Что такое просфора

Часто раздают просфоры. Это маленький пресный хлеб, который считается настоящей святыней. К нему следует относиться очень бережно и следить за тем, чтобы он не испортился. Обычно его вкушают во время причастия . Кроме этого, необходимо знать некоторые правила его употребления.

Просфора - что это и для чего нужно

Просфора - это маленький хлеб, который имеет круглую форму. Готовится он из пшеничного теста , которое замешивается на святой воде. Об этом угощении известно несколько фактов:

  • слово «просфора» переводится с греческого языка как «приношение»;
  • кроме дрожжей и соли, в такую выпечку не вносятся никакие добавки;
  • в православной церкви считается, что такая выпечка состоит из двух частей, которые символизируют слияние человеческой и божественной сущности, соединившихся в Иисусе Христе;
  • сверху на просвире имеется печать в форме креста, которые имеют равные стороны. По углам присутствуют буквы IС ХС NI K. А. Подобная надпись имеет значение «Иисус Христос побеждает», а печать является олицетворением невидимой печати образа Господа;
  • изображает просфора хлеб Тайной Вечери , который Иисус разделял между учениками.

Формы церковного хлебца

Просвирка церковная бывает нескольких форм. Их различают пять видов по печатям для просфор:

  • Агничная. Такое изделие имеет большой размер с крестом. Из него специальным ножом вырезают агнец - хлеб, который имеет форму куба. В то время, когда проходит литургия , агнец становится истинным телом Христа. Ту часть, которая была не использована, называют антидором. После службы её раздают верующим .
  • Богородичная. На таком хлебце присутствует печать «Мария» или образ Богоматери. Когда проходит проскомидия, из верхней части вынимают часть, имеющую форму треугольника. Она кладётся на специальное блюдо рядом с агнцем.
  • Девятичинная. Такая просвирка посвящается всем святым, и во время службы из неё вынимают девять частей.
  • Заздравная. Из такой выпечки вынимают две части за всех, кто участвует в литургии.
  • Заупокойная. Из этой берут только одну часть сверху за всех упокоенных верующих.

Кроме этих видов, существует ещё несколько особых видов. Это артос - хлебец, который освящают в Пасхальную ночь. В это время священнослужитель просит у Бога благословения и помощи в исцелении недугов. Этот вид просфоры на протяжении всей Светлой Седмицы находится напротив Царских врат. В субботний день его разделяют на маленькие части и раздают верующим прихожанам. Артос является символом воскрешения Иисуса Христа и должен напоминать о его нахождении на земле.

Употребление церковного хлеба

Имеется несколько правил насчет просфоры. Как употреблять её, необходимо знать всем верующим. В первую очередь делается это натощак в утреннее время. Рекомендуют первым делом расстелить на столе чистую салфетку и поставить уже на неё хлеб и немного воды. Когда хлебец вкушается дома, перед его употреблением следует прочитать специально предназначенную для таких случаев молитву . Необходимо есть хлебец над тарелкой и следить за тем, чтобы крошки не падали на пол. Не употребляют просвирку и на кладбищах. Также нельзя раскрашивать её там.

Чтобы разрезать священный хлеб, в храмах используется специально предназначенный для этого нож. Его называют копие. Он представляет из себя нож, который имеет наконечник в форме копья . Такой нож не хранится рядом с другими столовыми приборами. Священнослужители не рекомендуют разрезать просфоры обычным кухонным столовым прибором.



Принято считать, что прочтение молитвы перед тем, как съесть священный хлеб и выпить святую воду, приводит к освящению тела и духа и помогает ограждению от нечистой силы. Просфору, разделённую на части, выносят в конце богослужения, в это время прихожане должны сложить ладони крестом. При этом правая ладонь должна накрывать левую. После передачи хлебца следует целовать руку священника. После того как он будет принесён домой, его следует положить на чистую салфетку. Перед употреблением святой воды с просвиркой нужно прочесть молитву .

Если просфора заплесневела или испортилась

Иногда принесённый домой священный хлеб может засохнуть или заплесневеть. Верующим необходимо знать, что с ним делать и как правильно поступить. С засохшим хлебом можно поступить очень просто - следует его размочить, используя при этом святую воду, и съесть его. Хранится такое церковное угощение в том уголке, в котором стоят иконы. При длительном хранении лучше положить его в бумажный пакет.

