Крестовые походы детей (кратко). Крестовый поход детей Детский крестовый поход

Скрупулезно точных свидетельств современников о походе детей не сохранилось. Потому история обросла множеством мифов, домыслов и легенд. Однако точно известно, что инициатором такого предприятия являются Стефан из Клуа и Николас из Кельна. Оба были мальчиками-пастухами.

Первый рассказывал, что ему явился сам Иисус, повелевший передать некое письмо королю Франции Филиппу II, чтобы тот помог детям в организации похода. По другой версии, Стефан случайно встретился с одним из безымянных монахов, выдавший себя за бога. Он то и увлек детский разум божественными проповедями, повелел освободить Иерусалим от «неверных» и вернуть его христианам и вручив ту же рукопись.

Стефан. (wikipedia.org)

Пастух начал так горячо проповедовать, что многие подростки и даже взрослые люди стали следовать за ним по всей Франции. Вскоре молодой оратор смог добраться и до королевского двора Филиппа II. Король заинтересовался идеей устроить детей, потому что он искал расположения у римского папы Иннокентия III в войне с Англией. Но Рим долго хранил молчание, и европейский монарх отказался от этого намерения.

Гроб Господень

Тем не менее, Стефан не остановился, и вскоре большое шествие подростков с хоругвями двинулось из Вандома к Марселю. Дети искренне верили, что море расступится перед ними и откроет путь ко Гробу Господня.


Дети следовали за Стефаном и Николасом. (wikipedia.org)

Тяжелый путь через Альпы

В мае того же года некий Николас организовал свой поход из Кельна. Их путь лежал через труднопроходимые Альпы. Около тридцати тысяч подростков двинулось в сторону гор, однако лишь семь смогло выбраться оттуда живыми. Даже для армии из взрослых людей проделать путь через эти горы было непросто. К тому же дело усугублялось сложными перевалами и переходами. Дети оделись слишком легко, не подготовили достаточных запасов провизии, и потому многие замерзли и умерли от голода в этой местности.

Но и в итальянских землях их встретили отнюдь не радостно. У итальянцев в памяти еще были свежи разорительные походы Фридриха Барбароссы после предыдущего крестового похода. И немецкие дети, претерпевая утраты и лишения, с трудом добралось до прибрежной Генуи.


Итальянские города. (wikipedia.org)

Дети-крестоносцы нисколько не полагали, что море после многочисленных молитв не расступится перед ними. Тогда многие участники осели в торговом городе, а другие отправились вниз по Аппенинскому полуострову к резиденции папы римского, чтобы получить от него всесильную поддержку и покровительство. В Риме детям удалось добиться аудиенции, на которой Иннокентий, к огорчению Николаса, настоятельно рекомендовал повернуть юным крестоносцам домой. Обратный переход через Альпы оказался еще тяжелее: очень немногие вернулись в германские княжества. Дошедшие свидетельства касательно судьбы Николаса рознятся: одни утверждают, что он умер на обратном пути, а другие, что он исчез уже после посещения Генуи. Таким образом, никто из немецких детей- крестоносцев не добрался до Святой земли.

И от Вандома до Марселя

Как уже было отмечено ранее, Стефан из Клуа возглавил крестовый поход из города Вандом. Несмотря на то, что им помогал орден францисканцев и на то, что суровые Альпы оказались в стороне от их маршрута, судьба французских детей сложилась не менее трагично. И в прибрежном Марселе, куда они дошли от начального пункта, море не открыло пути крестоносцам. Потому подросткам пришлось прибегнуть к помощи неких Гуго Ферреруса и Гийомо Поркуса — двух местных купцов, предложивших доставить их в Святую землю на своих кораблях. Известно, что дети погрузились на семь кораблей, каждый из которых мог вместить по семьсот человек в каждом. После этого во Франции детей никто никогда не видел.

