады (Kanji, nihon teien) в Японии можно найти повсюду: в частных домах или по соседству - в городском парке, в Буддистских храмах и Синтоистских святынях, в исторических достопримечательностях, вроде старых замков. Много японских садов более известны на Западе как сады Дзен. Чайные мастера по старому обычаю создавали изысканные японские сады совершенно другого стиля, восхваляя деревенскую простоту.

Типичные японские сады включают в себя несколько обязательных элементов, настоящих или символических:

Каменный фонарь среди растений

Мост, ведущий к острову

Чайный домик или павильон

Обращаясь к истории, надо отметить, что очень трудно назвать дату возникновения первых японских садов, за исключением нескольких археологических находок в городах Азука, Нара и Киото с небольшими остатками садов Ранней Японии. Хотя некоторые источники, например Японская летопись восьмого столетия (Nihon Shoki), вносит небольшую ясность в этот вопрос.

В ее текстах упоминаются сады, которые принадлежали правящему классу. Некоторые источники указывают на то, что эти сады могли послужить образцом для садов в поместьях периода Хэйян. Должно быть, дизайн ранних садов испытывал серьезное религиозное влияние, связанное с приданием большого значения природным объектам в синтоистских верованиях. японский китайский сад парк

Несмотря на то, что истинное значение несколько неясно, одно из японских слов для сада звучит как niwa - обозначает место, которое убирали и очищали в ожидании прихода kami - божественного духа синтоизма. Преклонение перед большими скалами, озерами, вековыми деревьями и другими уникальными объектами природы сильно повлияло на внешний вид японского сада.

С приходом Буддизма, японские сады начали обращаться и к мифическим горам, островам и морям. Эти образы, часто в форме камня или группы камней, продолжают играть роль в дизайне японских садов, хотя не всегда дано знать - их умышленно включали в ландшафт в ранние века или это продукт более поздней интерпретации. Одно ясно, что пруд или озеро обычно включались в ранние проекты, и эти элементы прошли через всю историю японских садов.

Как буддизм и даосизм проникли из Кореи и Китая, так и много других элементов ранней японской культуры стали причиной того, что ранние проекты сада в Японии, возможно, подражали корейским или китайским образцам (исторические записи Периода Азука предполагают, что проект сада для Soga no Umako, вероятно, имел корейский образец).

Вода по площади может занимать от 30 до 70%, устраиваются острова, всевозможные мостики. Камень и вода символизировали мощные силы природы, и эти устройства садов по сей день не утратили своего символического значения. Отдельные и собранные в композиции камни (исигуми) являются «скелетом» сада. Камни в садах всегда располагались по особым правилам, их подбирают по типу, цвету, фактуре.

Японский сад пропитан символикой, например, острова в водоёмах - черепаха, журавль.

Создавались сады мхов, сады камней, миниатюрные сады, сады для чайных церемоний.

Именно в Японии научились специально старить камни, скульптуры, выращивать миниатюрные растения.

«… Традиции Киото различают три типа садиков: «Ке» предназначен для внутренних домашних нужд; «Харе» служит для формальных традиционных церемоний; сады «Суки» несут только эстетическую функцию. Нередко в одном садике сливаются функции «ке» и «харе» или «харе» и «суки»…»

Японский сад - особый сад, мы у себя дома всего лишь приспосабливаем его к естественному природному окружению и культуре страны, в которой он создаётся. Нам удаётся только придать японский колорит какому-либо одному участку своего сада или же использовать отдельные элементы как садовые украшения, например, японские фонари их расставляют независимо от изначальной символики как исключительно декоративные садовые украшения.

Чтобы создать атмосферу Востока, достаточно соорудить маленький пруд и сады из камней или?песка или гравия, расположить фонари в восточном стиле. Как правило, мы создаём гибрид японского и традиционного западного стилей, такое смешение стилей может выглядеть очень эффектно, чем строгое подражание японскому стилю.

Японский сад (яп. “ъ–{’л‰Ђ, ‚Й‚Щ‚с‚Д‚ў‚¦‚с, нихон тэйэн или яп. ?a -’л‰Ђ, ‚н‚У‚¤‚Д‚ў‚¦‚с, вафу тэйэн ) -- разновидность сада (частного парка), принципы организации которого были разработаны в Японии в VIII--XVIII веках.

Начатая первыми храмовыми садами, основанными буддийскими монахами и паломниками, постепенно складывалась вся прекрасная и сложная система японского садового искусства.

В 794 году столица Японии была перенесена из Нары в Киото. Первые сады напоминали места для проведения праздников, игр и концертов под открытым небом. Садам этого периода присуща декоративность. В них высаживали множество цветущих деревьев (сливу, вишню), азалии, а также вьющееся растение глицинию.

Однако в Японии есть и сады без зелени, созданные из камня и песка. По своему художественному замыслу они напоминают абстрактную живопись.

Японский сад символизирует совершенный мир земной природы, а иногда выступает олицетворением Вселенной. Характерными элементами его композиции являются искусственные горы и холмы, острова, ручьи и водопады, дорожки и участки песка или гравия, украшенные камнями необычных очертаний. Пейзаж сада формируется с помощью деревьев, кустарников, бамбука, злаков, красиво цветущих травянистых растений, а также мха. На территории сада могут также размещаться каменные фонари, беседки, чайные домики.

Формирование основ японского садоводства происходило под влиянием эволюции японской архитектуры, а также религиозно-философских представлений японской знати. Изначально сад был составной частью резиденций аристократов, но впоследствии был заимствован буддистскими монастырями и знатными самураями. С XIX века он получил распространение среди японских простолюдинов, став неотъемлемой частью многих частных домов. В XX веке сооружение садов в японском стиле стало популярным и за пределами Японии.

Тремя наиболее известными садами Японии традиционно считаются Кэнроку-эн (Канадзава), Кораку-эн (Окаяма) и Кайраку-эн (Мито).

«Три сада Японии» :

Кэнроку-эн

Кораку-эн

Кайраку-эн

Монастырские сады :

Сад Рёан-дзи

Сад Тофуку-дзи

Сад Сайхо-дзи

Сад Дайтоку-дзи

При создании ландшафта японские мастера, прежде всего, старались выявить самобытность каждой вещи.

Восемь основных принципов обустройства парка, разработаны китайскими архитекторами:

1. Действовать в зависимости от внешних условий (наличие воды, рельеф местности);

2. Максимально использовать окружающую природу (использовать то, что находится за забором и вокруг);

3. Отделять главное от второстепенного (что будет главное на участке - то и нужно выделить);

4. Использовать контрасты (большое и малое, светлое и тёмное, высокое и низкое, широкое и узкое и …);

5. В малом добиваться большего;

6. Использовать постепенное раскрытие видов;

7. Использовать гармонию пропорций;

8. Учитывать время восприятия пейзажа.

Кроме того, существуют сады, подчиненные одной идее, например сады камней, воды, мхов, времен года. В них главным «действующим лицом» становятся соответствующим образом расставленные группы камней или водопад, или различные по цвету и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке

Список литературы

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B0%D0%B4

2. Николаева Н. С. Японские сады. -- М.: Арт-родник, 2005.