Если просфора заплесневела - что делать? Это в первую очередь считают результатом небрежного обращения со святыней. Поэтому священнослужители считают это за грех и рекомендуют исповедаться. С заплесневевшим хлебцем поступают так же, как и с другими святынями, которые необходимо подвергнуть уничтожению. Поступить можно следующим образом:

  • закопать в том месте, где не ходят люди;
  • пустить по реке. При этом необходимо проследить за тем, чтобы она не пристала к берегу (можно её измельчить либо привязать к камню);
  • если хлебец испортился, то можно отнести его в церковь, где его сожгут;
  • священнослужителями разрешается измельчить хлеб и дать его птицам, однако бросать при этом крошки на землю запрещается, рекомендуется класть их на дощечку. Давать животным просфоры запрещено.

Инструкция

Просфора символизирует естество человека, состоящее из миллиона природных элементов, и множество людей в мире в целом. Нижняя часть просфоры обозначает плотскую (земную) часть человека, а верхняя часть (с печатью креста и словом «победа» по-) – его духовное начало.

При изготовлении просфоры дрожжи замешиваются на воде. Святая вода обозначает божию благодать, а дрожжи – великую силу святого духа, который и дает жизнь всему существующему на земле.

Для церковных служб используется только свежие просфоры, поскольку молитва над черствым хлебом приравнена к греху. Круглая форма просфоры говорит о вечности всех людей Иисуса Христа и напоминает человеку о его вечной жизни. Традиционно просфоры должны печься теми, кто не вступал в брак или вступал в него всего один раз.

В самом конце литургии всем молящимся раздадут маленькие части просфоры – антидоры, принять которые нужно с благоговением, сложив ладони крестом и положив правую руку на левую. При этом нужно поцеловать руку священника, принесшего этот дар. Антидор съешьте натощак, там же и с особым благоговением.

Принеся просфору домой, приготовьте чистую скатерь, поставьте на нее саму просфору и святую воду. Перед трапезой прочтите молитву со словами благодарности богу за его милость. Просфору ешьте над тарелкой или чистым белой бумаги, чтобы ни одной святой крошки не упало на стол или даже на пол. Просфора – святой небесный хлеб, принимать который нужно со страхом и смирением. Резать обычным кухонным ножом просфору запрещается. Для этих целей желательно завести специальный нож, который храните в чистоте, отдельно от другой посуды.

Артос – пасхальную просфору – нужно хранить как святыню в красном углу рядом с иконами и употреблять в трудные минуты или по крохотному кусочку, чтобы этого святого квасного хлеба хватило до следующего великой Пасхи.

Обратите внимание

Для хранения просфоры используйте специальные тканевые мешочки. Храните ее бережно, не допуская появления плесени. Испорченный хлеб необходимо сжечь. Не рекомендуется крошить просфору на кладбище, над могилой, как это делают многие верующие.

Источники:

  • О просфорах и святой воде

Православное богослужение призвано к тому, чтобы люди принимали участие в соборной молитве и посредством этого получали для себя духовную пользу. В храме верующий человек может не только получить душевное успокоение, но и соприкоснуться со святынями.

Главным богослужением православной Церкви, венчающим весь суточный цикл церковных служб, является божественная литургия. Во время этого богослужения христиане приобщаются Тела и Крови Христовых. Кроме этой величайшей для православного человека святыни в храме можно вкусить и так называемые артосы, однако происходит это значительно реже.


Артосом именуется специальный хлеб, освящаемый только раз в году - в период пасхальной Светлой седмицы. Он представляет из себя специально приготовленный дрожжевой хлеб (само название артос с греческого языка и переводится "хлеб"). В церковной традиции иногда артос называют всецелой в меру того, что из артоса не вынимаются частицы на проскомидии. Артос не используется во время подготовки к божественной литургии.


Уже в двенадцатом столетии появляются упоминания об освященном артосе. В настоящее время на этой святыне сверху принято изображать святой крест.


Артосы освящаются посредством чтения специальной молитвы в конце пасхальной литургии. После этого хлебы кладут на специально приготовленный стол и ставят напротив открытых царских врат. На время богослужения артосы убираются в сторону, дабы духовенство могло безпрепятственно проходить во время церковной службы царскими вратами.


После освящения артосы всю Светлую седмицу находятся на солее. Во время уставных крестных ходов в послепасхальные дни с артосами совершается благоговейное обхождение вокруг храма.


