Святой мученик младенец гавриил белостокский. Русские дети-святые Святые дети мученики за веру вифлеемские младенцы

В сонме исчислимых лишь только Господом святых Православной Церкви мы находим имена множества мучеников, добровольно принесших себя в «жертву живую». Это они, пребывая в готовности быть всецело преданными Христу даже до смерти, мученически свидетельствовали о Том, Кто есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14,6), о непреходящей ценности жизни во Христе и со Христом.
Среди мучеников всех времен определенное место в православном календаре занимают дети. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, ставшим жертвами внезапной насильственной смерти. В их случае жертвенная смерть соединялась с чистотою их невинности. Тем самым еще не совсем зрелые в физическом смысле отроки и младенцы становились истинной «солью земли» и «светом мира» (Мф.5,13-14).
Отсюда причисление многих младенцев и отроков, замученных за веру от язычников в первые века христианства, а также в дальнейшем пострадавших от иноверных, инославных и атеистов, к лику святых. Отсюда и народное почитание и в дальнейшем причисление к лику святых мученика младенца Гавриила, названного Белостокским, Заблудовским и Слуцким.
Личность святого младенца Гавриила является образом современного мученичества. Он не просто страдает перед судом язычников или еретиков за исповедание веры, но страдает безвинно и умирает, не сопротивляясь злу, чтобы таким образом последовать примеру Христа. Он- отроча чистейшее(как поется в акафисте), плод спокойной и даже радостной готовности терпеть страдания «даже до крове» за Пострадавшего нас ради. Вместе с земной мученической кончиной младенца Гавриила и одновременным его рождением для новой, лучшей жизни мы получили особенного ходатая за нас, грешных, перед престолом Всевышнего.
Мученик младенец Гавриил родился, жил и пострадал на территории нынешней Польши. Поэтому Польская Православная Церковь относится к нему с особенным почитанием. В его честь строятся православные храмы, он является небесным покровителем Братства Православной молодежи в Польше, а также считается особенным целителем детей. После исторически обусловленных взлетов и падений в почитании Святого мученика в настоящее время его память отмечается также всеми Православными Церквами.
Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский, Слуцкий) родился 22марта 1684 года в селе Зверки Заблудовского прихода Белостокского уезда Гродненской губернии. Был он сыном благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говдель. Крестили его с именем святого Архангела Гавриила в храме тогдашнего Свято-Успенского Заблудовского монастыря, одной из немногих обителей в этой части Речи Посполитой, сохранившей в то время верность православию.
Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению, чем к детским увеселениям и играм. Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога.
В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор деревни Шутко. Он приласкал дитя, и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После этого мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. На девятый день ребенок скончался.
Палачи тайно вывезли бездыханное тело в поле, и бросили у опушки леса вблизи села Зверки. Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но даже охраняли тело от птиц. На доносившийся лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства. Изуверы были найдены и наказаны, а в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись.
При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30лет.
В начале 18 века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить. В селе Зверки умерших детей старались хоронить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды в 1720 году во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению его тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православно верующего народа, усиливая почитание мученика. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого и окончание эпидемии, что послужило поводом для почитания мученика. Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки.
В 1746 году сгорела сельская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка, да и то, несомненно, произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда святые мощи были перенесены В Заблудовский монастырь, ручка чудесно зажила, и вновь покрылась кожей.
В 1752 году архимандрит Слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник Киевского митрополита, составил тропарь и кондак младенцу.
9 мая 1755 года ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, по благословению Киевского митрополита, архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи святого мученика младенца Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь Минской губернии и составил стихотворную повесть о младенце мученике Гаврииле. Крестный ход со святыми мощами, которые в раке несли на руках, величественно прошествовал более 300 верст. Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперсный крест. Пальцы исколоты, на теле рваные раны.
В 1820 году младенец Гавриил был причислен к лику святых Русской Православной Церковью.
Вместе с возрастающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющимся его почитанием православные христиане старались особам образом украсить раку с его святыми мощами. В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебряная рака.
В 1908 году в типографии Успенской Почаевской Лавры была напечатана Служба святому мученику младенцу Гавриилу, составленная архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким).
В том же году епископ Гродненский и Брестский Михаил вместе с епископом Белостокским Владимиром приняли решение перенести из Слуцка часть мощей святого мученика младенца Гавриила в город Белосток.
Перенесение креста и мощевика, в котором до 1897 года почивали мощи святого мученика, началось 31мая. Святыни были перенесены из города Слуцка в Жировицкий монастырь Успения Божией Матери. С 1 по 12 июня через деревни Ялувка, Новая Воля, Полота, Заблудов, Зверки и Дойлиды святые мощи были перенесены из Жировицкого монастыря в Белосток. Таким образом, почти через 150 лет святыня вернулась на свою отчизну.
Частица святых мощей мученика младенца Гавриила находилась в Свято-Никольском кафедральном соборе города Белостока до 1912 года, пока не была перенесена в Благовещенский монастырь в Супрасле.
В Слуцке, где остались мощи, находилась специальная книга, в которой записывались известные духовным и государственным властям чудесные случаи, связанные с находящимися там мощами святого мученика младенца Гавриила. Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.
В 1915 году во время Первой мировой войны епископ Белостокский Владимир вывез деревянную раку с частицей святых мощей мученика младенца Гавриила в Москву и временно поместил в Покровском Соборе на Красной площади.
После октябрьского переворота 1917 года в России начались кровавые гонения на православных.
Врагам Христа мешала память об уподобившемся Ему младенце. Так, защищавший его память от поругания священномученик Иоанн Восторгов, настоятель московского Покровского собора на Красной площади, привлекался большевиками в качестве обвиняемого и впоследствии был расстрелян.
Решением Совета Народных Комиссаров от 29июля 1920 года было постановлено: «планово и последовательно препроводить на территории полную ликвидацию мощей…». Это распоряжение не обошло и святые мощи мученика младенца Гавриила.
В 30-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где до сих пор хранились мощи, был закрыт, а святые мощи мученика перенесены в музей атеизма в Минске.
Во время Второй мировой войны репрессии стали слабеть и в 1942 году в хаосе военной неразберихи православным жителям Минска удалось поместить святые мощи мученика младенца Гавриила в деревянную раку в кафедральном соборе преображения Господня в Минске,настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский).
В 1943 году известие о нахождении святых мощей в минском соборе дошло до настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селении Свислочи отца Алеския Зноско. Отец Алексий за короткое время написал акафист святому мученику Гавриилу, используя более 40 акафистов, которые служили ему образцом. Акафист был утвержден церковной властью в 1943-1944 годах и введен в церковное употребление.
9-10 июля 1944 года святые мощи были перенесены из Минска в Гродно, в церковь Покрова Божией Матери, где они и находились до 21 сентября 1992 года.
Послевоенная судьба этой святыни покрыта завесой тайны. Святые мощи на протяжении последних нескольких десятков лет находились в подземельях гродненской церкви вдалеке от тех, кто мог бы осквернить их. Святые мощи находились во влажном подвальном помещении в крайне неблагоприятных условиях. Однако они не пострадали, что в очередной раз свидетельствует об их святости.
21-22 сентября 1992 года по благословению архиепископов Гродненского и Волковысского Валентина и Белостокского и Гданского Саввы (ныне митрополита Варшавского и всея Польши) святые мощи были перенесены первым, начиная с 1944 года, крестным ходом из гродненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранились, в Свято-Николаевский собор г.Белостока. На белорусско-польской границе их встречало несколько тысяч верующих, которые сопровождали мощи до самого Белостока через все города и села. Мощи младенца мученика Гавриила перевозились на автомобиле в дубовой раке. По пути следования верующие осыпали ее цветами. В каждом городе или деревне, где есть храм, делали остановку. Святые мощи вносились с крестным ходом в храм, где служились молебны и акафисты. Верующие прикладывались к святыне, оставаясь на ночь в храме для молитвы перед святыми мощами младенца Гавриила.
В самом Белостоке святые мощи встретили на окраине города и пронесли по главным улицам крестным ходом в Николаевский собор. Крестный ход продолжался около трех часов. В нем участвовало около 60 тысяч человек. Движение транспорта по улицам было остановлено. Крестный ход встречали даже представители светских властей.
Богослужение в Николаевском соборе продолжалось всю ночь. Утром 27 сентября была также отслужена Божественная литургия. После нее святые мощи младенца мученика Гавриила обнесли крестным ходом вокруг храма и поместили в правом приделе собора. Еженедельно по вторникам перед ракой со святыми мощами читается акафист мученику Гавриилу. В Польше мученик младенец Гавриил почитается православными как покровитель детей и молодежи.
С 1993 года ежегодно 2-3 мая по новому стилю мощи младенца Гавриила переносятся из Белостока в Заблудов, где при открытой раке верующие проводят всю ночь на богослужении. Мощи привозят на автомобиле до окраины Заблудова и оттуда на руках верующие несут их в заблудовский храм. По случаю праздника 2 мая из Белостока выходит паломнический крестный ход в Заблудов.
Память мученика младенца Гавриила отмечается:20 апреля \ 3 мая (в годовщину его мученической кончины), в 3-ю неделю по Пятидесятнице (Собор Белорусских святых), а в Польской Автокефальной Православной Церкви также 9\22 сентября (в годовщину обретения и перенесения его мощей из Гродно в Белосток). В прошлом его память отмечалась также в день Святого Духа.