3. ЃwЉв”g “ъ–{’л‰ЂЋ«“TЃxЏ¬–мЊ’‹g Љв”gЏ‘“X ISBN 4000802070

4. ЃwђAЋЎ‚М’л Џ¬ђмЋЎ є‰q‚МђўЉEЃx“тЌи”Ћђі Т “c”Ё‚Э‚И‚ЁЋB‰e ’WЊрЋР ISBN 4473011585

5. ЃwЊНЋRђ…Ѓx ЏdђXЋO-ж ‰НЊґЏ‘“X ISBN 4761101598

6. ЃwЊГ‘г’л‰Ђ‚МЋv‘zЇђ_ђеђўЉE‚Ц‚М“ІњЫЃx‹аЋq-T”V Т Љpђм‘IЏ‘ ЉpђмЏ‘“X ISBN 4047033391

7. Ѓw’л‰Ђ‚М’†ђўЋjЃx‘«-?‹`ђ­‚Ж“ЊЋRЋR‘‘ -рЋj ¶‰»ѓ‰ѓCѓuѓ‰ѓЉЃ[ ”т“c”Н v ‹gђмЌO ¶ЉЩ ISBN 4-642-05609-2

8. http://www.biolokus.ru/landshaft/styles.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткая история появления, наиболее характерные особенности и разновидности садово-паркового искусства Китая и Японии. Миниатюризация и символизм - главные идеи японского сада. Основные принципы обустройства парка, разработанные китайскими архитекторами.

    доклад , добавлен 15.11.2010

    Изучение особенностей применения садово-паркового искусства Японии на практике в области ландшафтного дизайна. Теории происхождения японского сада. Символика обязательных элементов: каменного фонаря, воды, острова, моста, чайного домика или павильона.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2011

    Традиции японского искусства. Древнеяпонская цивилизация. Архитектура и скульптура Древней Японии. Первые письменные памятники японской культуры. Древнеяпонская живопись и мировоззрение. Планировка первых японских буддийских храмовых комплексов.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2009

    Парки, их типы, социальные функции, тенденции их развития и специализации. Опыт устройства садов и парков, история их создания в разных странах мира. Исторические описания и археологические сведения о садово-парковом искусстве. Развитие гимнасий в Греции.

    реферат , добавлен 16.07.2011

    Характеристика источников возникновения сада. Влияние религии на развитие садово-паркового искусства Японии. Периодизация развития японского сада: Нара, Хейанский период и Дзенский сад. Функциональные требования к композиции и памятникам японского сада.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2014

    Стилистическая цельность китайского и японского искусства. Понятие "восточный стиль". Единство эстетических принципов японского искусства. Идеалистическое восприятие Востока в Европе. Стиль Шинуазри. Ориентализм в русском искусстве.

    реферат , добавлен 15.09.2006

    Уникальность китайской культуры - "китайские церемонии". Религиозно-философские учения: конфуцианство, легизм, даосизм, буддизм. Гармония китайского искусства. Традиции семьи, своеобразие медицины. Научный гений древнего Китая. Великий шелковый путь.

    реферат , добавлен 23.04.2009

    Пейзажный парк как направление в садово-парковом искусстве, возникшее в Англии в 30-е 40-е гг. XVIII века и связанное с романтизмом, история его возникновения и развития. Принципы и основные этапы формирования ландшафта. Стили садово-паркового искусства.

    реферат , добавлен 07.02.2011

    Типы озелененных пространств, характерных для Египта. Сады арабов в Испании. Основные принципы формирования французских регулярных парков. Сады России допетровского времени. Пейзажное стилевое направление в садово-парковом искусстве. Софиевка и Тростянец.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2014

    Изучение зарождения, становления и эволюции японской традиционной одежды и техники производства тканей. Анализ эстетических принципов формирования японского и китайского костюмов на протяжении истории. Особенности традиций и обрядов, связанных с одеждой.




16 марта 1934 года в Японии были открыты три первых национальных парка: Сето- Найкай,Унзен-Амакуса и Кирисима-Яку. История садово-паркового искусства Японии насчитывает тридцать столетий. Она тесно связана с японской живописью – изображениями водопадов, озер, долин, гор, скал. Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроение у человека было главной целью японского ландшафта Существенный отпечаток на садово- парковое искусство Страны восходящего солнца наложили естественно-природные условия. Это и влажный субтропический климат: местами с различным количеством осадков, солнечных дней и колебаниями температур. Это и своеобразный рельеф, явившийся основным элементом композиции, подчас рукотворный с разнообразными водными устройствами – прудами, речками и водотоками, скалами различной величины и формой, богатым ассортиментом древесных пород: вечнозеленых, хвойных, лиственных, красиво цветущих деревьев и кустарников.








Парк Кэнрокуэн или Парк Кэнроку-эн Один из Трех самых знаменитых парков Японии, Кэнрокуэн провозглашен сокровищем национального масштаба. Название Кэнрокуэн («парк шести элементов») отражает шесть взаимодополняющих элементов: простора и уединенности, человеческого труда и налета старины, текущей воды и панорамных видов на обширной территории парка. Сад открыт круглый год, за исключением шести дней с 29 декабря по 3 января. Весной и летом в сад можно попасть с 7 утра до 6 вечера, осенью и зимой – с 8 утра и до половины пятого.




Изначально это был сад замка Канадзава. Парк был создан в XVII веке и открыт для публики в 1875 году. На территории в 25 акров расположено множество деревьев (около 8 750), цветов и других растений (всего 183 вида), пруды, водопады, ручьи, мосты. Среди достопримечательностей парка древний фонтан и чайный домик. Вода подается из удалённой реки по сложной системе водоснабжения, построенной еще в 1632 году.









В японском парке цветы посажены очень тесно и создают очень красивые и причудливые композиции. В парке есть 100 летняя глициния, также около 160 глициний, которым около 60 лет и 1500 азалий, которым более 60 лет. Для столетней глицинии парком создан огромный каркас для поддержки огромного зонтика фиолетово-синих цветов (глициния относится к лиановым, очень хорошо формируется).






Япония: особенности национального чаепития Азиатское гостеприимство очень похоже на русское – вас всегда пригласят за стол и угостят чаем. Но, в отличие от нашего родного самовара, корзинки с бубликами и ягодного варенья, восточный гость предложит путешественнику только миниатюрную чашечку зеленого чая. Это совсем не от скупости: так местные жители демонстрируют свое дружелюбие, предлагая самое, по их мнению, ценное угощение.




Главные атрибуты церемонии: деревянный ящичек с сухими травами, простая керамическая посуда, медный чайник (идеально чистый, но не начищенный до блеска, потому что японцы любят «эффект старины»), бамбуковая ложка и шелковые салфетки. Японская эстетика предполагает чаепитие в чайном домике («тясицу»), расположенном в живописном саду («тянива») для медитаций. Чтобы попасть в него, нужно пройти по каменистой дорожке вдоль сосен и кипарисов («родзи» – в переводе «земля, покрытая росой»).



Если вас пригласили на домашнюю чайную церемонию, похвалите интерьер комнаты и поинтересуйтесь, что написано на свитке, который висит в стенной нише («токомона») – там обычно стоят цветы, аромалампа и листок с мудрым изречением. Хозяин заранее готовит свиток с афоризмом конкретно для церемонии чаепития и придает выбранным словам большое значение.