В субботу Светлой недели по окончании богослужения литургии артосы разрезаются и раздаются верующим для благоговейного приобщения ко святыне. Традиционно перед вкушением артоса принято петь или читать пасхальный тропарь или иные воскресные молитвословия.


Видео по теме

Перед началом божественной литургии священнослужитель готовит вещество для совершения таинства евхаристии. В храме осуществляется последование проскомидии, во время которого используется специальный хлеб.

Просфорой в церковной традиции принято именовать специально приготовленный хлеб, используемый на проскомидии для приготовления будущей святыни – Тела Христова. Хлеб для будущей евхаристии имеет определенный состав: соль, воду и пшеничную муку; и изготавливается определенной формы: из двух составных частей, что символично отображает связь небесной и земной Церквей, а также указывает на важнейшую православную вероучительную истину о двух природах воплотившегося Миссии (божественной и человеческой).


Сейчас по традиции РПЦ принято совершать литургию на пяти просфорах. В Греции часто используется одна крупных размеров.


Главной просфорой является агничная просфора - та, из которой вынимается частица, используемая непосредственно в таинстве евхаристии. Она вынимается из центра просфоры, при этом остальные части именуются антидором. Оставшиеся просфоры используют для вынимания частиц в молитвенную память Божией Матери (просфора именуется богородичной), святых, ангелов, а также в молитвенную память людей как живых, так и умерших.


На агничной просфоре традиционно изображается крест со специальными сокращенными надписями "ИС ХС" и "НИКА", торжество Господа по преодолению смерти (такие же изображения могут быть использованы и на просфорах, из которых вынимаются частицы о почивших и живых, а также чинов святых). На богородичной просфоре сверху изображается образ Девы Марии или , указывающие на личность Богородицы.


Девять частиц вынимаются из просфоры в воспоминание людей, стяжавших особую божественную благодать, приведшую к святости – Иоанна Предтечи, пророков, святителей, преподобных, мучеников, праведников и т.д. Такая просфора именуется девятичастной (девятичинной).


Особые просфоры используют для поминовения живых православных христиан, а также тех, кто уже окончил свой земной путь.


Кроме больших просфор на проскомидии используются и маленькие хлебы. Из этого вида просфоры по бокам достаются маленькие частицы с поминовением людей живых и усопших. Эту маленькую просфору раздают прихожанам после богослужения.

«Побеседуем сегодня о просфоре, так как немногиe из нас о ней имеют правильное понятие. Большая часть из нас знает только, что просфора — хлеб священный и изготовляется из белой муки.

Просфора печется непременно из лучшей пшеничной муки, потому что для святаго хлеба должна быть и мука лучшая. Тесто для просфоры употребляется непременно кислое, а не пресное, как указано это примером Самого Спасителя Иисуса Христа, когда Он установлял Таинство Причащения. Просфора обыкновенно бывает двухсоставная, т.е. состоящая изъ двух толстых один на другом положенных кружечков, соединяющихся только серединою своею и образующих въ соединены пережим (выемку). Двухсоставность просфоры означает, что Божество и человечество в Иисусе Христе между собою нераздельны и не слиянны, как и кружечки в просфоре один с другим окончательно не соединяются и друг от друга не отделяются. На верхней части просфоры есть печать, изображающая крест, и около него слова IС. ХР. HI. КА., что значит: «Иисус Христос побеждает». Эти крест и слова вокруг него означают, что просфора изготовляется во имя Иисуса Христа, Который есть Победитель дьявола.

Просфора бывает круглая в знак безначальности и бесконечности Иисуса Христа, подобно как и форма круга не имеет начала и конца.

Каким образом и по какой причине освящаются на обедне просфоры? Для совершешя литургии (обедни) употребляется пять просфор. Из первой просфоры вырезается четыреугольная середина, и эта вынутая часть называется «Агнец». Освященный священническим благословением, этот Агнец силою Святого Духа становится Телом Христовым, Которым совместно со святою Кровью, под видом вина, и причащаемся мы, христиане.

Из второй просфоры вынимается сверху небольшая частица в честь и память Пресвятой Богородицы; просфора эта называется Богородичною.

Из третьей просфоры вынимаются девять частиц в честь и память святых Божиих, разделенных на девять чинов или ликов; посему эта просфора называется девятичиновною.