Святый мучениче Гаврииле, моли Бога о нас! Аминь

Святые Вифлеемские младенцы-мученики, молите Бога о нас!

…Вифлеемские младенцы в белых одеждах мучеников смотрят на нас с иконы. А их матери безутешны в своем горе. Потому что нет ничего страшнее потери собственного ребенка. И нет ничего важнее его права на жизнь. Постепенно день памяти младенцев-мучеников из «рядового» святочного дня становится днем покаяния матерей, когда-либо совершивших страшный грех против своих детей.
Память о святых мучениках младенцах Вифлеемских у многих православных связывается с борьбой против абортов. И это не случайно.
Все младенцы до двух лет были убиты в окрестностях Вифлеема по приказу царя Ирода, который совершил это злодеяние, боясь лишиться власти, богатства и почестей. А сейчас в России по тем же мотивам - боясь лишиться материальных благ и удовольствий - родители повторяют Иродов грех - убивают в утробе своих младенцев, предавая их мучительной смерти. Горькая правда в том, что в то время преступление царя Ирода сопровождалось воплем матерей, пытавшихся спасти своих детей от расправы, а сейчас "вопля великого" почти никто не слышит.
«Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». (Ев. от Матф. 2:18). С 2008 г. 11 января отмечается как Всероссийский день борьбы с абортами. Общественное общероссийское движение «Жизнь» сообщает о целом ряде мероприятий, которые пройдут 11 января во многих городах страны в знак протеста против этих чудовищных преступлений. Одно из таких мероприятий - молитвенная акция "Свечи памяти", к которой в этом году присоединится и наш город Муром.
11 января в память о Вифлеемских мучениках в Свято-Вознесенском храме пройдут:
7ч. 30 м. Утреня. Божественная литургия
10 ч. 30 м. Панихида по детям, где будут зажжены 1000 свечей. Это свечи памяти и скорби о детях, которым не дали родиться.…1000 абортов совершается за один год в нашем городе по официальной статистике. Одновременно будут проходить панихиды во всех больничных часовнях. Свеча - это видимый символ нашей молитвы о спасении еще нерожденных младенцев от гибели, о даровании утешения отцам и матерям, которые осознанно или не осознанно уже попустили не родиться своим детям.
Господь покарал Ирода за такой грех. Он умер мучительной смертью, заживо съеденный червями. Мучимый такой нестерпимой болью, Ирод перед смертью приказал убить свою жену, детей, родственников и 70 мудрецов. Выжившие его дети тоже стали убийцами. За такой грех нужно много молиться, и покаяние должно быть не только на словах, но и на деле.
Чудесные святочные дни должны стать не только днями обращения к памяти первых мучеников, пострадавших за Младенца Христа. Это время радостного праздника Рождества Христова.
И опять в центре нашего внимания – дети!
Детки из многодетных семей и их родители приглашаются на рождественские праздничные посиделки в «Хлебную Горницу». Там в уютной волшебной обстановке будем учиться праздновать святки по исконно русским традициям. Пришли святки – запевай колядки!
Присоединяйтесь к нашей акции!

Аборт-это убийство

Опрос завершен.

полностью поддерживаю и считаю,что нужно запретить аборты

6 (14%)

да,это убийство детей

22 (50%)

не думала об этом вопросе

3 (7%)

не считаю так

13 (30%)

Мы удивляемся терпению святых мучеников и мучениц, мы прославляем их подвиги, их страдания за Христа. Не мужи только, но и юноши, и девы, и благочестивые жены с радостью шли на смерть за имя Христово, за святую веру в Него, и умирали, ликуя духом и славословя Господа, в Троице славимого и покланяемого. Но, что особенно достойно удивления, в светлом лике страдальцев за Христа мы видим и младенцев, небоязненно исповедавших пред мучителями свою святую веру в Господа Иисуса и положивших свои невинные души за Него: воистину, «из уст младенец и ссущих совершил ecu хвалу» имени Твоему, Господи!

Предлагаем несколько трогательных рассказов (из Четии Минеи) о дивном терпении сих малых возрастом, но великих духом мучеников Христовых. Взирая на их младенческое мужество, да устыдимся своей лености и малодушия в наших малых скорбях, видя их пламенную любовь ко Господу, да научимся и сами любить Господа всем сердцем и всей душой: удивляясь их великой вере, - будем и сами просить у Господа хотя малую искру сей живой веры для нашего хладного в вере сердца, ибо Сам Господь сказал: «аще не будете яко дети, не внидете в Царствие Небесное...»