Транскрипт

1 Вестник ДВО РАН С.А.МОСТОВОЙ, А.Я.МАЛКИН Садово-парковое искусство древней Японии Исследуется садово-парковое искусство древней Японии периодов Асука, Нара, Хэйан. Впервые в контексте истории Японии в зеркале сменяющих друг друга эпох рассматриваются древние памятники ландшафтной архитектуры Японии, анализируются культурные, религиозные, социальные факторы, оказавшие влияние на развитие художественно-эстетических форм садового искусства. На основе ранее не публиковавшихся материалов авторы выявляют прообразы, которые легли в основу формирования уникального облика японского сада. Japanese garden art in ancient Japan. S.A.MOSTOVOY, A.Ya.MALKIN (Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok). In our paper we analyze Japanese Garden Art of ancient times (Asuka, Nara, Heian periods), taking into consideration religious and social aspects of ancient Japan that had vital impact on formation of aesthetic and spiritual concepts of the Garden Art. We also examine prototypes of Japanese garden underlying its artistic image. В наши дни садово-парковое искусство Японии представляет огромный научный и практический интерес для всего мира. Однако в России эта тема малоизучена и практически не представлена в академических и научно-популярных изданиях. Из немногочисленных работ, посвященных японским садам, интерес может представлять книга искусствоведа Н.С. Николаевой , в которой автор дает глубокий анализ японского сада как особого вида изобразительного искусства. Также тема японских садов освещалась в работах Е.В. Голосовой и А. Лебедевой , в книгах которых содержится информация общего характера, затрагивающая базовые аспекты истории и практики садового искусства Японии. Отметим, что тема садово-паркового искусства древней Японии в научной литературе практически не раскрыта из-за сложности доступа к источниковедческой базе и трудностей в работе с литературой на японском языке. Цель данной статьи проанализировать историю зарождения и становления садовопаркового искусства Японии на ранних этапах развития. В статье впервые рассматриваются памятники ландшафтной архитектуры древней Японии периодов Асука, Нара и Хэйан, выявляются прообразы японского сада, составившие основу для формирования его художественного образа последующих эпох. В научный оборот вводятся термины, характеризующие тип японского сада и его специфические элементы. Истоки традиций национального садово-паркового искусства Японии восходят к глубокой древности. Издревле японцы верили, что окружающий их мир населен множеством божеств ками, обитающих повсюду: в огромных валунах, старых деревьях, горах, водопадах, реках, озерах, колодцах. Уже в те времена существовал обычай огораживать деревья особым забором так создавалось священное пространство для общения с богами. Подобным образом поступали и с камнями: крупный природный камень или скалу, как правило, расположенную высоко в горах, окружали более мелкими камнями. Такие священные камни или скалы объекты религиозного поклонения, называли ивакура, а священное место вокруг них ивасака . МОСТОВОЙ Сергей Александрович аспирант, МАЛКИН Аркадий Яковлевич кандидат искусствоведения (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток). 107

2 Первоначально древние люди поклонялись камням, находившимся в природной среде, но постепенно отошли от этой традиции, стали самостоятельно отбирать священные камни и устанавливать их в местах, где, по их представлениям, пребывали боги. Именно создание ивакура и ивасака считается одним из возможных источников зарождения японских садов . Эти священные камни и по сей день можно встретить в Японии. Самые известные из них находятся в храмах Сэкидзо-дзи (префектура Хёго), Хокура-дзиндзя (г. Кобэ), Камикура-дзиндзя (префектура Вакаяма), Ати-дзиндзя и Татэцуки-дзиндзя (префектура Окаяма), Такаморо-дзиндзя (префектура Хиросима) и другие (рис. 1, 2) . Вода играла важную роль в повседневной жизни древнего общества, ее также наделяли священными свойствами. Древние японцы выкапывали водоем в месте, где, по их предположениям, пребывали боги. В центре водоема создавался остров, на котором устанавливали священный камень. Созданное таким образом пространство использовалось для совершения различных обрядов поклонения духам предков. Такие священные водоемы синти и священные острова синто в наши дни можно увидеть в некоторых древних синтоистских храмах: Уса-дзингу (префектура Оита), Кибицу-дзиндзя (префектура Окаяма), Адзики-дзиндзя (префектура Сига) и др. Эти священные водоемы и острова принято считать прообразами водоемов и островов японских садов . Рис. 1. Священный камень (ивакура) синтоистского храма Камикура-дзиндзя, префектура Вакаяма Рис. 2. Священное место (ивасака) синтоистского храма Микамохатимангу, префектура Токусима Рис. 3. Дзё-но коси исэки, префектура Миэ. Общий вид Рис. 4. Дзё-но коси исэки, префектура Миэ. Вид на каменную композицию 108

3 Рис. 5. Каменный курган (кофун) Исибутай, префектура Нара В 1991 г. во время раскопок в г. Уэно (префектура Миэ) было найдено древнее место поклонения богам Дзё-но коси исэки, которое археологи предположительно относят ко второй половине IV в. (период Кофун). Дзё-но коси исэки представляет собой прототип японского сада, состоящий из трех природных источников, впадающих в искусственное русло ручья, и небольших групп камней (рис. 3, 4) . В Асука (префектура Нара) находится каменный курган (кофун) Исибутай, широко известный в Японии (рис. 5). Существует гипотеза о том, что в нем был похоронен глава влиятельного рода Сога Сога-но Умако (? 626), который вместе со своим отцом Инамэ сыграл значительную роль в распространении буддизма в Японии . Сога-но Умако был известен как «Министр острова». Причина появления столь необычного титула, возможно, кроется в том, что Сога-но Умако создал во внутреннем дворе своего особняка сад с водоемом и небольшим островом. По предположениям некоторых исследователей, это был один из первых частных садов . Согласно официальной исторической хронике «Нихонсёки» («Анналы Японии», 720 г.), буддизм проник на Японские острова в середине VI в. (период Асука) из древнекорейского государства Пэкче. С появлением буддизма архитектура и садово-парковое искусство претерпело ряд существенных изменений. В проектировании и строительстве японских садов начали применять новые композиционные приемы и средства выражения, пришедшие с материковой культурой. Кроме того, в «Нихонсёки» есть запись легенды о том, что еще раньше, т.е. до официального прихода буддизма, чужеземец Митиноко-но Такуми, прибывший из корейского государства Пэкче, в саду императорского дворца создал каменную композицию, символизирующую гору Сюми-сэн . В буддийской космологии Сюми-сэн (инд. Сумеру) это гора, возвышающаяся в самом центре мира (рис. 6). Вокруг Сюми-сэн расположены девять гор и восемь морей (кусэнхаккай), которые окружены огромным океаном. В этом океане, ограниченном плотным кольцом гор, имеется четыре континента 1. Люди верили, что Сюми-сэн место 1 Четыре континента: Джамудвипа (находится на юге, имеет форму треугольника), Пурвавидеха (находится на востоке, имеет форму полукруга), Апарагодания (находится на западе, имеет округлую форму) и Уттаракуру (находится на севере, имеет квадратную форму). 109

4 Рис. 6. Схема центра буддийского мироздания горы Сюми-сэн (ед. изм. юдзюн), состоящей из «четырех драгоценностей»: золота, серебра, изумрудов и кристаллов обитания богов. Таким образом, в японских садах гору Сюми-сэн стали воссоздавать в виде каменной композиции Сюми-сэн сики ивагуми: в центре вертикально устанавливали высокий камень, символизирующий Сюми-сэн, вокруг которого располагали несколько камней меньшего размера, олицетворяющих «девять гор и восемь морей» (кусэнхаккай) . Большая часть садов, построенных в период Асука Нара (гг.), не дошли до наших дней. В основном об их устройстве можно судить по литературным и историческим источникам, в редких случаях по воссозданным образцам. Развалины садов были найдены в ходе археологических раскопок в Симаносё-исэки и Исигами-исэки (деревня Асутака в префектуре Нара) и др. Древний сад в восточной части императорского дворца в Хэйдзё-кё (современный г. Нара), восстановленный в первозданном виде, дает нам возможность представить то, как выглядели сады той эпохи. Сад немного вытянут с востока на запад, его основу составляет водоем с каменистыми берегами и островом. В центре сада стоит основное строение, от которого на восток перекинут плоский мост. В северной части расположен еще один мост немного изогнутый и направленный к зданию на северо-востоке. Перед этим зданием на берегу водоема установлена группа камней, символизирующая гору Хорай 2 . Обнаруженные археологами сады свидетельствуют о том, что именно в эпоху Нара (гг.) произошли коренные изменения в самом предназначении сада: из места поклонения богам и совершения религиозных ритуалов сады превращаются в места развлечений и отдыха придворной аристократии. В период Нара японская культура развивается под сильным влиянием китайской культуры. В начале VIII в. по образцу китайской столицы Чанъань 3 строится столица Нара, возводятся многочисленные храмы и монастыри, восходящие к китайским и корейским образцам. При домах аристократии появляются первые сады с большими водоемами типа 2 Каменная композиция Хорай () в японском саду символизирует гору-остров Хорай (кит. Пэнлай) в даосской китайской мифологии один из островов бессмертных, вариант даосского рая. Согласно древней китайской легенде, на этом острове обитали бессмертные монахи-отшельники, владеющие секретом долголетия. В японском саду группа камней Хорай является символом долголетия. 3 Город Чанъань столица династии Тан, правившей в Китае в VII X вв. н.э., с XIV в. и по настоящее время носит название Сиань. 110