Из четвертой просфоры вынимаются две частицы: при вынутии первой священник молится о здравии и спасении своего Архиерея, всего священнического и диаконского чина и всех служителей церковных; при вынутии же второй частицы молится о здравии и спасении предержащих властей, а равно и всех православных христиан.

Вынимая частицы из пятой просфоры, священник молится о памяти и оставлении грехов всех православных христиан, умерших в надежде воскресешя и жизни вечной.

Кроме этих пяти просфор, иногда употребляются на обедне несколько других просфор, из которых вынимаются частицы тоже за живых и умерших. Это бывает в том случае, когда кто-либо просит священника особо помянуть о здравии и спасении живых и об упокоении умерших. При вырезывании частиц из таких просфор священник поименно поминает (называет имена) тех лиц, о которых просят особо молиться. Bсе вынутые из просфор частицы полагаются около Агнца на дискосе (священном золотое, серебряное или стеклянное блюдо; одновременно символизирует ясли, где родился Христос, и гроб, в который было положено Его тело после снятия с креста). В конце обедни соединяются в чаше со святыми Дарами — Телом и Кровью Христовыми. Через такое соединение святые, в честь и память которых вынуты частицы, получают ближайшее соединеше с Богом, а через то большую славу и радость, а живые и умершие, за которых вынуты опускаемые в чашу частицы, получают ослабление грехов и жизнь вечную. Но частицы, вынутые за святых, а также за живых и умерших, не имеют освящающаго и очищающегоо действия, какое исключительно усвояется жертве Христовой. Эти частицы не претворяются в Тело Христово, и потому не должны быть подаваемы верующим для причащешя. В таком случае зачем они вынимаются? А вот зачем. По словам блаженнаго Августина, эти «приношения частиц за весьма добрых бывают благодарением Богу, за невесьма злых служат очищешем грехов, за весьма же злых, хотя не приносят пользы мертвым, по причине их упорства в зле, однако, служат утешением живых; для тех же, кому они полезны, служат или к совершенному очищению грехов, или чтобы и самое осуждение легче было».

Вот через все перечисленные священные действия получают освящающую благодать и самыя просфоры, из коих вынимаются частицы, отчего и становятся хлебом священным. Вкушать просфору следует натощак и при этом так, чтобы ни одна даже малейшая кроха от просфоры не упала на пол и не была потоптана ногами».

(из книги «В помощь пастырям и в назидание пасомым»)

Просфора или просвира (с др.-греч. «приношение» ) - богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии для таинства Евхаристии и для поминания во время Проскомидии живых и мёртвых. Просфора своим происхождением уходит в глубокую древность.
Прообразом ее служили хлебы предложения (пресные) в скинии Моисея. Хлеба предложения состояли из двух частей, что символизировало хлеб земной и небесный, то есть два начала, Божественное и человеческое. Заповедь о принесении хлеба в жертву дошла к нам - с ветхозаветных времен: «пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной» (Лев.7:13 ).
Просфора - это и есть тот квасный, то есть дрожжевой, хлеб. Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворен для вечной жизни.

История появления просфоры.

В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (оливковое масло), воск для свечей - все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложения в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.



Богослужебные просфоры. Греческая форма (печать) для выпечки просфор. Китайская печать для выпечки просфор. Гонконг, приход свв.Петра и Павла.

Агапа.


Агапа (с греческого любовь или дружба ) – вечерняя, совместная трапеза («вечеря любви», «вечеря Господня») христиан (1- 5 век н.э.), на которой молились, вкушали пищу, вспоминали об Иисусе Христе, совершали Евхаристию. В подражание Тайной вечере, на агапу собирались вечером. По совершении таинств агапа переходила затем в обычную вечерю, то есть ужин. Агапа воспроизводила Тайную Вечерю и символизировала собою социальное равенство всех членов общины и единение их во Христе. Во время агапы («вечери любви») все давали друг другу целование мира.
Благодарение и молитвы над дарами были неотъемлемой принадлежностью священнодействия, при котором совершалось Таинство Причащения. Самые Тело и Кровь Христовы получили название - благодарения (по-гречески - евхаристия ).
Позже, Третий Карфагенский Собор 391 года постановил, чтобы верные готовились к Евхаристии говением, и поэтому отделил Евхаристию от агапы. Соборы Лаодикийский и Трулльский (392 г.) запретили совершать агапу в храме и тем самым совершенно лишили их церковно-религиозного характера. Когда агапу, «вечерю любви », отделили от Литургии, просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Евхаристии.