Во Иконии граде бе вдова юна, благородна, именем Иулитта, верою христианыня. В то время Диоклетиан, нечестивый царь, воздвиже гонение велие на христианы. Вземши убо сына своего, Кирика, трилетное отроча, сущее, изыде нощию из Иконии града и странствования, помняши реченное в Писании: «егда гонят вы во граде сем, бегайте в другий», - и пойде в Тарс, град Киликийский, и живаше в том между убогими. Но во времени Александр игемон и в Тарс христиан мучити прииде, и бысть познана о неких святая Иулитта, и приведена бысть пред игемона, имущая на руках трилетное отроча Кирика святаго. Вопрошаема же бывши от игемона, с дерзновением исповеда Господа нашего Иисуса Христа. Разгневался убо игемон, повел от ней отроча, и совлекше оную и растягше, бити без пощадения суровыми жилами. Биемой же сущей мученице, отроча взирающи к ней, плакаше, и ис-торгашеся от рук держащих его, еже тещи к матери. Игемон же, видя красно сущее отроча, повеле к себе принести, и прием, посади на коленах своих, и утешаше тое, да не плачет, и поглаждаше главу детищу, и лобызаше ее, и любезныя к нему глаголы вещаше. Детище же, изимаше себе от рук его, и главою от игемона уклоняшеся, не дая себе поглаждати, ниже лобызати устам того скверным, к матери же взирая, и детски плача, взываше: "Христианин есмь, пусти мя к матери!" - и драше лице игемону ногтьми своими, отрекаяся руками от него. Исполнився же страсти игемон, верже отроча о пол и ногою пхну в ребра, низвергая его долу от высокого седалища своего. Отроча же, по степенем каменным низпадая, и главою о степенным острым углы приражаяся и сокрушаяся, все тое место наполни кровью и предаде святую и непорочную свою душу в руце Божии. Тако венчася мученичеством отрок Кирик. Матерь же его, блаженная Иулитта, внегда узре любезное свое чадо, пред судилищем лежащее в крови мертво, радости исполнися и благодаряще о нем Господа. По многих же муках, и сама усечена бысть... (Июля в 15 день).

Егда святый мученик Роман повешен бысть и различными орудии биен, и ногтьми железными стружем, стояше тамо не далече некое христианское отроча именем Варул. На неже воззрев мученик, рече к мучителю: "Отроча сие малое, разумнейшее есть паче тебе старого, аще и малолетно есть, обаче весть истинного Бога; ты же, исполнен сый лет, не познаваеши Его". Епарх же, призвав к себе отроча, вопроси е: "Коего Бога чтиши?" Отроча же отвеща: "Христа чту". Паки вопроси епарх: "Что есть лучше: единого ли Бога чтити или многих?" Отвеща отроча: "Лучше чтити единого Бога Иисуса Христа". Паки епарх рече: "Чим лучший Христос паче всех богов?" Младенец же отвеща: "Тем лучший Христос, яко истинный есть Бог, и Той созда всех нас; ваши же бози бесове суть, и не создаша никогоже". И ина многа той младенец глаголаше, аки бы был богослов премудрый, Дух бо Святый в нем действуя, совершаше из уст его хвалу, яко да посрамит идолопоклонников. Удивляшеся же мучитель и вси с ним бывшии премудрым глаголом его, и исполняшеся великого студа, яко не можаше его словесы препрети, того ради повелел мучитель того младенца розгами без милости бити. Биен же долго, нача изнемогати, и пити прошаще. Матерь же его, яже таможде стояще в народе и смотряще с радостию на страдание сына своего; видящи его изнемогающего и пити просящего, воздвиже глас свой с гневом, велящи да терпит мужественно до конца. Повелевшу же мучителю мечом посещи младенца, взя его матерь на руце свои, и несе на место усечения. Объемлющи же и лобызающи, утешаще его и укрепляше, да не боится, видя мечь над главою своею. Глаголаше же: "Не бойся, сыне мой, не бойся, сладкое мое чадо, не устрашайся смерти, не умреши бо, но живе будеши во веки. Не бойся меча, ибо посечен бывши, пойдеши абие ко Христу, и узриши славу Его: Он же тя примет, и объимет любезно, и будеши жити с Ним в радости неизглаголанной, ликующи со Ангелы Его святыми". Тако благочестивая та матерь, свое чадо утешающи, донесе е на место усечения. Усечену же бывшу младенцу, собра матерь кровь его в чистый сосуд, и, приемши тело его, радостными е омываше слезами, и сладце лобызаше веселяся, и погребе честно сыновнее тело (Ноября в 18 день).

Егда святого мученика и великого Арефу усекнуша, таже и прочиих 340 святых мучеников, жена некая, верная христианка, имущи с собою сына, мало отроча, не более пяти лет сущее, видящи мечное святых мучеников посечение, притече к ним и, приемши мало о крове их, помаза себе и сына своего. Исполнившися же ревности, проклинаше царя, и велегласно глаголаше: "Будет тому жидовину как фараону". Вонми же емше ю, ведоша к царю, и вся, ею глаголанная, сказаша. Царь же, не дая ей более глаголати, повелел абие огнем сожещи ю. Наченшым убо мучителем вязати блаженную ту жену, да бо в огнь ввергуть ю, малое отроча ея нача плакати, и, виде царя седяща, притече к нему, имущи очеса слез исполненна и ятся за нозе его, моля о матери своей, елико можаше. Царь же, прием е на лоно свое, красно бо бе отроча и доброречиво, и вопрошаше е: "Кого более любиши, нас или матерь?" Отроча же отвеща: "Матерь люблю, и том ради приидох, молю тя, да разрешена будет, и возмет мя с собою на мучение, к нему же мя часто поучаше". Вопроси же царь: "Что есть мучение, еже глаголеши?" Отроча же, исполненно благодати Божия, в нем действующия, отвеща царю: "Мучение есть за Христа умрети, и паки с Ним жити". Вопроси царь: "Кто есть Христос?" Отвеща младенец: "Гряди со мною в церковь, и аз ти покажу Его". Паки же воззрев на матерь, плачущи рече к царю: "Остави мя, да иду к матери". Рече же царь: "Не иди к ней, но с нами буди, и дам тебе яблока и орехи, и всякия красныя плоды". Сия царь глаголаше яки с простым отрочатем, мня, яко в нем детский разум. Отроча же отвещаваше: "Не буду с вами, но к матери хощу; аз бо мнех, яко ты христианин еси, и приидох тя молити о матери моей, ты же жидовин еси, того ради не хощу у тебе быти, ниже что от рук твоих прияти, - точию хощу, да мя к матери пустиши". И удивляшеся царь таковому разуму, сущему в малом отрочати. Отроча же, егда виде, яко матерь ввержена бысть в огонь, укуси царя крепко. Царь же вельми поболев, отверже его от себе и повелел взяти некоему от предстоящих вельмож, да воспитает его еврейски, в законе их и отвержении Христу. Он же, поем отроча, ведаше в шатер свой, удивляяся смыслу отрочу и, встрев с неким другом, ста, и сказоваше ему бывшая о том отрочати. Стояху же не далече от огня, в оньже бе ввержена святая матерь младенца того, и беседующим им, исторжеся отроча от рук ведущаго его и текши скору, вскочи во огонь, и, в нем горящую матерь свою объемши, и само с нею сгоре: и бысть матерь с сыном жертва и всесожжение благовонно Богу. Слава Богу, умудрившему тако малого младенца! (Октября в 24 день).