5 Рис. 7. Общий вид и план сада Хэйдзё-кё сандзё-нибо сюю-сики (буквально «катание на лодке») и с причудливо извивающимися ручьями типа кёкусуй (буквально «извилистая вода»). Сады с водоемами придворная знать использовала для водных прогулок. Обычно катание на лодках сопровождалось музыкой и танцами. Появление этих водоемов отчасти было обусловлено особенностями географического положения г. Нара: создание искусственных водоемов позволило восполнить отсутствие естественных озер. Такие водоемы имели живописно очерченную береговую линию. Внутри водоема располагались искусственные острова с камнями, а над ними возводились мостики: либо дугообразные, либо с башней (в китайском стиле). Предполагают, что камни острова символизировали гору Хорай . В среде придворной аристократии существовало развлечение кёкусуй-эн («пиры у ручья»), заимствованное из Китая в VIII в. Суть его заключалась в следующем: по течению ручья пускалась чарка, наполненная сакэ. Пока чарка плыла от одного участника пира к другому, последний должен был сочинить стих. Непременное условие для проведения кёкусуй-эн извилистый ручей, по которому чарка должна плыть медленно. Следовательно, русло такого ручья создавали под небольшим уклоном, а по обе стороны ручья создавали площадки для участников пира. Среди садов, предназначенных для проведения кёкусуй-эн, в настоящее время доступен сад Хэйдзё-кё сандзё-нибо, обнаруженный в 1975 г. в Хэйдзё-кё (современный г. Нара). Предполагают, что сложная форма русла, напоминающая силуэт дракона, была устроена в соответствии с требованиями кёкусуй-эн. «Голова дракона» обращена на север, «хвост» на юг. Берега и русло ручья выложены камнями и галькой (рис. 7) . В конце VIII в. столица Японии была перенесена в Хэйан-кё (современный г. Киото). Садовое искусство продолжало развиваться в русле традиций предыдущей эпохи. Основными типами садов по-прежнему оставались сюю-сики и кёкусуй, чуть позже к ним добавился яримидзу 4. Как и в предыдущую эпоху, сады являлись местом развлечения аристократии. 4 Мелкий ручей, впадающий в пруд. Часто использовался в качестве элемента садового пейзажа в садах периода Хэйан Камакура. Особенно большое значение яримидзу приобрели в садах синдэн-дзукури, где он стал обязательным. Подробно о них говорится в руководстве по созданию садов «Сакутэйки» в разделе, посвященному яримидзу. 111

6 Эпоха Хэйан (гг.), сменившая эпоху Нара, характеризуется появлением нового архитектурного стиля синдэн-дзукури, воплощенного в домах придворной аристократии. Под влиянием стиля синдэн-дзукури формируются сады с водоемом тисэн-тэй, составляющие единое целое с архитектурным ансамблем. В центре располагалось главное здание ансамбля синдэн, обращенное на юг, а слева, справа и сзади находились жилые помещения тайноя (в них размещалась семья владельца), соединявшиеся с главным зданием крытыми переходами ватаро. Поместье со всех четырех сторон обносилось глинобитным забором цуидзи-бэй, на западе и востоке располагались ворота тю-мон. В южной части комплекса создавался предназначенный для отдыха и проведения различных мероприятий сад с большим водоемом, в котором обязательно был остров. На берегу водоема возводили павильон цуридоно, другой павильон ставили в том месте, где из-под земли бил источник. Оба павильона соединялись сквозными галереями с основными строениями ансамбля. Вода в пруд обычно поступала из ручья яримидзу, который протекал с северо-восточной стороны . Известный японский исследователь Миямото Кэндзи в своей книге «Нихон тэйэн-но миката» («Японские сады») утверждает, что подобное расположение было продиктовано широко распространившемся тогда учением Сисин-соо, основанным на принципах китайской геомантии. Согласно этому учению благоприятным является ландшафт, в котором на востоке есть река, на западе дорога, на юге пруд, а на севере гора. Ручей соответствует Голубому дракону, пруд Красному фениксу, дорога Белому тигру, гора Черной черепахе . Такой сад был излюбленным местом хэйанской аристократии. Здесь происходили главные события придворной жизни, нашедшие свое отражение в известных произведениях той эпохи: «Повесть о Гэндзи» («Гэндзи-моноготари»), «Повесть об Уцубо» («Уцубомоноготари»), «Сказание о славе» («Эйга-моноготари») и др. Из садов типа синдэн-дзукури, относящихся к тому времени, наиболее известен сад дворца Хигаси сандзё-дэн, принадлежащий роду Фудзивара, внешний вид которого удалось восстановить по историческим хроникам (рис. 8) . Планировка садов типа синдэн-дзукури могла меняться в зависимости от размеров водоема и размещения зданий: в пруду могло быть два или три острова; иногда пруд огибал здание с трех сторон. В любом случае водоем предназначался для катания на лодках, украшенных изображениями дракона и цапли. Известно, что острова в пруду символизировали гору Хорай . Большинство садов с водоемами (тисэн-тэй) в стиле синдэн-дзукури создавалось в пределах г. Киото. Это было связано не только с тем, что Киото являлся столицей, в которой размещался императорский двор, но прежде всего с тем, что этот район изобиловал водными ресурсами. Климат Киото летом отличался сильной жарой и духотой, поэтому аристократам приходилось прибегать к различным уловкам для создания прохлады в домах, например возводить павильон цуридоно («павильон для рыбалки»). Рис. 8. Схема сада дворца Хигаси сандзё-дэн, восстановленная Оота Сэйроку: 1 главное строение синдэн, 2 восточное здание, 3 западная галерея, 4 крытый переход, 5 восточная галерея, 6 восточные ворота, 7 павильон цуридоно 112