Приготовление просфоры.

Просфоры в Русской Православной Церкви, по примеру первых христиан, готовятся из квасного (с использованием различных заквасок (хмеля, изюма, дрожжей) теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На верхней части просфоры помещаются изображения креста (при помощи резных печатей) с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос ), под перекладиной НI КА (по-гречески победа ) - Иисус Христос побеждает. Так же может помещаться образ Богородицы или какого-либо святого. Просфоры делаются двухсоставными (из двух половинок) в ознаменование двух природ Иисуса Христа - божественной и человеческой.
Нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. При изготовлении просфор добавляется святая вода, которая знаменует благодать Божию. Дрожжи знаменуют животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Мука и вода в просфоре обозначает плоть человека, а дрожжи и святая вода обозначают душу.

Богослужебное употребление просфоры.

После реформы патриарха Никона (1650-х - 1660-х годах) для Проскомидии в Русской Православной Церква стали использовать пять просфор в воспоминание евангельского чуда о насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч человек (Ин.6:1-15 ). Для Проскомидии просфора полностью не используется - из неё копием изымаются частицы. Одна из просфор используется для приготовления Агнца, которым на Литургии причащаются верующие. Из остальных четырёх просфор священник изымает частицы в память Богородицы, святых, в числе которых и составители Литургии, а также в память живых и умерших членов Церкви.
Для Богослужения нужна, собственно, одна просфора - та, из которой вынимается часть для Агнца, но по обычаю древности, когда употребляли пять просфор, это количество и является наименьшим для совершения проскомидии. Просфор может быть и больше десятки, а в больших храмах и сотни. Просфор может быть столько, сколько подано записок «О здравии » и «Об упокоении ».
Нельзя употреблять совсем черствые или заплесневелые просфоры. Для Агнца удобнее брать просфору немного затвердевшую (испеченную накануне), нежели свежеиспеченную, так как из первой легче вырезать святой Агнец и по освящении его удобнее раздроблять на частицы для причащения мирян.
Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии » или «О упокоении ». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая ».
Вместе с просфорами для совершения Таинства употребляется красное виноградное вино, именно красное, как образ крови.

Антидор.

В конце литургии молящимся раздается антидор - маленькие частички просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Антидор принимается благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую и вкушается в храме, натощак, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.
В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранееХI века. Древнейшим можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию » Германа Константинопольского по списку ХI века. Далее следует указать свидетельство Вальсамона (ХII в.) в 15-м ответе Александрийскому патриарху Марку. Согласно Номоканону, при недостаточности для антидора частиц просфоры, из которой вынут Святой Агнец, можно употреблять для его приготовления просфору в честь Пресвятой Богородицы.
Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под эпитимиею.

Артос (греч. - квасной хлеб ) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая. Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим. Употребление артоса начинается с начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы собирались на общую молитву, в память о Тайной Вечере они причащались Тела и Крови Христовых. На трапезе, первое место за столом они оставляли невидимо присутствующему Иисусу Христу, полагая на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью и Воскресения Христова.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Полагают артос на уготованном столе, на солее, против царских врат. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом, священник читает особую молитву. После прочтения молитвы иерей трижды окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь ».
Аналой с освященным артосом устанавливается на солее пред образом Спасителя, где артос находится все дни Светлой седмицы. Во все эти дни, по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит молитву на раздробление артоса. Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Просфора и артос, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими в святом углу возле икон, как духовное врачевание от болезней и немощей. Артос употребляется в этих особых случаях всегда со словами «Христос воскресе! ».
Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.
Род артоса нижней степени освящения представляет пасхальный кулич – церковно-обрядовая пища.

Евхаристический Агнец.


Евхаристический Агнец - это четырехугольная частица, вырезаемая во время проскомидии из первой просфоры. Евхаристический Агнец в конце Евхаристического канона пресуществляется в Тело Христово.
Отсутствие древних свидетельств об Евхаристическом Агнце и его приготовлении связано с тем, что проскомидия, на которой он приготовляется, явление сравнительно позднее. В течение долгого времени она состояла в простом выборе из принесенных народом хлеба и вина лучших. Выбранный хлеб освящался в целом, нетронутом виде, в котором приносился и раздроблялся на части только непосредственно перед приобщением.
Первое по времени упоминание об Евхаристическом Агнце принадлежит Константинопольскому патриарху Герману (скончался в 740 г.). Последование священнодействий сложилось в 10 - 15 веках.