Крестовый поход детей. (wikipedia.org)

Некоторое время спустя в Европе появился монах, утверждавший, что он сопровождал детей всю дорогу. По его словам, всех участников похода обманули: их привезли не в Палестину, а к берегам Алжира, где их потом угнали в рабство. Вполне возможно, что марсельские купцы заранее сговорились с местными работорговцами. И не исключено, что кто-то из юных крестоносцев все же добрался до стен Иерусалима, но уже не с мечом в руках, а в кандалах.

Курт Воннегут: «Крестовый поход детей»

Крестовый поход детей 1212 года закончился полным провалом. Он очень впечатлил потомков и современников и нашел отражение в искусстве. Об этом событии снято несколько фильмов, а Курт Воннегут, описывая пережитую им бомбардировку Дрездена, назвал книгу «Бойня номер пять или крестовый поход детей».

1212 год удался на славу: дождей не было, солнце палило, весь урожай засох на корню, на пороге замаячил голод, запахло апокалипсисом... Как водится в лихую годину, объявилось множество пророков, предвещающих самые разные несчастья грешному человечеству...

Церковь так никогда и не высказала своего отношения к детскому крестовому походу

Более того, некоторые святые отцы даже отрицают сам факт его существования

МОЛОКО И МЕД ПАПЫ РИМСКОГО

«Всем идущим туда в случае их кончины отныне будет отпущение грехов. Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии трофеи... Земля та течет медом и молоком. Кто здесь горестен, там станет богат». Речь папы Урбана II произвела впечатление на слушателей. Первый Крестовый поход - во имя освобождения Иерусалима от мусульман - состоялся в 1095 году. Потом было еще четыре: неверные сдаваться не спешили, завоеванную Палестину приходилось удерживать при помощи оружия, а Гроб Господень в руки крестоносцев не давался. Почему? В мае 1212 года французский пастушок Этьен узнал ответ на этот вопрос. Иисус явился ему и сказал: взрослые погрязли в грехах, они алчны и развратны. Господь же любит невинных. Стало быть, очистить Иерусалим от неверных могут только дети. И он - Этьен - поведет их в поход...

УСТАМИ МЛАДЕНЦА

Этьен с его видением мало бы чем отличался от десятков других не в меру экзальтированных личностей, если бы не одно но: парнишке едва исполнилось 12 лет. а потому к его россказням отнеслись благоговейно, ведь известно: устами младенца глаголет истина. К тому же «младенец» искренне вообразил себя Божьим посланником, о чем и поведал святым отцам из аббатства Сен-Дени в Париже.

Располагал Этьен и вполне материальным свидетельством своей «богоизбранности»: письмом от Иисуса на имя короля Франции. В послании содержался все тот же призыв освободить Иерусалим силами детей. Помахивая этой грамотой, Этьен в сопровождении примкнувших к нему монахов, крестьян, ремесленников и всякого сброда разъезжал по городам и весям и призывал детей идти с ним - и дети шли. «Крестоносная лихорадка» охватила французскую бедняцкую детвору - 10-12-летние мальчики и девочки в простых холщовых рубашках с нашитыми на них крестами толпами устремлялись за «Божьим посланником». Почему их не удерживали родители? Этим людям, нищим в большинстве своем, не на что больше было надеяться, кроме как на милость Божью. И пусть движение крестоносцев XII века опорочило себя грабительством и военными неудачами, вера в то, что Господь будет милосерднее, если удастся отвоевать священный город Иерусалим, в народе еще теплилась. К тому же масла в огонь подливали священники.

Церковь не хотелось терять ни своего влияния, ни тем более богатых палестинских земель. Но охотников воевать за Иерусалим становилось все меньше и меньше. Поэтому в ход пошла «тяжелая артиллерия» - дети. Иннокентий III заявил: «Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю». Думается, этим сказано все: папа рассчитывал, что вслед за детьми в крестовый поход отправятся их родители, но... Король Франции Филипп II, который, кстати, так и не получил письма Иисуса, быстро разобрался в ситуации и издал указ, запрещавший организацию любых походов. Остановить детей монарху оказалось не под силу: движение приобрело массовый характер, к тому же ссориться с папой напрямую было опасно...