Краткое житие мученика младенца Гавриила Белостокского, Слуцкого

Ро-дил-ся 22 мар-та 1684 г. в де-ревне Звер-ки Бе-ло-сток-ско-го уез-да Грод-нен-ской гу-бер-нии, в се-мье бла-го-че-сти-вых кре-стьян Пет-ра и Ана-ста-сии. Он рос крот-ким, незло-би-вым, за-мет-на бы-ла в нем склон-ность к со-зер-ца-тель-но-му уеди-не-нию. В 1690 г. 11 ап-ре-ля мать ше-сти-лет-не-го Гав-ри-и-ла по-нес-ла му-жу обед в по-ле. Вско-ре при-бли-жал-ся празд-ник Свя-той Пас-хи. В это вре-мя в дом за-брал-ся арен-да-тор-ев-рей, при-лас-кал ди-тя и тай-но увез его в г. Бе-ло-сток, где мла-ден-ца пре-да-ли му-че-ни-ям: рас-пя-ли, про-ко-ло-ли бо-ка, по-сте-пен-но ис-пус-кая кровь. На де-вя-тый день ре-бе-нок скон-чал-ся, его бро-си-ли в по-ле у опуш-ки ле-са близ де-рев-ни Звер-ки. Го-лод-ные со-ба-ки, на-шед-шие те-ло, не толь-ко не рас-тер-за-ли его, но охра-ня-ли да-же от хищ-ных птиц. На до-но-сив-ший-ся лай со-бак при-шли жи-те-ли де-рев-ни, на-шли те-ло му-че-ни-ка и при-зна-ли, что мла-де-нец по-гиб в ре-зуль-та-те ри-ту-аль-но-го убий-ства. Те-ло за-му-чен-но-го Гав-ри-и-ла при боль-шом сте-че-нии на-ро-да, глу-бо-ко взвол-но-ван-но-го по-доб-ным звер-ством, пре-да-но бы-ло зем-ле близ хра-ма.

Через 30 лет по-сле по-гре-бе-ния мо-щи св. Гав-ри-и-ла оста-ва-лись нетлен-ны-ми. В 1746 г. храм, в ко-то-ром был по-гре-бен мла-де-нец, сго-рел, но свя-тые мо-щи уце-ле-ли. Ча-стич-но об-го-ре-ла руч-ка, но ко-гда свя-тые мо-щи бы-ли пе-ре-не-се-ны в мо-на-стырь, руч-ка чу-дес-но за-жи-ла и вновь по-кры-лась ко-жей.

Св. Гав-ри-ил счи-та-ет-ся це-ли-те-лем де-тей. Свя-тые мо-щи его несколь-ко раз ме-ня-ли ме-сто сво-е-го пре-бы-ва-ния. С 1944 по 1992 гг. они хра-ни-лись в Грод-нен-ской По-кров-ской церк-ви, от-ку-да тор-же-ствен-но бы-ли пе-ре-не-се-ны в Свя-то-Ни-коль-ский со-бор г. Бе-ло-сто-ка.