Использование других просфор во время проскомидии.

Из оставшихся четырех и более просфор вынимаются частицы, знаменующие состав Церкви Небесной и земной. Священник берет вторую просфору и, воспоминая Пресвятую Богородицу, вынимает из просфоры частицу, которую кладет на Дискос с правой стороны Агнца (от себя с левой), вблизи от его середины. Эта просфора называется «Богородичною ».
Из третьей просфоры вынимается частица в память Ветхозаветных и Новозаветвых святых, из четвертой извлекается частица за живых членов Церкви, а из пятой - за усопших. Далее, вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими о здравии и упокоении с поминовением имен. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружаются в Святую Чашу, при произнесении священником слов: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих ».

Копие, которым вырезаются частицы из просфор - орудие Промысла Божия.


Для вырезания Агнца из первой просфоры, и частиц из других просфор используется копие. Копие - это плоский железный нож в виде наконечника копья, заостренный с двух сторон и вставленный в деревянную или костяную рукоять. Копие является образом копья, которым римский воин пронзил Христа в ребра, желая удостовериться в Его смерти на Кресте. На проскомидии Агнец слегка пронзается копием с правой стороны со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе ». Острое копие является символом жестокости мира сего. С другой стороны, копие, означает орудие Промысла Божия, выделяющее из среды человечества избранных Его. Копие подобно тому мечу, о котором Иисус Христос в Своей проповеди говорил, что не мир, но меч принес Он на землю, меч, который духовно рассекает человечество на тех, кто принимает и кто не принимает Христа (Мф. 10, 34- 38; Лк. 12, 5 1-53 ).
Духовное значении копия подобно Кресту Христову, который был ранее орудием позорной казни, но во Христе сделался орудием спасения и славы Божией. Копие, будучи орудием смерти, становится во Христе орудием спасения верных для жизни вечной в славе Царства Небесного. Это придает освященному церковному копию благодатную силу, оказывающую целительное действие. В Требнике содержится краткое «Последование на страсть недуга... со святым копием », которое творит священник над больным человеком, осеняя его крестообразно копием.

Пресуществление Святых даров.


Пресуществление - это способ пребывания Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа в хлебе и вине святой Евхаристии. Пресуществление это чудо всемогущества Божия, подобное сотворению Богом мира из ничего. Самое существо хлеба и самое существо вина прелагается в существо истинных Тела и Крови Христовой, действием Святого Духа, Которого священник призывает в это время для совершения Таинства, молитвою и словами: «Низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия, и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего; а еже в Чаши сей, честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым ». После этих слов немедленно совершается пресуществление: остаются только виды хлеба и вина, представляющиеся взору. Господь восхотел, чтобы мы не видели телесными очами Тела и Крови Христовых, но духом веровали, что это - Они, на основании слов, сказанных Христом ученикам своим на Тайной Вечери: "Сие есть Тело Мое и Сия есть Кровь Моя ". Мы должны более веровать Божественному слову, силе Его, а не нашим чувствам, что и являет блаженство веры.

Причащение Святых даров.

Священнослужители причащаются сперва Тела, а затем Крови Христовой. После этого Чаша со Святыми Дарами выносится к мирянам для причащения. Желающие причаститься идут один за одним. Причастившийся целует Чашу и отходит.
Святой Иоанн Златоуст дал распоряжение по всем церквам причащать мирян посредством ложечки (лжицы ), которой извлекаются из Чаши частицы Тела Христова, предварительно погруженные в Кровь Его и пропитанные Ею. При этом было введено в обычай тут же запивать Причастие теплой водой с вином для ясного свидетельства того, что каждый мирянин действительно причастился Святых Тайн.
По велению святого Иоанна Златоуста установился весь порядок причащения. Справа в алтаре, как в сионской горнице, священнослужители, которые в данном случае изображают ближайших ко Христу учеников, Апостолов, приобщаются Святых Тайн раздельно, как они были преподаны Христом на Тайной Вечери. Затем через отверстые Царские врата Чаша, в которой частицы Тела Христова уже обагрены Его Кровью, торжественно выносится к мирянам, что знаменует Воскресение Господа Иисуса Христа.
Миряне причащаются Тела и Крови, соединенных вместе. Кроме того, причащение мирян посредством лжицы духовно означает, что верующие во Христа соединяются с Богом через посредство Церкви, питающей их духовной пищей. Поэтому лжица означает посредничество Церкви в духовном окормлении людей в самом широком смысле.