Около 30 тысяч детей под предводительством Этьена прошли Тур, Лион и другие французские города, кормясь милостыней. И вот перед ними портовый Марсель. «Божий посланец* не раз повторял им слова, якобы сказанные Иисусом: «По велению Божьему Средиземное море расступится перед вами, и вы пройдете по сухому дну, подобно библейскому герою Моисею, и отберете у неверных «святой гроб». Дети остановились у моря, пропели религиозные гимны и усердно взмолились Господу. Но чуда не произошло: море и не подумало расступиться. По истечении двух недель, во время которых, кстати, бесследно исчез Этьен, судьба улыбнулась юным крестоносцам, уже готовым усомниться в своей вере. Некие торговцы - Хуго Ферриус и Вильям Пор-кус - предложили детям свои услуги: дескать, вот вам прекрасные корабли, ради богоугодного дела мы готовы предоставить их безвозмездно, то есть даром Семь чудесных, больших, крепких кораблей! Бесплатно! Де і и возрадовались чуду и бесстрашно взошли на палубы. Недалеко от берегов Сардинии, у острова Святого Петра (как символично!), суда попали в бурю. Два корабля вместе со всеми пассажирами пошли ко дну, а остальные пять пристали-таки к берегам. Только не Палестины, а Египта, где юных крестоносцев предприимчивые коммерсанты Хуго и Вильям продали в рабство. Домой не вернулся никто... Однако это еще не вся история.

ЯВЛЕНИЕ КРЕСТА

В том же мае 1212 года немецкому отроку Николасу тоже было видение: он узрел на небе крест и услышал Божественный приказ - собирать детей и двигаться в Иерусалим. Приказ есть приказ, к тому же над «имиджем» Николаса здорово поработали святые отцы. Доселе ничем не примечательный - разве что слишком мечтательный - 10-летний мальчик вдруг обрел способности целителя К нему потянулись слепые, глухие и прокаженные - и всем им Николас, если верить средневековым хроникерам, даровал здоровье, не попасть под его обаяние было невозможно. В результате тысячи детей устремились вслед за ним - в Иерусалим.

Исходной точкой движения немецкого детского крестового похода стал Кельн - один из главных религиозных центров тогдашней Германии Немецкие бароны выступали резко против этой затеи, но страной тогда правил юный король - 17-летний Фридрих II Гогенштауффен. обязанный своим престолом римскому папе. Формально он запретил поход, но после его запрета движение стало приобретать массовый характер. Биться за Гроб Господень отправлялись даже 5-6-летние дети! Этим малышам пришлось труднее, чем их французским сподвижникам: те хотя бы шли по своей территории, по дорогам Франции. На пути же немецких детей встали Альпы. Конечно, их можно обогнуть, но это займет какое-то время. А медлить нельзя! Гроб Господень в опасности - эту мысль внушали детям святые отцы, сопровождавшие их (читай - руководившие ими) в походе. И тысячи ребятишек отправились в горы - под звуки фанфар и труб, распевая религиозные гимны, написанные специально для них. Очень скоро голод стал их постоянным спутником, а потом и убийцей. Мертвых не хоронили - оставляли лежать на земле, не прочитав даже молитвы: на это не было сил. Из 40 тысяч детей, начавших переход через Альпы, в Италию пришел лишь каждый четвертый...

25 августа 1212 года измученные немецкие ребятишки оказались на генуэзском берегу - ждали, когда расступится море. Им это было обещано, но - увы - не сбылось. А тут еще - какое странное совпадение!- исчез Николас. Неуправляемую толпу правитель Генуи поспешил прогнать из своего города - только этих германских голодранцев ему не хватало!