7 Несмотря на название, цуридоно это не место для рыбной ловли. Павильон вытянут в сторону водоема, самая крайняя его часть устроена так, чтобы обеспечивать прохладу за счет сквозняков. Площадь садов эпохи Хэйан значительно увеличилась по сравнению с садами предыдущих периодов. Как гласят летописи, размеры парка Синсэн-эн, строительство которого началось одновременно с перенесением столицы в Хэйан, были внушительными: его территория с востока на запад составляла 200 м, с севера на юг 480 м. Синсэн-эн не дошел до наших дней в первозданном виде и был восстановлен в период Мэйдзи (гг.). Этот сад представляет великую ценность как самый древний сад в архитектурном стиле синдэн-дзукури . Хэйанские сады имели двойное назначение: на сад можно было смотреть из дома или павильона, а также любоваться им во время катания на лодке по озеру. Однако он всегда был виден лишь с фронтальной стороны, и в этом смысле его можно сравнить с театральной декорацией. Хэйанские сады особенно интересны с точки зрения сложения определенных образцов, выражающих типологическое представление о красоте природы. По большей части они тяготеют к изобразительности, но уже со значительной долей символики, которая будет доминировать в садовом искусстве Японии в последующие века . Начиная с конца VIII в. и на протяжении всего периода Хэйан в новой столице для отдыха императора и придворной аристократии было создано огромное количество садов с искусственными каналами и водоемами. В этот же период времени появляется «Сакутэйки» (, буквально «Записи о создании садов») самый древний письменный источник, содержащий информацию о тайнах создания садов типа синдэн-дзукури . Особое внимание в «Сакутэйки» уделяется размещению камней в пространстве сада согласно принципам китайской геомантии. Так, при создании сада прежде всего необходимо правильно подобрать камни, а затем расставить их таким образом, чтобы посетитель, глядя на них, мог представить природный пейзаж. Можно предположить, что именно в этот период зародилась идея воссоздания природного ландшафта сюкукэй . В конце периода Хэйан (середина XI в.) в Японии широко распространились идеи маппо («конец Закона»), предсказывающие падение буддизма. Это явилось мощным стимулом поисков новых эффективных средств спасения людей. Пришедшее из Китая учение о Западном рае, или Дзёдо («Чистая Земля»), где пребывает Будда Амида, давший «изначальный обет» спасти всякого, кто обратится к нему с призывом о помощи, легло в основу формирования новых буддийских (амидаистских) школ в Японии. Стремясь попасть в Западный рай, последователи школы Дзёдо создавали сады, в которых воплощали свои представления о «Чистой Земле» . Сады Дзёдо по сути заимствовали систему планировки синдэн-дзукури, придав ей новое символическое значение. В центре, на месте основного строения синдэн размещался храм Амида-до (павильон, где стояла статуя Будды), жилые строения были заменены храмовыми сооружениями, павильоны башнями (колокольнями). К острову в центре водоема перекидывали два моста, один из которых был плоским, а второй изогнутым (в виде арки), последний символизировал путь в рай (мир Дзёдо). Каменный остров, который в предыдущие эпохи символизировал гору Хорай, становится олицетворением центра буддийского мироздания горы Сюми-сэн . Стиль садов Дзёдо постепенно совершенствовался: появились сады, где павильон Амида-до располагался на острове в центре или западной части водоема и был обращен на восток. Позже в подражание китайским дворцам у главного здания (Амида-до) стали строить боковые галереи ёкуро, в пруду перед храмом высаживать лотосы. Большая часть садов этой эпохи была утрачена. Среди тех немногих, что дошли до наших дней, можно назвать сады храмов Моцу-дзи (префектура Иватэ), Эндзё-дзи (префектура Нара), Сирамидзу-Амида-до (префектура Фукусима, г. Иваки). 113

8 Рис. 9. Сад храма Бёдо-ин, г. Удзи, префектура Киото Наиболее известным примером садов Дзёдо является сад храма Бёдо-ин (префектура Киото, г. Удзи). Основу сада составляет водоем с островом, к которому перекинуты плоский и изогнутый мосты. На этом острове в 1053 г. Фудзивара-но Ёримити построил храм Амида-до, который получил название Хоо-до 5 (Зал Феникса). К центральному павильону Амида-до (Хоо-до) справа и слева примыкают боковые галереи ёкуро («галереи-крылья») с башнями, а с обратной стороны сквозная галерея биро («галерея-хвост») так, что в плане все строение храма напоминает форму богини-птицы Феникса. Таким по замыслу Фудзивара-но Ёримити должен быть мир Дзёдо (рис. 9). Перед павильоном Амида-до на небольшой площадке, уложенной камнями, находится каменный фонарь Бёдо-ин исидоро 6. В павильон Амида-до были помещены статуи Амида Нёрай и Хитэн, выполненные лучшим мастером того времени скульптором Дзётё. Однако Бёдо-ин в своем первоначальном виде не сохранился и с течением времени был изменен . Судя по всему, Бёдо-ин того времени считался примером идеального сада Дзёдо, и один за другим стали появляться сады, подражающие ему: сад загородной виллы Тоба рикю, сад храма Ходзё-дзи, сад Осю-хираидзуми и др. С наступлением эпохи раннего средневековья (период Камакура, гг.) власть перешла от аристократии к военному сословию буси (самураев). Вслед за сменой «правящего класса» появились новые направления в искусстве и зародились новые религиозные течения. Таким образом, в японском садовом искусстве с древнейших времен и до конца эпохи Хэйан можно выделить несколько важнейших вех: 1) появление священных мест поклонения 5 В представлениях китайцев, а затем и японцев Хоо фантастическая птица с головой курицы, шеей змеи, клювом ласточки, спиной черепахи и хвостом рыбы; крылья окрашены в пять цветов. Птица Хоо символизирует высшую буддийскую добродетель беспредельную веру в Будду Амида. 6 Появился гораздо позже в эпоху Камакура. Свое название получил ввиду того, что является своего рода единственным фонарем такого вида. А поскольку такой фонарь был установлен только в храме Бёдо-ин, то отсюда и название «Бёдо-ин исидоро». 114

9 богам, связанное с древнейшей религией синтоизмом; 2) изменение в назначении садов из мест поклонения богам и совершения религиозных ритуалов они превращаются в места развлечений и отдыха придворной аристократии; под сильным влиянием китайской культуры происходит формирование национальной садовой культуры Японии; 3) зарождение садов Дзёдо, вызванное приходом в Японию буддийских (амидаистских) школ. Следует отметить, что, несмотря на все изменения, происходившие в японском садовопарковом искусстве на протяжении веков, стремление мастера выразить скрытую красоту природы всегда было главенствующим, определяющим в создании художественного образа сада и с удивительной силой влияло на формирование внутреннего мира человека и его отношения к окружающему миру. ЛИТЕРАТУРА 1. Голосова Е.В. Японский сад: история и искусство. М.: МГУЛ, с. 2. Ёсикава И. Тэйэн сёкусай ёгодзитэн = Словарь садовых терминов. Токио: Иноуэ сёин, с. Яп. яз. 3. Ито Н., Миягава Т., Маэда Т., Ёсидзава Т. История японского искусства / пер. с яп. В.С.Гривнина. М.: Прогресс, с. 4. Кожевников В.В. Очерки древней истории Японии. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, c. 5. Конрад Н.И. Древняя история Японии: с древнейших времен до переворота Тайка, 645 г. // АрсАзиатика / подг. и публ. М.Щербаковой. (2005). 6. Лебедева А. Японский сад. М.: Вече, с. 7. Миямото К. Нихонтэйэн-но миката = Японские сады. Киото: Гакугэй сюппанся, с. Яп. яз. 8. Николаева Н.С. Японские сады. М.: Изобраз. искусство, с. 9. Оохаси Х. Нива-но рэкиси-о аруку: Дзёмон кара Сюгакуин Рикю мадэ = История японских садов с периода Дзёмон и до Сюгакуин Рикю. Токио: Санкося, с. Яп. яз. 10. Оохаси Х., Сайто Т. Нихонтэйэн кансё дзитэн = Энциклопедия японских садов. Токио: Токёдо сюппан, с. Яп. яз. 11. Сайто Т. Ёкувакару нихонтэйэн-но миката = Взгляд на японские сады. Токио: JTB, с. Яп. яз. 12. Сигэмори М., Сигэмори К. Фуккокухан нихонтэйэн ситайкэй = Очерки истории японских садов. Токио, (5 CD-ROM + схемы). Яп. яз. 13. Тамура Ц. Сакутэйки = Записи о создании садов. Токио: Сагами сёбо, с. Яп. яз. 14. Танге К. Архитектура Японии: Традиции и современность / пер. с англ.; ред. А.В.Иконников. М.: Прогресс, с. 15. Byodoin temple. Kyoto: PFU, p. 16. Itoh T. The Gardens of Japan. Tokyo: Kodansha Intern., p. 17. Nitschke G. Japanese Gardens. Köln: Taschen, p. Ландшафтное проектирование среды: Учебное пособие / отв. ред. О.В.Храпко, А.В.Копьева. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, с. ISBN Х. Ботанический сад-институт ДВО РАН Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, ул. Гоголя, 41. Факс: (4232) В пособии кратко сформулированы современные тенденции ландшафтного дизайна, дается представление о принципах формирования декоративных посадок, общих декоративных качествах растительного материала различных жизненных форм, применяемых в архитектурно-ландшафтных композициях. Отдельная глава посвящена характеристике растительного материала, который может использоваться при создании архитектурно-ландшафтных композиций различного типа. Приводится словарь, содержащий объяснение как терминов, используемых в ландшафтном дизайне, так и ботанических терминов. Предназначено студентам специальностей «Дизайн», «Дизайн архитектурной среды», «Архитектура» и всем интересующимся вопросами ландшафтного проектирования и декоративной дендрологии. 115