Вложение в Потир частиц, изъятых из просфор.

Потир (от др.-греч. «чаша, кубок» ) - металлический сосуд для православного богослужения. Потир применяемый при освящении вина и принятии причастия. Потир имеет форму чаши с длинной ножкой и круглым основанием. Потир изготавливается из ценных материалов (золота, серебра), бронзы, отделочных камней.
Первые чаши изготавливались из дерева, около III века появились стеклянные потиры. С IV века получили распространение золотые и серебряные потиры.
После завершения причащения мирян, священнослужитель влагает в Потир те частицы, которые были изъяты о Пресвятой Богородице, о святых, о живых и мертвых. Частицы, вынутые «О здравии и упокоении », влагаются в Потир и, таким образом, соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом заключается сила и действенность изъятия частиц из просфор. Происходит очищение грехов бескровной Жертвой. Каждая частица, проникаясь Кровью Спасителя, делается предстательницей пред Спасителем за того, о чьем имени она вынута. Именно поэтому Православная Церковь считает, что вынуть из просфоры частицу о живом или умершем на Литургиии это самое спасительное и плодотворное действие.

О вкушении просфоры, антидора и артоса.

Просфора, даваемая по окончании Литургии, вкушается верующим до принятия всякой пищи и является святыней. Антидор вкушается в храме, натощак и с благоговением, так как это хлеб святой, жертвенника Божия, приношение к алтарю Христову, от которого Антидор получает небесное освящение. Артоса, полученный в храме, хранится мирянами как духовное врачевание от болезней и немощей и употребляется при болезни со словами «Христос воскресе! ».
Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору в артос следует жечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.

Молитва на принятие просфоры и святой воды.

"Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь ".

Слово «просфора» греческое и в переводе означает – «приношение». В древности – приношения христиан, лучшая часть которых служила для Евхаристии, остальное употреблялось для вечери любви (агапы) после Литургии. После обособления Литургии от вечери любви название просфора сохранилось лишь за хлебом, употребляемым для совершения Литургии. Этот хлеб обычно имел сплюснутую круглую в плане форму с оттиснутым на нем изображением Креста. Позже при Кресте появилась надпись: IС ХС + НИ КА (IС ХС — Иисус Христос / НИ КА — Победитель), схожая с надписью на знамени святого Константина Великого , но более древняя, чем последняя. У сирийцев и египтян печать на просфора представляла собой несколько больших изображений Креста посредине и много малых Крестов вокруг. Употреблялись также хлебы с печатью приносившего их лица.

С VI века некоторые Церкви стали издавать постановления о том, чтобы внешний вид просфоры, употребляемых на Литургии, во всех приходах данной Церкви был одинаковым.

В Русской Православной Церкви в настоящее время употребляются просфора, состоящие из двух соединенных между собой круглых частей, верхней и нижней, «в ознаменование того, что Иисус Христос, в своем ипостасном соединении имея два естества, Божественное и человеческое, чрез посредство сей просфоры в таинственном священнодействии Евхаристии приносится Предвечному Отцу в жертву о Небесных и земных.

На просфоре, как Крестной Жертве, возносимой в Пренебесный Жертвенник, постановлено Церковью напечатлевать Крест с именем Иисуса Христа и словом НИКА, означающим победу Христову» (И. Дмитриевский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии). Такая печать на просфоре Русской Церкви утверждена Большим Московским Собором 1667 года .

Печать на просфоре бывает или круглая, или четырехугольная. Четырехугольная печать и часть, называемая Агнцем, таинственно изображает Божество и человечество Христа, Сына Божия. Для единоверческих храмов разрешается печать с восьмиконечным крестом.

В некоторых храмах, особенно в монастырях, в виде исключения допускается применение печати с изображением праздника, иконы или святого, особо чтимых в данной местности. просфора с такими печатями обычно предназначаются для раздачи верующим, для совершения Божественной литургии не употребляются. Правда, имеются местные обычаи, когда частицу в честь Божией Матери на проскомидии вынимают из просфоры с Ее изображением.