Дети разбрелись по всей Италии. Лишь немногие из них достигли города Бриндизи. Вид оборванных и голодных ребятишек оказался настолько жалок, что местные власти во главе с епископом воспротивились продолжению похода. Пришлось детям возвращаться домой. Обратный путь уничтожил почти весь остаток этого детского войска. Трупы детей еще долго лежали вдоль дорог - никто и не думал предавать их земле...

Часть мальчиков - видимо, самых упрямых - направились из Бриндизи в Рим: просить у папы освободить их от крестового обета. И Иннокентий III смилостивился: дал отсрочку до совершеннолетия...

И французский, и немецкий крестовые походы детей явно скроены по одному сценарию. Кто же автор этой «заказной постановки»? Разумеется, имен и фамилий сейчас никто не назовет, да оно и не нужно: ясно, что все происходило с молчаливого согласия папы. Все Крестовые походы совершались по указке главы Римско-католической церкви, заинтересованного в том, чтобы католичество распространялось как можно шире. Не стал исключением и этот - детский. Понятно, что доверчивостью наивных мальчишек и девчонок элементарно воспользовались. Даже их предводители - и Этьен, и Николас - скорее всего, были лишь безвольными марионетками в умелых руках. Похоже, сами они искренне верили в свою избранность. Верили, что все испытания, которые выпали на долю юных крестоносцев, не напрасны. Они отправились освобождать Святой город и были готовы к страданиям: раз страдал Иисус, то почему бы и им не испить чашу горестей до дна? Ведь потом - в Царствии Божьем - им отпустят все грехи и придет наконец счастье...

В 1212 году состоялся так называемый Крестовый поход детей, экспедиция под предводительством юного провидца по имени Стефан, который вдохнул во французских и немецких детей веру в то, что с его помощью, как бедные и преданные слуги Господа, они смогут вернуть христианству Иерусалим. Дети отправились на юг Европы, но многие из них не достигли даже берегов Средиземного моря, а погибли в пути. Некоторые историки считают, что Крестовый поход детей был провокацией, устроенной работорговцами с целью продать участников похода в рабство.

В мае 1212 года, когда немецкое народное войско прошло через Кёльн , в его рядах насчитывалось около двадцати пяти тысяч детей и подростков, направляющихся вИталию , чтобы оттуда морем достигнутьПалестины . В хроникахXIII века более пятидесяти раз упоминается этот поход, который получил название «крестового похода детей».

Крестоносцы сели в Марселе на корабли и частью погибли от бури, частью же, как говорят, детей продали в Египет в рабство. Подобное движение охватило и Германию, где мальчик Николай собрал толпу детей тысяч в 20. Большая часть их погибла или рассеялась по дороге (особенно много погибло их в Альпах), но некоторые дошли до Бриндизи, откуда должны были вернуться; большая часть их также погибла. Между тем на новый призыв Иннокентия III отозвались английский король Иоанн, венгерский Андрей и, наконец, Фридрих II Гогенштауфен, принявший крест в июле 1215 года. Начало крестового Похода назначено было на 1 июня 1217 года.

Пятый крестовый поход (1217-1221)

Дело Иннокентия III (ум. в июле1216 года ) продолжалГонорий III . ХотяФридрих II отложил поход, аИоанн Английский умер, всё-таки в1217 году в Святую землю отправились значительные отряды крестоносцев, сАндреем Венгерским , герцогомЛеопольдом VI Австрийским иОттоном Меранским во главе; это был 5-й крестовый поход. Военные действия шли вяло, и в1218 году король Андрей вернулся домой. Вскоре в Святую землю прибыли новые отряды крестоносцев, под предводительством Георга Видского иВильгельма Голландского (на пути часть их помогала христианам в борьбе смаврами вПортугалии ). Крестоносцы решили напасть наЕгипет , который был в то время главным центром мусульманского могущества в Передней Азии. Сыналь-Адиля ,аль-Камиль (аль-Адиль умер в 1218 году), предложил чрезвычайно выгодный мир: он соглашался даже на возвращение Иерусалима христианам. Это предложение было отвергнуто крестоносцами. В ноябре1219 года , после более чем годовой осады, крестоносцы взялиДамиетту . Удаление из лагеря крестоносцев Леопольда и короляИоанна Бриеннского отчасти было возмещено прибытием в ЕгипетЛюдовика Баварского с немцами. Часть крестоносцев, убежденная папским легатом Пелагием, двинулась кМансуре , но поход окончился полной неудачей, и крестоносцы заключили в1221 году с аль-Камилем мир, по которому получили свободное отступление, но обязались очистить Дамьетту и вообще Египет. Между тем наИзабелле , дочериМарии Иоланты и Иоанна Бриеннского, женился Фридрих II Гогенштауфен. Он обязался перед папой начать крестовый поход.