Махан М. Южный дворец или Дворец Новуходоноссора II в Вавилоне Южный дворец является вершиной древнеиракского зодчества. Он был построен в эпоху нововавилонского царства при правлении царя Новуходоноссора

Дзэнский сад самодостаточный космос Возможно, наиболее ярким художественным воплощением дзэнского взгляда на мир является сад при монастыре. В этой статье мы попробуем проследить историю садов дзэн и то,

Время выполнения заданий: 120 минут Пишите разборчиво. Кроме ответов на вопросы в работе не должно быть никаких пометок. При отсутствии ответа ставьте прочерк. (Максимальное количество баллов - 100) Часть

ПСОШ 2 ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Япония островное государство Выполнила: Уч-ца 11 «а» класса Смыслова Вера Учитель: Баландина В.П. 2008год ПРОБЛЕМА Как изменения ЭГП повлияли на политическое устройство

Модуль 1. Регулярное стилевое направление в садово-парковом искусстве зарубежных стран. Лекция 1. Основные понятия ландшафтной архитектуры. Садово-парковое искусство древнего Египта, Ассирии-Вавилонии.

Эссе Искусство стран Востока Выполнила: Ким Ирина Радионовна, учащаяся 2 класса МБУ ДО ДХШ им. А.С. и М.М. Чиненовых Преподаватель: Петкова Анна Сергеевна, преподаватель Истории искусств, член Всероссийского

Пояснительная записка Общая характеристика программы Рабочая программа по мировой художественной культуре для 8 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЯПОНИИ ПЛАН 1.Географическое положение. 2. Флаг и герб. 3. Столица страны. 4. Культура и искусство Японии. 5. Кинематограф, аниме, театр. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ЯПОНИЯ РАСПОЛОЖЕНА

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Подготовка к олимпиаде по искусству» (класс) Раздел I. Пояснительная записка Цель реализации программы индивидуально-групповых занятий «Подготовка к

Основное общее образование Мировая художественная культура 8 класс Рабочая программа Москва ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных

Индивидуальный шифр Олимпиада «Мир вокруг» для учащихся 4 х классов Экскурсовод: Приветствуем вас на борту самолёта «Россия: с запада на восток». Во время путешествия мы перелетим от западной до восточной

МБДОУ «Детский сад 93 общеразвивающего вида» город Сыктывкар, Республика Коми Скульптура Подготовила Воспитатель 2 группы: Изъюрова Светлана Николаевна Скульптура - одно из самых древних искусств. Само

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (государственная

ОТДЫХ НА БАЛИ Бали, знаменитый "Остров Богов", является одним из самых популярных туристических направлений. Воды, омывающие белый песок пляжей Бали, идеально подходят для дайвинга, а густые джунгли, изобилующие

Звуковые эффекты храма Неба Посещение этого комплекса оставили в памяти самые интересные впечатления из всего путешествия по городу Пекину. Китайскую стену во внимание не принимаем. Изначально было все

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 октября 2012 г. 69 Об утверждении проекта зон охраны историкокультурной ценности «Купаловский мемориальный заповедник «Вязынка» родина Я.Купалы

Обзорная экскурсия по Москве. Посещение башни Сююмбеки и Кремля в Казани. Экскурсионный тур по Екатеринбургу. Экскурсия по Иркутску. Посещение деревни Листвянка. Посещение музея деревянного зодчества.

C древнейших времен территорию Углича разделяли водные протоки ручьи Троицкий, Каменный, Селивановский и речка Шелковка. Когда-то они служили источниками воды для жителей, местами развития хозяйственных

СПРАВКА ИСТОРИЧЕСКАЯ Усадьба Знаменское (Раек), кон. XVIII нач. XIX в.в., в с. Раек Торжокского района Усадьба Знаменское (Раек), принадлежавшая генерал-аншефу и сенатору Ф.И. Глебову-Стрешневу, сложилась

«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток и с места они не сойдут, пока не предстанут Небо с землѐй на страшный Господень суд» Редьярд Киплинг Восток есть Восток ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Связь человека с окружающей

Толубанова Оксана Игоревна, студентка СахГУ, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБРАЗА ЗЕРКАЛА В КУЛЬТУРЕ ЯПОНИИ Аннотация. В данной статье рассматривается появление зеркала в

Малые Архитектурные Формы (МАФ) это важная составляющая в ландшафтной архитектуре и садово-парковом искусстве, они дополняют общую композицию архитектурного ансамбля застройки. МАФ бывают функциональные

Презентация возможностей сотрудничества и проведения съемок в Болгарии БОЛГАРИЯ как одно из самых популярных мест для проведения съемок 1. Страна, география, визовый режим Болгария граничит на севере с

ИЗМАЙЛОВСКИЙ ОСТРОВ расположение Измайловский остров (24,4 га) располагается в Восточном округе г. Москвы и является частью территории Измайловского парка. Остров был искусственно создан в XVII веке по

Транс-сибирская железная дорога СТАНДАРТНЫЕ РУССКИЕ ПОЕЗДА Москва Казань Екатеринбург Иркутск Улан-Батор Пекин 17 дней «Гвозди» программы: Обзорная экскурсия по Москве. Посещение башни Сююмбеки и Кремля

Садово-паркового и ландшафтного искусства «ИМПЕРАТОРСКИЕ САДЫ РОССИИ» ОРГАНИЗАТОР РУССКИЙ МУЗЕЙ VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ИМПЕРАТОРСКИЕ САДЫ РОССИИ» САДЫ ШЕЛКОВОГО ПУТИ 5-14 ИЮНЯ 2015 Михайловский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обеспечение сохранности на объекте культурного наследия (произведение садовопаркового искусства) регионального значения «Усадьба «Перово» (пл.21,1 га), при установке объекта, не являющимся

История России, 7 класс Тема урока: «Образование и культура в XVII веке» Учитель: Петрова М.Г Цель -познакомиться с особенностями культуры Руси в XVII веке; - выявить причины усиления внимания к культуре

КЛАССИЧЕСКИЙ МАРШРУТ НА ЦВЕТЕНИЕ САКУРЫ Токио-Камакура-Киото-Нара-Осака-Токио (групповой тур, 8 дней) ДАТЫ ЗАЕЗДОВ 2018 год: Март 24.03-31.03.18, 31.03-07.04.18 Апрель 07.04-14.04.18 Гарантированные заезды,

Китай и Япония в Средние века 1. Начало Средневековья 2. Империи Суй и Тан 3. Китай в период правления монголов 4. Империя Мин 5. Особенности развития Китая в Средние века 6. Становление государственности