Просфора приготавливаются из лучшей пшеничной муки, замешенной на чистой воде с добавлением соли и закваски из дрожжей, и выпекаются с чтением Иисусовой молитвы просфорницами – женщинами благочестивой жизни (или мужчинами).

Просфора в Русской Православной Церкви, по примеру первых христиан, пекут из квасного теста. «Хлеб квасный есть хлеб, как бы одушевленный через квас и истинно совершенный. Он показывает, что Слово Божие, совершенно нас ради, восприняло нашу плоть; Оно воплотилось, не изменив Своего естества, и со словесною и умною душою восприняло человечество; было совершенным Богом и совершенным Человеком, да и меня воссозиждет всего… В хлебе квасном бывают три вещества, потому что душа наша трехчастна и в честь Троицы. Мука с закваской означают душу, вода – крещение, а соль знаменует ум и учение Слова, Который сказал ученикам: «Вы есть соль земли» (Симеон Солунский).

Мука, вода и соль, соединенные огнем, означают, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он весь соединился со всем нашим естеством.

Нельзя употреблять совсем черствые или заплесневелые просфоры. Для Агнца удобнее брать просфору немного затвердевшую (испеченную накануне), нежели свежеиспеченную, так как из первой легче вырезать святой Агнец и по освящении его удобнее раздроблять на частицы для причащения мирян.

На проскомидии, за которой приготовляется вещество для Евхаристии, употребляется в Русской Церкви пять просфор: из первой, большей, вынимается Агнец, из остальных четырех – частицы, знаменующие состав Церкви Небесной и земной, именно: из второй – в честь и память Пресвятой Богородицы, из третьей – в память святых, из четвертой – за живых членов Церкви, из пятой – за усопших. Кроме того, вынимаются также частицы за имена, которые подали верующие в записках. Эти в ынутые из просфоры частицы в конце Литургии погружаются в святую Чашу, при произнесении священником слов: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». После этого просфоры являются святыми и благоговейно вкушаются верующими прежде принятия всякой пищи.

СТАРИННЫЙ СПОСОБ ВЫПЕЧКИ

Берут 1200 г муки высшего сорта (крупчатки). На дно посуды, в которой будет замешиваться тесто, наливают немного святой воды, высыпают 400 г муки, обливают кипятком (для придания сладости и стойкости против заплесневения) и перемешивают. После охлаждения в эту же посуду добавляют соль, разведенную в святой воде, и кладут дрожжи (25 г). Все тщательно перемешивают и после подъема (через 30 мин.) добавляют оставшуюся муку (800 г) и снова все месят. После подхождения (через 30 мин.) тесто выкладывают на стол, хорошо натирают, раскатывают скалкой листами нужной толщины, режут формами на кружки (для нижней части форма побольше), поправляют их руками, покрывают влажным полотенцем, затем сухим и выдерживают 30 минут. На меньшую, верхнюю часть поставляют печать.

Соединительные поверхности просфорe смачивают теплой водой, верхнюю часть накладывают на нижнюю, прокалывают обе части иглой, чтобы предупредить образования пустот. Затем ставят на противень и пекут в печи до готовности (малые – 15 минут, служебные – 20 минут). Готовые просфоры вынимают на стол, покрывают сухим полотном, затем мокрым, опять сухим и сверху чистым специально для этого приготовленным одеялом. просфоры «отдыхают» 1 час; когда они станут мягкими и остынут, их убирают в корзины или другие вместилища, куда ничего более, кроме просфоры не кладется.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Го́с­по­ди Бо́­же мой, да бу́дет дар Твой свя­ты́й: просфора́ и свя­та́я Твоя́ вода́ во ос­тав­ле́­ние гре­хо́в мои́х, в про­све­ще́­ние ума́ мо­его́, во укреп­ле́­ние ду­ше́в­ных и те­ле́с­ных сил мои́х, во здра́­вие ду́­ши и те́­ла мо­его́, в покоре́ние страс­те́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Тво­ему́ мо­ли́т­ва­ми Пречи́стыя Твоея́ Ма́­те­ри и всех свя­ты́х Тво­и́х. Ами́нь.

Из газеты «Покров»



mob_info