Шестой крестовый поход (1228-1229)

Фридрих в августе 1227 года действительно отправил в Сирию флот с герцогом Генрихом Лимбургским во главе; в сентябре он отплыл и сам, но должен был вскоре вернуться на берег, вследствие серьёзной болезни. Принявший участие в этом крестовом Походе ландграф Людвиг Тюрингенский умер почти тотчас после высадки в Отранто . ПапаГригорий IX не принял в уважение объяснений Фридриха и произнес над ним отлучение за то, что он не исполнил в назначенный срок своего обета. Началась крайне вредная для интересов Святой земли борьба между императором и папой. В июне 1228 года Фридрих наконец отплыл в Сирию (6-й крестовый поход), но это не примирило с ним папу: Григорий говорил, что Фридрих (все ещё отлученный) едет в Святую землю не как крестоносец, а как пират. В Святой земле Фридрих восстановил укрепления Иоппии и в феврале 1229 года заключил договор с Алькамилом: султан уступил ему Иерусалим, Вифлеем, Назарет и некоторые другие места, за что император обязался помогать Алькамилу против его врагов. В марте 1229 года Фридрих вступил в Иерусалим, а в мае отплыл из Святой земли. После удаления Фридриха его враги стали стремиться к ослаблению власти Гогенштауфенов как на Кипре, бывшем со времен императора Генриха VI леном империи, так и в Сирии. Эти раздоры очень невыгодно отражались на ходе борьбы христиан с мусульманами. Облегчение крестоносцам принесли лишь раздоры наследников Алькамила, умершего в 1238 году.

Осенью 1239 года в Акру прибыли Тибо Наваррский, герцог Гуго Бургундский, граф Петр Бретанский, Амальрих Монфортский и другие. И теперь крестоносцы действовали несогласно и опрометчиво и потерпели поражение; Амальрих был взят в плен. Иерусалим снова попал на некоторое время в руки одного эйюбидского владетеля. Союз крестоносцев с эмиром Измаилом Дамасским привел к войне их с египтянами, которые разбили их при Аскалоне. После этого многие крестоносцы покинули Святую землю. Прибывшему в Святую землю в 1240 году графу Ричарду Корнваллийскому (брат английского короля Генриха III) удалось заключить выгодный мир с Эйюбом (Мелик-Салик-Эйюб) египетским. Между тем раздоры среди христиан продолжались; бароны, враждебные Гогенштауфенам передали власть над иерусалимским королевством Алисе Кипрской, тогда как законным королем был сын Фридриха II, Конрад. После смерти Алисы власть перешла к её сыну, Генриху Кипрскому. Новый союз христиан с мусульманскими врагами Эйюба привел к тому, что Эйюб призвал к себе на помощь турок-хорезмийцев, которые взяли в сентябре 1244 года незадолго перед тем возвращенный христианам Иерусалим и страшно опустошили его. С тех пор святой город был навсегда потерян для крестоносцев. После нового поражения христиан и их союзников Эйюб взял Дамаск и Аскалон. Антиохийцы и армяне должны были в то же время обязаться платить дань монголам. На Западе крестоносное рвение остывало, вследствие неудачного исхода последних Походов и вследствие образа действия пап, которые тратили на борьбу с Гогенштауфенами деньги, собранные на крестовые Походы, и заявляли, что помощью Святому Престолу против императора можно освободиться от данного раньше обета идти в Святую землю. Впрочем, проповедь крестового Похода в Палестину продолжалась по-прежнему и привела к 7-му крестовому походу. Прежде других крест принялЛюдовик IX Французский: во время опасной болезни он дал обет идти в Святую землю. С ним пошли его братья Роберт, Альфонс и Карл, герцог Гуго Бургундский, гр. Вильгельм Фландрский, гр. Петр Бретанский, сенешаль шампанский Иоанн Жуанвиль (известный историк этого похода) и многие другие.