Месенева Н.В. Практико-ориентированная деятельность студентов вуза УДК 58:712(07) Храпко Ольга Викторовна Ботанический сад-институт Дальневосточного отделения Российской академии наук Россия. Владивосток

Программа составлена на основе требований к результату освоения ООП НОО МБОУ «СОШ 7». Ученик научится: Планируемые результаты: - различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,

ОТЗЫВ Официального оппонента о работе Асалхановой Екатерины Владимировны «Дацан Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге. Концепция и программа историкохудожественной реконструкции живописного убранства», представленной

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПРОДАЖЕ КВАРТИРЫ В ФЕШЕНЕБЕЛЬНОМ КЛУБНОМ ОСОБНЯКЕ «Бутиковский 5» тел. 8-800-777-0-888 Почта: [email protected] Месторасположение Бутиковский пер, д.5 «Бутиковский 5» - этот клубный

Программа по изобразительному искусству. 9 класс. Пояснительная записка. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2007г. и обеспечена программой Б.М.Неменского,

SWorld 19-30 March 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/march-2013 MODERN DIRECTIONS OF THEORETICAL AND APPLIED RESEARCHES

Иероглифика Графемы: место и пространство В процессе эволюции китайской письменности внешний вид графем очень сильно изменился, и сегодня часто сложно, а иногда невозможно определить, к изображению какого

Рукотворная вселенная или О том, как, созерцая малое, можно увидеть вечное Учитель русского языка и литературы Крюков С. Д. Высаживая цветы, приглашаешь бабочек, Высаживая сосны, приглашаешь ветер, Высаживая

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА КАК ЦЕЛОСТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ Янковский Д. А., Саньков П. Н Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры, Днепропетровск, Украина LANDSCAPE

// 109 // Нина Коновалова Лестницы Андо Тадао Павильон Японии на «Экспо-92» в Севилье. Нина Анатольевна Коновалова аспирант НИИ теории архитектуры и градостроительства (Москва). Е сли взглянуть на творчество

Д.холдеево, Можайский муниципальный район, МО Заказчик_Елов Андрей Альфредович ОПИСАНИЕ УЧАСТКА Участок расположен по адресу - примерно в 150 м. по направлению на север от ориентира деревня Холдеево, Клементьевского

Раздел: социально-гуманитарный Современное архитектурное решение образа Православного храма Ладанова Вера Валерьевна, студент Сыктывкарского государственного университета, г. Сыктывкар Кисляковский Иван

Чугунное литье С художественным чугунным литьем человечество знакомо с древнейших времен. Археологические исследования показали, что первые продукты литья начали производить в Египте за двенадцать тысяч

СИММЕТРИЯ ВОКРУГ НАС Проект подготовили: ученики 9 а класса (учитель: Панцевич Т.Б.) Цель: Познакомить с симметрией в литературе, в архитектуре, природе, технике, искусстве. Пифагор Регийский (V век до

Фиона Макдональд Художник-иллюстратор Джеральд Вуд Москва Издательский Дом Мещерякова 2019 ВВЕДЕНИЕ Эта книга путеводитель по городу XVII века, расположенному на западе Африки. Бенин-Сити построен на месте

СПРАВКА ИСТОРИЧЕСКАЯ Усадьба Ермоловой, 1-ая пол. XIX в., в с. Калабриево Калязинского района Автобусом от Калязина 28 км. В XVIII в. сельцо Калабриево из Дмитровского уезда Московской губернии отошло

Общество в Японии, как и в любой другой стране, было традиционно разделено на социальные группы: приближенные к семье императора, чиновничество, самураи, монастырское сословие, бизнесмены, третий класс

Наверняка, каждому из нас порой хочется заглянуть в историю родного города, очутиться в прошлом, из которого вырос современный Екатеринбург. Но он остался, этот старый Екатеринбург город Татищева в исторических

Методика показа. Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность

Музыка театр и поэзия древнего египта презентация >>> Музыка театр и поэзия древнего египта презентация Музыка театр и поэзия древнего египта презентация На протяжении существования Древнего Египта, музыка

7-8 классы 2015 ГОД- ГОД ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Используя предложенный изобразительный материал создайте свой лист для общей книги на тему «Книга- уникальное явление мировой культуры». Во время

Особое внимание к деталям очень отличает культуру восточного сада от западного. Существует несколько типов японских садов. Каресансуи.. 0588119782 15 авг 2010. В последние годы очень популярны стали японские

Транснациональный проект «Туристский маршрут Алматы Бишкек - Кашгар» Управление туризма и внешних связей города Алматы, 2016 г. Маршрут АЛМАТЫ ТАМГА ТОРУГАРТ АЛМАТЫ БИШКЕК ТАШ-РАБАТ Достопримечательности

Планировка участка: как должен выглядеть уголок мечты По сравнению с покупкой готового загородного жилья индивидуальное строительство имеет массу преимуществ, ведь в данном случае у вас появляется возможность

История рекреации и туризма Лекция 1. Путешествия в древнем мире Путешествия Путешествие передвижение по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными,

1 Пояснительная записка Каждая неровность Земли - от континента до царапины на камне когда-то появилась, росла и изменялась, прежде чем приобрести сегодняшний облик. Миллионы лет лик нашей планеты формировался

Лягушка женский символ в мировой культуре и культуре народов Севера Рябцева Алина, 6 класс МБОУ СОШ %7, г. Ноябрьск Лягушка женский символ в мировой культуре и культуре народов Севера Почему в сказке лягушка

Комплекснаяпроверочная работа для 4 класса 4. Тематика: «Московский Кремль» Московский Кремль одна из главных достопримечательностей Москвы, столицы России, расположен на левом берегу Москвы-реки, на Боровицком

1 июн 2013. Романский стиль в искусстве Западной Европы 6 3.. Для работников в туристической сфере тема данной работы особенно актуальна,. 6915971249 Искусство XVII века, реализм в искусстве XVII века,

Проект Пластические искусства в нашей жизни 6 класс Почему сложились различные виды изобразительного искусства? Что такое пластические искусства? Как произведения искусства могут рассказать о нашей жизни?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мало-Вяземская средняя общеобразовательная школа ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА Проект по технологии Руководитель: Меркулова Евгения Игоревна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Васильчиновская средняя общеобразовательная школа Утверждаю Директор И.А. Корнеева Приказ от 2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по мировой художественной культуре

Добавить в закладки:


Генетические корни японского сада с его формализованными компонентами, приемами композиции уходят в древние «доархитектурные» формы. Уходят в тот период истории Японии, который можно было бы на-звать первым этапом культурного развития этой цивилизации, связанным с поклонением силам природы. Именно тогда в древней Японии сформировалась религиозная система «синто» — «путь богов», которая впоследствии определила не только принципы формирования садово-паркового искусства, но и многие особенности японской культуры. В древнем синтоизме отсутствовали визуально воспринимаемые символы божеств, их идентифицировали с конкретными предметами или явлениями природы. Обожествление всего окружающего мира выражалось в утверждении: божество нельзя видеть, но его можно ощущать путем переживания красоты природы и ее ритма, можно приобщиться к божеству и, созерцая, постичь истину. Скрытая сила «моно-но-кэ» (материальный предмет и одновременно бесформенное, «первоначальное» пространство) и «кэ» (таинственная сила, пронизывающая все предметы и пространства).

Первым вещественным олицетворением моно-но-кэ стал камень, осознанный как вместилище, оболочка божества. Это был важнейший этап философского и художественного постижения действительности, формирования не только религиозных представлений о божестве, но и соотношения предмет - пространство. Места поклонения создавались из предмета - камня, огороженного веревками, и засыпанного галькой пространства, обычно прямоугольного, в котором это божество существует. Место поклонения не имело никаких сооружений и символически отделялось от окружающей природы, в сущности, оставаясь единым с ней. Искусство камней и эмоциональное отношение к ним было отчасти связано с фаллическими культами, специальные алтари которых сохранились до сих пор. Композиционная схема сада обязательно учитывает различие камней, выражающих мужское или женское начало.