Полное житие мученика младенца Гавриила Белостокского, Слуцкого

В сон-ме ис-чис-ли-мых лишь толь-ко Гос-по-дом свя-тых пра-во-слав-ной церк-ви мы на-хо-дим име-на мно-же-ства му-че-ни-ков, доб-ро-воль-но при-нес-ших се-бя в «жерт-ву жи-вую». Это они, пре-бы-вая в го-тов-но-сти быть все-це-ло пре-дан-ны-ми Хри-сту да-же до смер-ти, му-че-ни-че-ски сви-де-тель-ство-ва-ли о Том, Кто есть «путь и ис-ти-на и жизнь» (), о непре-хо-дя-щей цен-но-сти жиз-ни во Хри-сте и со Хри-стом.
Сре-ди му-че-ни-ков всех вре-мен опре-де-лен-ное ме-сто в пра-во-слав-ном ка-лен-да-ре за-ни-ма-ют де-ти. На-чи-ная со вре-мен му-че-ни-ков Мак-ка-вей-ских и 14 ты-сяч мла-ден-цев, ис-треб-лен-ных Иро-дом в Виф-ле-е-ме, пра-во-слав-ное бла-го-че-стие с осо-бой лю-бо-вью от-но-сит-ся имен-но к де-тям, став-шим жерт-ва-ми вне-зап-ной на-силь-ствен-ной смер-ти. В их слу-чае жерт-вен-ная смерть со-еди-ня-лась с чи-сто-тою их невин-но-сти. Тем са-мым еще не со-всем зре-лые в физи-че-ском смыс-ле от-ро-ки и мла-ден-цы ста-но-ви-лись ис-тин-ной «со-лью зем-ли» и «све-том ми-ра» ().
От-сю-да при-чис-ле-ние мно-гих мла-ден-цев и от-ро-ков, за-му-чен-ных за ве-ру от языч-ни-ков в пер-вые ве-ка хри-сти-ан-ства, а так-же в даль-ней-шем по-стра-дав-ших от ино-вер-ных, ино-слав-ных и ате-и-стов, к ли-ку свя-тых. От-сю-да и на-род-ное по-чи-та-ние и в даль-ней-шем при-чис-ле-ние к ли-ку свя-тых му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла, на-зван-но-го Бе-ло-сток-ским, За-блу-дов-ским и Слуц-ким.
Лич-ность свя-то-го мла-ден-ца Гав-ри-и-ла яв-ля-ет-ся об-ра-зом совре-мен-но-го му-че-ни-че-ства. Он не про-сто стра-да-ет пе-ред су-дом языч-ни-ков или ере-ти-ков за ис-по-ве-да-ние ве-ры, но стра-да-ет без-вин-но и уми-ра-ет, не со-про-тив-ля-ясь злу, чтобы та-ким об-ра-зом по-сле-до-вать при-ме-ру Хри-ста. Он - от-ро-ча чи-стей-шее (как по-ет-ся в ака-фи-сте), плод спо-кой-ной и да-же ра-дост-ной го-тов-но-сти тер-петь стра-да-ния «да-же до кро-ве» за По-стра-дав-ше-го нас ра-ди. Вме-сте с зем-ной му-че-ни-че-ской кон-чи-ной мла-ден-ца Гав-ри-и-ла и од-новре-мен-ным его рож-де-ни-ем для но-вой, луч-шей жиз-ни мы по-лу-чи-ли осо-бен-но-го хо-да-тая за нас, греш-ных, пе-ред пре-сто-лом Все-выш-не-го.
Му-че-ник мла-де-нец Гав-ри-ил ро-дил-ся, жил и по-стра-дал на тер-ри-то-рии ны-неш-ней Поль-ши. По-это-му Поль-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь от-но-сит-ся к нему с осо-бен-ным по-чи-та-ни-ем. В его честь стро-ят-ся пра-во-слав-ные хра-мы, он яв-ля-ет-ся небес-ным по-кро-ви-те-лем Брат-ства Пра-во-слав-ной мо-ло-де-жи в Поль-ше, а так-же счи-та-ет-ся осо-бен-ным це-ли-те-лем де-тей. По-сле ис-то-ри-че-ски обу-слов-лен-ных взле-тов и па-де-ний в по-чи-та-нии свя-то-го му-че-ни-ка в на-сто-я-щее вре-мя его па-мять от-ме-ча-ет-ся так-же все-ми Пра-во-слав-ны-ми Церк-ва-ми.
Свя-той му-че-ник мла-де-нец Гав-ри-ил Бе-ло-сток-ский (За-блу-дов-ский, Слуц-кий) ро-дил-ся 22 мар-та 1684 го-да в се-ле Звер-ки За-блу-дов-ско-го при-хо-да Бе-ло-сток-ско-го уез-да Грод-нен-ской гу-бер-нии. Был он сы-ном бла-го-че-сти-вых кре-стьян Пет-ра и Ана-ста-сии Го-в-дель. Кре-сти-ли его с име-нем свя-то-го Ар-хан-ге-ла Гав-ри-и-ла в хра-ме то-гдаш-не-го Свя-то-Успен-ско-го За-блу-дов-ско-го мо-на-сты-ря, од-ной из немно-гих оби-те-лей в этой ча-сти Ре-чи Поспо-ли-той, со-хра-нив-шей в то вре-мя вер-ность пра-во-сла-вию.
Мла-де-нец Гав-ри-ил от-ли-чал-ся от дру-гих де-тей необыч-ны-ми для его воз-рас-та ка-че-ства-ми ду-ши. Он рос ре-бен-ком крот-ким и незло-би-вым. В нем бы-ла за-мет-на склон-ность к мо-лит-ве и уеди-не-нию, чем к дет-ским уве-се-ле-ни-ям и иг-рам. Его ро-ди-те-ли, несмот-ря на при-тес-не-ния, ко-то-рым под-вер-га-лись то-гда пра-во-слав-ные Ре-чи Поспо-ли-той, не же-лав-шие при-ни-мать Брест-скую унию, свя-то хра-ни-ли пра-во-слав-ную ве-ру. Боль-шое вли-я-ние на свя-то-го мла-ден-ца Гав-ри-и-ла ока-зы-ва-ла бли-зость мо-на-сты-ря, в ко-то-ром во вре-мя бо-го-слу-же-ний он ду-хов-но со-зрел, учил-ся мо-лит-ве и по-зна-вал Бо-га.
В 1690 го-ду се-мью Го-в-дель по-стиг-ло ве-ли-кое го-ре. Невин-ный маль-чик стал жерт-вой изу-вер-ства. 11 ап-ре-ля, ко-гда мать ше-сти-лет-не-го Гав-ри-и-ла по-нес-ла му-жу обед в по-ле, в дом за-брал-ся арен-да-тор де-рев-ни Шут-ко. Он при-лас-кал ди-тя и тай-но увез его в Бе-ло-сток, где мла-ден-ца пре-да-ли му-че-ни-ям. Сна-ча-ла его по-са-ди-ли в под-вал, где при по-мо-щи ост-рых ору-дий про-ткну-ли ему бок для вы-пус-ка-ния кро-ви. По-сле это-го му-че-ник был рас-пят на кре-сте, уста-нов-лен-ном в ко-ры-те, и ис-ко-лот ост-ры-ми ору-ди-я-ми для вы-пус-ка-ния остат-ков кро-ви. На де-вя-тый день ре-бе-нок скон-чал-ся.
Па-ла-чи тай-но вы-вез-ли без-ды-хан-ное те-ло в по-ле и бро-си-ли у опуш-ки ле-са вбли-зи се-ла Звер-ки. При-бли-жал-ся празд-ник Свя-той Пас-хи. К те-лу при-бе-га-ли го-лод-ные со-ба-ки, над ним кру-жи-лись хищ-ные пти-цы, но со-ба-ки не толь-ко не рас-тер-за-ли его, но да-же охра-ня-ли те-ло от птиц. На до-но-сив-ший-ся лай со-шлись жи-те-ли се-ла и об-на-ру-жи-ли жерт-ву изу-вер-ства. Изу-ве-ры бы-ли най-де-ны и на-ка-за-ны, а в ме-му-а-рах го-род-ско-го За-блу-дов-ско-го прав-ле-ния остав-ле-на со-от-вет-ству-ю-щая за-пись.