Крестовые походы вошли в число тех событий, что определяют лицо средневековой Европы. Широко известно восемь «номерных» крестовых походов в Святую Землю, однако, сегодня историки выделяют 18 подобных событий в средневековой Европе. Некоторые из них настолько ужасны и абсурдны, что поражают современного человека. Так, в 1212 году произошёл «Крестовый поход детей».

Итак, походу 1212 года в Палестину предшествовал широко известный 4-ый крестовый поход, который закончился настоящим идеологическим крахом: заветная мечта христиан так и не сбылась, однако Иерусалим, как и несколько других городов, были разграблены. Поход показал многим лидерам все притворство самой идею походов. Поведение многих рыцарских орденов в Святой Земле сыграло не последнюю роль в окончательном расколе западной католической церкви и восточной византийской. Тем не менее, мечта о возвращении Гроба Господня не покинула простых христиан. Едва успели рыцари разойтись домам, как в Риме вновь пошли слухи о новом походе.


Началось все в Германии, весной 1212 года, предположительно в мае месяце. Германское войско направлялось в Италию, для того чтобы погрузиться на суда и отправиться в Палестину. Велико было удивление солдат, когда в Кёльне к ним присоединилась несметная рать детей и подростков, предводители которой заявили, что они крестоносцы и также направляются в Святую Землю. С подобным явлением немецкое войско столкнулось и во Франции. К 25 000 детей и подростков из Германии присоединилось еще около 30 000 французских подростков. Все они шли под предводительством пастуха Стефана из Клуа. По его словам, сам явился ему во сне в облике монаха и повелел собрать детей и вести крестовый поход на Палестину без оружия и лошадей, чтобы взять город Иерусалим и «освободить Гроб Господня одним лишь именем Господа на устах».«Рыцарям и взрослым не удалось освободить Иерусалим поскольку, они шли туда с грязными помыслами. Бог отступился от них, закоренелых грешников. Мы - дети, и мы чисты », - призывал Стефан.


Сегодня это выглядит, по меньшей мере, странно. Но стоит учитывать, что Крестовый поход детей имел весьма серьезную политическую поддержку. Поход детей был одобрен не только военачальником Германской армии, но и Орденом францисканцев, которые были широко известны своими проповедями об аскетизме и смирении. Орден имел вес и в Риме, а потому, поход был одобрен и Папой Римским.

Количество детей-крестоносцев постоянно росло. К моменту подхода к Альпам подсчитать их точное число было уже невозможно. Сегодня многие исследователи полагают, что большую часть детей-крестоносцев все же составляли подростки и юноши. Тем не менее, многие средневековые хронисты и летописцы упоминают и крестьян старшего возраста, в том числе женщин и стариков. Не редко к шествию присоединились и преступники, скрывающиеся от правосудия.