Наивный первобытный синтоизм послужил основой для двух важнейших эстетических идей, сформированных из обожествления природы и поклонения ей: символизации природной формы и символизации через пространственную форму. В течение всей своей истории Япония заимствовала художественные и другие идеи у разных народов. Однако, проходя через призму национального сознания и традиционного художественного опыта, идеи ассимилировались и совершенно видоизменялись, наполняясь новым смыслом в контексте каждой конкретной эпохи. Даже буддизм с его разработанной философией и сильной системой религиозных догматов получил в Японии иные формы, чем в Индии, Китае и других странах.

В VI веке Япония официально приняла буддизм, который ассимилировал местное учение и трансформировал его в рёбусинто, смысл которого заключается в идентификации синтоистского и буддистского божеств. Высокая духовность личности в мироощущении буддизма соприкоснулась с наделенной духовностью природой, что было основой основ синтоизма. Отсюда возникло совершенно особое восприятие окружающего мира, его неразрывного единства с человеком, их глубинной внутренней связи.

Японская культура впитала в себя в значительной мере переработанные космогонические представления об инь — ян и постоянстве изменений. «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три — все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполне-ны ци и образуют гармонию» (Лао-цзы. «Дао-дэ-цзин»).

Общие буддистские тезисы о вездесущности Буд-ды (он живет во всем, в живой и неживой природе), о перерождении (что, в общем-то, ставит человека в один ряд с природой во всех ее проявлениях) в сочетании с идеями даосизма и конфуцианства заняли важ-ное место в осмыслении отношения человека к миру природы и его места в этом мире.

Первые японские сады были созданы в древней столице Нара (VIII в.). Ансамбль города в регулярности плана и отчетливости структуры совпадал с буддистс-кой символической схемой мироздания - мандала. Нара возведен по подобию китайской столицы Чань-ань, поэтому неудивительно, что первые сады Японии тоже были созданы по образцу китайских. В летописи «Нихонсёки» упоминаются корейские мастера, которые впервые устроили на японской земле сады с искусственными холмами и мостиками в период правления императрицы Суйко, там также есть упоминание об одном человеке, имевшем прозвище «министр садов» за то, что он разбил вокруг дома великолепный сад.

Формирование самобытной культуры в VIII и IX веках проходило под интенсивным воздействием Китая, переживавшего период блистательного расцвета поэзии, живописи, архитектуры. Китайские образцы были своего рода эстетической нормой и эталоном.

Континентальная (китайская) идея сада как искусственно преобразованной природы в сочетании с пространственными представлениями анимистических культов древней Японии преобразовала традиционную форму японского средневекового сада. Сады Китая создавались как земное подобие рая, где сама красота природы должна помочь человеку проникнуть в тайны бытия и достичь бессмертия. Сад давал уединение, возможность наслаждения и созерцания мощи и величия природы.

В это время в Китае еще не существовало строгих канонов, определяющих построение сада, была общая конструктивная схема: скелет (горы) и кровь (вода), что выражало главный и общий космогонический принцип единства и противоположности двух начал - положительного, светлого мужского (гора или камень) и отри-цательного, темного женского (вода). Сама композиция сада должна была оставлять впечатление свободы, не-принужденности и нерегулярности, свойственных самой природе — этой могучей стихии, прекрасной в своей естественности, в единстве и столкновении своих сил. Передать пульс природы, ее жизненный ритм невоз-можно случайным соотношением ее отдельных деталей. Задача художника — понять внутренний смысл жизни природы и выразить его в своем произведении.

Китайская идея искусственного и одновременно естественного сада еще не была воспринята в культуре Нара, времени утверждения буддизма. Создавая большие архитектурные комплексы, такие, как Тодайдзи, архитекторы оставляли природное окружение в своих естественных формах, организуя пространство вокруг храмов планировкой путей движения процессий. Разум и воля архитектурно-планировочного решения контрастировали со стихийностью природы, а не соответствовали ей, как это произойдет в последующей эпохе — Хэйан, важнейшем периоде в истории японской художественной культуры.

Ощущением, чувством, переживанием красоты че-ловек проникал в сущность бытия. Но буддистская иллюзорность и эфемерность мира лишали чувство красоты жизнерадостности. Красота быстротечна, она мгновенна, едва уловима и преходяща, готова в следующий миг исчезнуть бесследно. Изысканная хэйанская куль-тура основала новый тип отношения к миру - любование. Не просто наблюдение, а переживание и острое восприятие. Красота открывается человеку только в моменты наивысшего эмоционального напряжения. А язык подлинной эмоции - это поэзия, и именно в эту эпоху были созданы классические произведения японской литературы. Хэйанская культура оказала решающее воздействие на формирование японского садово-парко-вого искусства, поскольку открыла новое отношение человека к природе — созерцание.

На смену изысканной и утонченной эпохе Хэйан приходит мужественный, брутальный культ силы эпохи Камакура (XIII - XIV вв.). Являясь практически антитезой предыдущему периоду, время военного дворянства создало предпосылки для формирования нового отношения к природе. Не чувственная красота, олицетворяющая переживания че-ловека, но одушевленность, могущество и сила природы кажутся теперь ее главными качествами.

После объединения страны под властью сегунов Асикага обе культуры — хэйанская и камакурская постепенно сближаются, что послужило основой для расцвета искусств периода Муромати. Идеалам пришедшего к власти военного сословия соответствовало учение дзэн. Признание духовности человека, восприятие человека как части природного мира, равнозначной всему другому, определило отношение дзэн к окружающему. Природа не противостоит человеку как враждебная сила, он един с ней, он — часть ее. «Познавая мир, познаете самого себя». Согласно учению дзэн, в созерцании природы самое главное - слияние субъекта и объекта, ощущение человеком природы как части своего естественного бытия. «Красота заключена не в форме, а в смысле, который она выражает, и этот смысл раскрывается, когда наблюдатель всю свою сущ ность передает носителю этого смысла...».

Аскетизм дзэн основан на уважении к природе, но это не подавление личности, а отсутствие эгоизма в отношении с миром природы, отказ от самоутверждения. Аскетизм дзэн — это простота, умеренность, мужественность, его путь — интуитивное постижение родства с миром природы во всех его проявлениях. Внутренняя суть природы подобна сути человека и понять ее логически невозможно. Интуитивное постижение истины возможно в один из моментов просветления. «Вселенная каждый раз возникает, когда человек открывает глаза, чтобы взглянуть на нее». Не отрицая полностью интеллект, дзэн признает его лишь в той мере, в какой он совпадает с интуицией. Образ-символ, образ-знак помогают поэтически-метафоричному способу мышления дзэн иррационально, интуитивно постичь истину. Такой тип художественного мышления определил структуру канона японских садов, которые в этот период стали лаконичным и концентрированным выражением мироздания. Эстетическая ценность растений, камней, песка и воды в семиотической природе японского садового искусства является второстепенной по сравнению с тем, что они символизируют.

Синтоистская традиция символики пространства путем его отождествления с божеством выросла в сред-ние века в устойчивую традицию одухотворения архитектурно-пространственной формы, насыщения ее этнической и религиозно-философской содержательностью. При этом изменение пространственных концепций в средневековом искусстве садов от его сложения в периоды Нара и Хэйан к канонизации жанра под влиянием буддизма дзэн в эпоху Муромати в целом было явлением сложным и многослойным.


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

mob_info