При сте-че-нии на-ро-да, глу-бо-ко взвол-но-ван-но-го по-доб-ным звер-ством, те-ло за-му-чен-но-го мла-ден-ца Гав-ри-и-ла бы-ло пре-да-но зем-ле близ клад-би-щен-ско-го хра-ма в Звер-ках, где и про-бы-ло око-ло 30 лет.
В на-ча-ле 18 ве-ка по всей тер-ри-то-рии Бе-ло-сток-ско-го уез-да про-шел мор. Лю-дей ед-ва успе-ва-ли хо-ро-нить. В се-ле Звер-ки умер-ших де-тей ста-ра-лись хо-ро-нить по-бли-же к мо-ги-ле мла-ден-ца Гав-ри-и-ла, чув-ствуя необыч-ную бла-го-дать это-го ме-ста. Од-на-жды в 1720 го-ду во вре-мя по-гре-бе-ния слу-чай-но за-де-ли гроб му-че-ни-ка. К ве-ли-чай-ше-му удив-ле-нию, его те-ло об-на-ру-жи-ли нетлен-ным. Весть об этом мол-ние-нос-но раз-нес-лась сре-ди пра-во-слав-но ве-ру-ю-ще-го на-ро-да, уси-ли-вая по-чи-та-ние му-че-ни-ка. Пре-да-ние свя-зы-ва-ет с этим со-бы-ти-ем мно-гие ис-це-ле-ния, про-ис-шед-шие у мо-ги-лы свя-то-го, и окон-ча-ние эпи-де-мии, что по-слу-жи-ло по-во-дом для по-чи-та-ния му-че-ни-ка. Об-ре-тен-ные мо-щи бла-го-го-вей-но пе-ре-нес-ли в крип-ту под хра-мом в се-ле Звер-ки.
В 1746 го-ду сго-ре-ла сель-ская цер-ковь в Звер-ках, но мо-щи оста-лись непо-вре-жден-ны-ми. Ча-стич-но об-го-ре-ла толь-ко руч-ка, да и то, несо-мнен-но, про-изо-шло со-глас-но Бо-жию про-мыс-лу, ра-ди укреп-ле-ния ве-ры и бла-го-че-стия в пра-во-слав-ном на-ро-де. Ко-гда свя-тые мо-щи бы-ли пе-ре-не-се-ны в За-блу-дов-ский мо-на-стырь, руч-ка чу-дес-но за-жи-ла и вновь по-кры-лась ко-жей.
В 1752 го-ду ар-хи-манд-рит Слуц-ко-го мо-на-сты-ря До-си-фей (Го-ля-хов-ский), на-мест-ник Ки-ев-ско-го мит-ро-по-ли-та, со-ста-вил тро-парь и кондак мла-ден-цу.
9 мая 1755 го-да вви-ду на-пря-жен-ной об-ста-нов-ки, вы-зван-ной внеш-ни-ми об-сто-я-тель-ства-ми и недоб-ро-же-ла-тель-но-стью ино-слав-но-го на-се-ле-ния, по бла-го-сло-ве-нию Ки-ев-ско-го мит-ро-по-ли-та ар-хи-манд-рит Ми-ха-ил (Ко-за-чин-ский) пе-ре-нес мо-щи свя-то-го му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла в Слуц-кий Свя-то-Тро-иц-кий мо-на-стырь Мин-ской гу-бер-нии и со-ста-вил сти-хо-твор-ную по-весть о мла-ден-це му-че-ни-ке Гав-ри-и-ле. Крест-ный ход со свя-ты-ми мо-ща-ми, ко-то-рые в ра-ке нес-ли на ру-ках, ве-ли-че-ствен-но про-ше-ство-вал бо-лее 300 верст. Мо-щи мла-ден-ца му-че-ни-ка Гав-ри-и-ла ле-жа-ли в ра-ке со-вер-шен-но от-кры-ты-ми. Обе руч-ки мла-ден-ца дер-жа-ли ма-лень-кий на-перс-ный крест. Паль-цы ис-ко-ло-ты, на те-ле рва-ные ра-ны.
В 1820 го-ду мла-де-нец Гав-ри-ил был при-чис-лен к ли-ку свя-тых Рус-ской Пра-во-слав-ной Цер-ко-вью.
Вме-сте с воз-рас-та-ю-щей сла-вой мла-ден-ца му-че-ни-ка Гав-ри-и-ла и рас-ши-ря-ю-щим-ся его по-чи-та-ни-ем пра-во-слав-ные хри-сти-ане ста-ра-лись осо-бым об-ра-зом укра-сить ра-ку с его свя-ты-ми мо-ща-ми. В 1897 го-ду на доб-ро-воль-ные по-жерт-во-ва-ния бы-ла из-го-тов-ле-на но-вая се-реб-ря-ная ра-ка.
В 1908 го-ду в ти-по-гра-фии Успен-ской По-ча-ев-ской Лав-ры бы-ла на-пе-ча-та-на служ-ба свя-то-му му-че-ни-ку мла-ден-цу Гав-ри-и-лу, со-став-лен-ная ар-хи-епи-ско-пом Во-лын-ским и Жи-то-мир-ским Ан-то-ни-ем (Хра-по-виц-ким).
В том же го-ду епи-скоп Грод-нен-ский и Брест-ский Ми-ха-ил вме-сте с епи-ско-пом Бе-ло-сток-ским Вла-ди-ми-ром при-ня-ли ре-ше-ние пе-ре-не-сти из Слуц-ка часть мо-щей свя-то-го му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла в го-род Бе-ло-сток.
Пе-ре-не-се-ние кре-ста и мо-ще-ви-ка, в ко-то-ром до 1897 го-да по-чи-ва-ли мо-щи свя-то-го му-че-ни-ка, на-ча-лось 31 мая. Свя-ты-ни бы-ли пе-ре-не-се-ны из го-ро-да Слуц-ка в Жи-ро-виц-кий мо-на-стырь Успе-ния Бо-жи-ей Ма-те-ри. С 1 по 12 июня через де-рев-ни Ялув-ка, Но-вая Во-ля, По-ло-та, За-блу-дов, Звер-ки и Дой-ли-ды свя-тые мо-щи бы-ли пе-ре-не-се-ны из Жи-ро-виц-ко-го мо-на-сты-ря в Бе-ло-сток. Та-ким об-ра-зом, по-чти через 150 лет свя-ты-ня вер-ну-лась на свою от-чиз-ну.
Ча-сти-ца свя-тых мо-щей му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла на-хо-ди-лась в Свя-то-Ни-коль-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре го-ро-да Бе-ло-сто-ка до 1912 го-да, по-ка не бы-ла пе-ре-не-се-на в Бла-го-ве-щен-ский мо-на-стырь в Су-п-рас-ле.
В Слуц-ке, где оста-лись мо-щи, на-хо-ди-лась спе-ци-аль-ная кни-га, в ко-то-рой за-пи-сы-ва-лись из-вест-ные ду-хов-ным и го-судар-ствен-ным вла-стям чу-дес-ные слу-чаи, свя-зан-ные с на-хо-дя-щи-ми-ся там мо-ща-ми свя-то-го му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла. Все-на-род-ное по-чи-та-ние му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла уста-но-ви-лось по всей Рос-сий-ской Им-пе-рии. В день па-мя-ти свя-то-го к ме-сту его упо-ко-е-ния со всей стра-ны со-би-ра-лись ты-ся-чи па-лом-ни-ков.
В 1915 го-ду во вре-мя Пер-вой ми-ро-вой вой-ны епи-скоп Бе-ло-сток-ский Вла-ди-мир вы-вез де-ре-вян-ную ра-ку с ча-сти-цей свя-тых мо-щей му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла в Моск-ву и вре-мен-но по-ме-стил в По-кров-ском Со-бо-ре на Крас-ной пло-ща-ди.
По-сле ок-тябрь-ско-го пе-ре-во-ро-та 1917 го-да в Рос-сии на-ча-лись кро-ва-вые го-не-ния на пра-во-слав-ных.