Несложно догадаться о том, что детский поход не имел фактически никакой серьезной организации, несмотря на всю духовную и политическую поддержку. Детское воинство было вынуждено терпеть множество невзгод и лишений. Еще на территории Германии участники похода начали умирать от голода и болезней. Особенно сложным периодом для армии стал переход через Альпы. В заснеженных горах замерзло несколько тысяч детей. Однако, несмотря на все это, более чем половине удалось достичь Италии. Во время альпийского перехода, армия детей разделилась на несколько частей. По приходу в Италию из разрозненных отрядов медленно сформировалось основные группы. Первая состояла в основном из немецких детей, которых осталось очень немного. Вторая – из французских. Дети из Франции вскоре направились к югу Италии. Шествие войска сопровождалось ежедневными массовыми молитвами. Таков был . Однако, море так и не расступилось перед праведным войском. Впрочем, походу согласились помочь местные купцы, они предоставили детям корабли до Алжира.


Достигнув берегов Африки, поход завершился, не ступив на земли Царства Небесного. Как оказалось, европейские купцы были в заговоре с арабскими работорговцами. Тысячи детей оказались проданы в рабство. Участь детей из Германии была столь же незавидна, большинство из них было убито разбойниками или продано в рабство, вернулись из несостоявшегося похода лишь небольшие разрозненные отряды детей-крестоносцев. Ни Рим, ни один из орденов никак не отреагировал на это событие. Многие историки указывают на свидетельства о том, что кошельки некоторых купцов, рыцарей и даже церковников в ходе этого «Крестового похода» увеличились в десятки раз.

Несмотря на все ужасы крестового похода детей, Рим не оставил идеи об освобождении Царства Небесного. Спустя пять лет, в 1217 году начнется новый поход в Святую Землю, который назовут «пятым». В ходе этого «вялого» и неудачного похода сложат свои головы тысячи крестоносцев - как рыцарей, так и простых солдат. Неправоверные отдадут христианам столь желанный город, однако это не начнет началом эпохи мира, а лишь прологом к новой главе кровавых событий.

800 лет назад, в 1212 году Европа сошла с ума. Безоружное войско детей двинулось в далёкий Иерусалим добывать Гроб Господень. Ничего подобного не происходило в мире ни до, ни после этого.

Разве что нечто похожее, как рецидив давнего заболевания, имело место быть в Третьем Рейхе, когда был создан гитлерюгент. Однако в нацистской Германии детей мобилизовало государство, им вручалось оружие и перед ними ставились чёткие военные цели. Дети же 1212 года организовались сами и пошли они на Иерусалим безоружные.

Европа тех времён представляла собой одно большое яблоко раздора. В ней роскошествовали церковники и крупные феодалы, издыхал от голода простой люд, а между теми и другими пробавлялась водой и хлебом безземельная знать (наследовать землю имели право только старшие сыновья в роду). К тому же Европа тогда переживала «городскую революцию» и закономерный «бэби-бум». Тьма разношерстного народа слонялась без дела, без царя в голове и надежды на лучшее.

Началось брожение умов. Как грибы после дождя, возникали еретические секты, в ответ на что церковь учредила инквизицию. В городах запахло жареной плотью, но пытки и казни делали только полдела. И вот римский папа Урбан II объявляет, что все беды происходят по простой и легкоустранимой причине – Гроб Господень и святая иерусалимская земля находятся в руках неверных. В общем, все на Восток - биться с мусульманами!

Так были убиты сразу два зайца. Рыцари-голодранцы пошли и добыли себе земель и золота, а простолюдины выпустили пар. Однако «благоденствие» длилось недолго. Вскоре мусульмане вышвырнули крестоносцев из Иерусалима, и Европа вновь погрузилась в уныние. Теперь беднота уже совершенно уяснила, что счастья ждать неоткуда. Особенно же остро испытали на себе тяготы и отчаяние бедняцкие дети.

В 1212 году во Франции и в Германии объявляются два малолетних фанатика, которые возвещают, что всеобщее счастье придёт тогда, когда Гроб Господень заберут у мусульман невинные дети. Малышня должна прошествовать к Средиземному морю, и воды его расступятся, открыв прямой путь в Палестину. Интересно, что эти два проповедника повторяли друг друга почти слово в слово, будто каким-либо образом согласовывали свои речи.

Сперва поговорим о французском мальчике. Он стал известен в Париже в мае упомянутого 1212 года своим громким заявлением, что Христос передал ему через нищего старика чудесную грамоту. В ней детям Франции приказывалось пойти в Иерусалим и забрать без кровопролития Гроб Господень. Сделаете это – получите все блага мира, говорил он..

Мальчику было 12 лет. Звали его Этьен. До того, как получить грамоту от таинственного старика, он пас коров. Единственное его отличие от множества других деревенских детей – сильнейшее психическое расстройство. Возможно, именно благодаря своей шальной голове, он как раз и обладал тем жарким красноречием, которое буквально завораживало людей. Дети заслушивались его речами и обожали его со страстью неистовой.

На площадях и перекрёстках Этьен собирал сотни слушателей. Постепенно многие из них оставались со своим кумиром, забыв родителей, игры и заботы в отчем доме. Матери и отцы пытались образумить их, но зря. Со временем стало считаться зазорным отваживать своих отпрысков от святой цели.

Наконец, летом Этьен бросил клич выдвигаться. Дети нашили на одежду разноцветные кресты, взяли котомки и отправились в путь. Всего пошло 30 000 мальчиков и девочек от 6 до 12 лет. Это было потрясающее зрелище, описанное многими летописцами. Под флагами с изображением Христа и Богородицы двигалось настоящее малолетнее войско.

Питались они подаяниями. От города к городу к ним примыкали крестьяне, бродяги, священники, монахи, воры. Прибыв в Марсель, все воодушевились до состояния истерии. Вот сейчас Этьен вскинет руки, произнесёт молитву, и море обнажит своё дно. Но волны продолжали мерно биться о берег.

Бледные, худые, измождённые дети стали разбредаться, но тут на пристани объявились два ушлых судовладельца. Они предложили переправить бедолаг через море, заверив их в своём христианском бескорыстии. Дети погрузились на семь кораблей и поплыли навстречу святому подвигу. Близ берегов Сардинии два корабля перевернулись и все, кто на них находились, утонули. Другие пять кораблей дошли до Египта, и там юные крестоносцы были проданы судовладельцами в рабство «неверным».

В те же дни в Германии случились события, точь-в-точь схожие с французскими. Двадцать пять тысяч мальчиков и девочек, облачённые в одежды с нашитыми крестами, выдвинулись через Кёльн в Италию. Их вёл крестьянский сын Николас, которому не было и десяти лет. Он, как и Этьен, демонстрировал недетскую, просто демоническую харизму и влюблял в себя «с первого взгляда».

У него не было письменного приказа от высших церковных иерархов, да это было и ни к чему. Ведь ему время от времени являлся ангел, рассказавший, куда и зачем идти. Николас провёл своё войско через Альпы. По пути две трети детей не выдержали холода и тяжести перехода – умерли. По прибытию в Геную оставшиеся крестоносцы приготовившись увидеть чудо с морскими водами. Стоит ли говорить, что Николаса постигла та же неудача, что и Этьена.

Разница между французскими и немецкими событиями заключалась в том, что во втором случае не пришли на «помощь» судовладельцы. Случилось другое. Многих детей без обмана и пустых обещаний похитили пираты. Уцелевшая же часть войска отправилась обратно в Германию через Альпы, но почти никто не дошёл. Дороги тогда были усеяны детскими трупиками.

Лишь горстка крестоносцев во главе с Николасом погрузилась на два корабля и отбыла в Палестину. По некоторым свидетельствам, Николос впоследствии дрался с мусульманами в рядах Пятого крестового похода. Иные источники свидетельствуют, что никто из детей до Иерусалима так и не добрался.

Летописцы упоминают в своих хрониках детские крестовые походы 51 раз. Однако современная Европа стыдливо умалчивает об этих безумствах. Ведь так кошмарно зарождалась её культура, фасад которой щедро украшен сегодня гуманистическими постулатами.



mob_info