Вра-гам Хри-ста ме-ша-ла па-мять об упо-до-бив-шем-ся Ему мла-ден-це. Так, за-щи-щав-ший его па-мять от по-ру-га-ния свя-щен-но-му-че-ник , на-сто-я-тель мос-ков-ско-го По-кров-ско-го со-бо-ра на Крас-ной пло-ща-ди, при-вле-кал-ся боль-ше-ви-ка-ми в ка-че-стве об-ви-ня-е-мо-го и впо-след-ствии был рас-стре-лян.
Ре-ше-ни-ем Со-ве-та На-род-ных Ко-мис-са-ров от 29 июля 1920 го-да бы-ло по-ста-нов-ле-но: «пла-но-во и по-сле-до-ва-тель-но пре-про-во-дить на тер-ри-то-рии пол-ную лик-ви-да-цию мо-щей…». Это рас-по-ря-же-ние не обо-шло и свя-тые мо-щи му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла.
В 30-х го-дах Тро-иц-кий Слуц-кий мо-на-стырь, где до сих пор хра-ни-лись мо-щи, был за-крыт, а свя-тые мо-щи му-че-ни-ка пе-ре-не-се-ны в му-зей ате-из-ма в Мин-ске.
Во вре-мя Вто-рой ми-ро-вой вой-ны ре-прес-сии ста-ли сла-беть, и в 1942 го-ду в ха-о-се во-ен-ной нераз-бе-ри-хи пра-во-слав-ным жи-те-лям Мин-ска уда-лось по-ме-стить свя-тые мо-щи му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла в де-ре-вян-ную ра-ку в ка-фед-раль-ном со-бо-ре Пре-об-ра-же-ния Гос-под-ня в Мин-ске,на-сто-я-те-лем ко-то-ро-го был мит-ро-по-лит Пан-те-ле-и-мон (Рож-нов-ский).
В 1943 го-ду из-ве-стие о на-хож-де-нии свя-тых мо-щей в мин-ском со-бо-ре до-шло до на-сто-я-те-ля церк-ви Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы в се-ле-нии Свис-ло-чи от-ца Алеския Зноско. Отец Алек-сий за ко-рот-кое вре-мя на-пи-сал ака-фист свя-то-му му-че-ни-ку Гав-ри-и-лу, ис-поль-зуя бо-лее 40 ака-фи-стов, ко-то-рые слу-жи-ли ему об-раз-цом. Ака-фист был утвер-жден цер-ков-ной вла-стью в 1943-1944 го-дах и вве-ден в цер-ков-ное упо-треб-ле-ние.
9-10 июля 1944 го-да свя-тые мо-щи бы-ли пе-ре-не-се-ны из Мин-ска в Грод-но, в цер-ковь По-кро-ва Бо-жи-ей Ма-те-ри, где они и на-хо-ди-лись до 21 сен-тяб-ря 1992 го-да.
По-сле-во-ен-ная судь-ба этой свя-ты-ни по-кры-та за-ве-сой тай-ны. Свя-тые мо-щи на про-тя-же-нии по-след-них несколь-ких де-сят-ков лет на-хо-ди-лись в под-зе-ме-льях грод-нен-ской церк-ви вда-ле-ке от тех, кто мог бы осквер-нить их. Свя-тые мо-щи на-хо-ди-лись во влаж-ном под-валь-ном по-ме-ще-нии в крайне небла-го-при-ят-ных усло-ви-ях. Од-на-ко они не по-стра-да-ли, что в оче-ред-ной раз сви-де-тель-ству-ет об их свя-то-сти.
21-22 сен-тяб-ря 1992 го-да по бла-го-сло-ве-нию ар-хи-епи-ско-пов Грод-нен-ско-го и Вол-ко-выс-ско-го Ва-лен-ти-на и Бе-ло-сток-ско-го и Гдан-ско-го Сав-вы (ныне мит-ро-по-ли-та Вар-шав-ско-го и всея Поль-ши) свя-тые мо-щи бы-ли пе-ре-не-се-ны пер-вым, на-чи-ная с 1944 го-да, крест-ным хо-дом из грод-нен-ской церк-ви Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, где они хра-ни-лись, в Свя-то-Ни-ко-ла-ев-ский со-бор г. Бе-ло-сто-ка. На бе-ло-рус-ско-поль-ской гра-ни-це их встре-ча-ло несколь-ко ты-сяч ве-ру-ю-щих, ко-то-рые со-про-вож-да-ли мо-щи до са-мо-го Бе-ло-сто-ка через все го-ро-да и се-ла. Мо-щи мла-ден-ца му-че-ни-ка Гав-ри-и-ла пе-ре-во-зи-лись на ав-то-мо-би-ле в ду-бо-вой ра-ке. По пу-ти сле-до-ва-ния ве-ру-ю-щие осы-па-ли ее цве-та-ми. В каж-дом го-ро-де или де-ревне, где есть храм, де-ла-ли оста-нов-ку. Свя-тые мо-щи вно-си-лись с крест-ным хо-дом в храм, где слу-жи-лись мо-леб-ны и ака-фи-сты. Ве-ру-ю-щие при-кла-ды-ва-лись к свя-тыне, оста-ва-ясь на ночь в хра-ме для мо-лит-вы пе-ред свя-ты-ми мо-ща-ми мла-ден-ца Гав-ри-и-ла.
В са-мом Бе-ло-сто-ке свя-тые мо-щи встре-ти-ли на окра-ине го-ро-да и про-нес-ли по глав-ным ули-цам крест-ным хо-дом в Ни-ко-ла-ев-ский со-бор. Крест-ный ход про-дол-жал-ся око-ло трех ча-сов. В нем участ-во-ва-ло око-ло 60 ты-сяч че-ло-век. Дви-же-ние транс-пор-та по ули-цам бы-ло оста-нов-ле-но. Крест-ный ход встре-ча-ли да-же пред-ста-ви-те-ли свет-ских вла-стей.
Бо-го-слу-же-ние в Ни-ко-ла-ев-ском со-бо-ре про-дол-жа-лось всю ночь. Утром 27 сен-тяб-ря бы-ла так-же от-слу-же-на Бо-же-ствен-ная ли-тур-гия. По-сле нее свя-тые мо-щи мла-ден-ца му-че-ни-ка Гав-ри-и-ла об-нес-ли крест-ным хо-дом во-круг хра-ма и по-ме-сти-ли в пра-вом при-де-ле со-бо-ра. Еже-не-дель-но по втор-ни-кам пе-ред ра-кой со свя-ты-ми мо-ща-ми чи-та-ет-ся ака-фист му-че-ни-ку Гав-ри-и-лу. В Поль-ше му-че-ник мла-де-нец Гав-ри-ил по-чи-та-ет-ся пра-во-слав-ны-ми как по-кро-ви-тель де-тей и мо-ло-де-жи.
С 1993 го-да еже-год-но 2-3 мая по но-во-му сти-лю мо-щи мла-ден-ца Гав-ри-и-ла пе-ре-но-сят-ся из Бе-ло-сто-ка в За-блу-дов, где при от-кры-той ра-ке ве-ру-ю-щие про-во-дят всю ночь на бо-го-слу-же-нии. Мо-щи при-во-зят на ав-то-мо-би-ле до окра-и-ны За-блу-до-ва и от-ту-да на ру-ках ве-ру-ю-щие несут их в за-блу-дов-ский храм. По слу-чаю празд-ни-ка 2 мая из Бе-ло-сто-ка вы-хо-дит па-лом-ни-че-ский крест-ный ход в За-блу-дов.
Па-мять му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла от-ме-ча-ет-ся: 20 ап-ре-ля/3 мая (в го-дов-щи-ну его му-че-ни-че-ской кон-чи-ны), в 3-ю Неде-лю по Пя-ти-де-сят-ни-це (со-бор Бе-ло-рус-ских свя-тых), а в Поль-ской Ав-то-ке-фаль-ной Пра-во-слав-ной Церк-ви так-же 9/22 сен-тяб-ря (в го-дов-щи-ну об-ре-те-ния и пе-ре-не-се-ния его мо-щей из Грод-но в Бе-ло-сток). В про-шлом его па-мять от-ме-ча-лась так-же в День Свя-то-го Ду-ха.

Молитвы

Тропарь мученику младенцу Гавриилу Белостокскому, глас 5

Святы́й младе́нче Гаврии́ле,/ ты за Прободе́ннаго нас ра́ди от иуде́й/ лю́те от о́нехже в ре́бра прободе́н был еси́/ и за Истощи́вшаго кровь Свою́ за нас/ все те́ло твое́ на истоще́ние кро́ве/ в лю́тыя я́звы пре́дал еси́,/ ны́не же во сла́ве ве́чней с Ним всели́лся еси́./ Тем помяни́ и нас, мо́лим, зде чту́щих па́мять твою́,/ прося́ нам здра́вие телеси́// и спасе́ние душа́м на́шим.

Перевод: Святой младенец Гавриил, ты за Пронзенного за нас иудеями жестоко от них же в ребра был пронзен и за Источившего кровь Свою за нас все тело свое ты отдал на источение крови из жестоких ран, сейчас же во славе вечной с Ним поселился. Потому помяни и нас, молим, почитающих здесь память твою, прося нам здоровья телесного и спасения нашим душам.

Кондак мученику младенцу Гавриилу Белостокскому, глас 6

Оте́чество твое́ Зверки́ бысть,/ му́чениче Христо́в Гаврии́ле,/ иде́же от и́стых звере́й - иуде́ев восхище́н:/ а́бие роди́телей лише́н еси́,/ та́же вся поря́ду лю́те претерпе́в,/ в оте́чество Небе́сное пресели́лся еси́./ Восхища́й и нас зде от вся́ких напа́стей и скорбе́й/ и умоли́, мо́лим тя,// улучи́ти ве́чное насле́дие твое́.

Перевод: Отечество твое было деревня Зверки, Христов Гавриил, где ты настоящими зверями - иудеями был похищен: сначала лишен родителей, потом претерпев жестокие зверства, в отечество Небесное ты переселился. Оберегай и нас здесь от всяких напастей и скорбей и умоли, молим тебя, достичь вечного наследства твоего.

Молитва мученику младенцу Гавриилу Белостокскому

Младе́нческаго незло́бия храни́телю и му́ченическаго му́жества носи́телю, Гаврии́ле блаже́нне, страны́ на́шея адама́нте драгоце́нный и иуде́йскаго нече́стия обличи́телю! К тебе́ мы, гре́шнии, моли́твенно прибега́ем и, о гресе́х свои́х сокруша́ющеся, малоду́шия же своего́ стыдя́щеся, любо́вию зове́м ти: на́ших скверн не возгнуша́йся, чистоты́ сый сокро́вище, на́шего малоду́шия не омерзи́, долготерпе́ния учи́телю, но па́че сих не́мощи на́ша от Небе́с ви́дя, тех исцеле́ния нам твое́ю пода́ждь моли́твою и твоея́ Христу́ ве́рности подража́тели нас бы́ти научи́. А́ще ли терпели́вно крест искуше́ний и злострада́ний понести́ не возмо́жем, оба́че и тогда́ ми́лостивыя твоея́ по́мощи не лиши́ нас, уго́дниче Бо́жий, но свобо́ду и осла́бу нам у Го́спода испроси́. Та́же и моля́щияся о ча́дех свои́х ма́тери услы́ши, здра́вию и спасе́нию младе́нцем от Го́спода пода́тися умоля́яй. Несть такова́го жесто́каго се́рдца, е́же слы́шанием о му́ках твои́х, святы́й младе́нче, не умили́тся, и а́ще кроме́ сего́ умиле́ннаго воздыха́ния никоего́же блага́го дея́ния принести́ возмо́жем, но и таковы́м умиле́нным по́мыслом на́ши умы́ и се́рдце, блаже́нне, просвети́в, на исправле́ние жития́ на́шего благода́тию Бо́жиею нас наста́ви. Вложи́ в нас о спасе́нии души́ и о сла́ве Бо́жией ре́вность неуста́нную и о ча́се сме́ртнем па́мять неусы́пную храни́ти помози́ нам. Наипа́че же в сме́ртном успе́нии на́шем терза́ния де́монская и по́мыслы отча́яния от душ на́ших предста́тельством твои́м отжени́ и сия́ упова́нием Боже́ственнаго проще́ния испо́лни, во е́же и тогда́ и ны́не сла́вити нам милосе́рдие Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, и твое́ кре́пкое заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Что такое святой человек? Многие скажут: «Наверное, это звание, которое надо заслужить». Может ли ребенок носить этот титул, что может сделать маленький человек, чтобы удостоиться столь великой чести – стать другом Бога? Тем не менее в церковных святцах мы находим немало детей, чьи имена прославлены у Бога и людей.

Внимательно приглядимся к явлению детской святости.

«Будьте как дети»

Некоторые аспекты религиозного почитания святых детей воспринимаются некоторыми людьми с неприятием. «Как можно взрослому человеку поклоняться или просить чего-либо у ребенка?» Но это говорит в нас гордость, самый коварный грех в человеке. Христос говорит в Евангелии: «Если не обратитесь и не будете как дети , не войдете в Царство Небесное» (Евангелие от Матфея глава 18, стих 3). Только для искренне любящего и по-детски доверяющего сердца доступно райское блаженство, так что детская святость – это не противоречие, а закономерность.

Другой волнующий факт заключается в том, что ушли они из нашего мира слишком рано, и в большинстве случаев их смерть была страдальческой. Страшась этого факта, мы забываем о том, что жизнь не заканчивается моментом потери душой тела. На самом деле это еще не кончина, а только переход, важнее то, куда произошел этот переход, а не то, когда он случился, в десять или сто лет.

Как правило, память святого празднуется в день его кончины, для Церкви – это День рождения святого в новую райскую жизнь, где в отличие от нашего мира нет уже печали и страданий. Жизнь продолжается для них и сейчас, они повзрослели уже в духовном мире, став мудрее любого из ныне живущих, сохранив при этом непосредственность детской души.

Святые мученики

Первые детки, вошедшие в Царство Небесное, родились на самой заре христианства, тогда, когда об Иисусе Христе еще никто не знал. Они были его , собственно говоря, только за это они и пострадали. Как пишет евангелист Матфей, властолюбивый царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в Вифлееме и его окрестностях, рассчитывая на то, что среди них окажется и Тот единственный, кто имеет право претендовать на узурпированный им престол. По преданию тогда было умерщвлено около 14 тысяч мальчиков. Церковь молится им на четвертый день после Рождества – 11 января.

На Небе нет зла, и невинные страдальцы, хоть и не вкусили радостей земного бытия, утешились и познали Бога, в отличие от вкусившего мирских наслаждений убийцы Ирода.

Вера, Надежда, Любовь – так звали трех девочек 12, 10 и , зверски замученных римскими солдатами в середине II века только за то, что они отказались отречься от Христа и принести жертву ложным богам. Их имена, являющие собой главные христианские добродетели, переведенные с латыни, стали распространенными женскими именами на Руси, а сами – небесными покровительницами многих русских женщин.

У нас в России вот уже более четырех веков особенно почитаем благоверный царевич Димитрий. Малолетний сын царя Иоанна Грозного погиб при не вполне выясненных обстоятельствах в 1591 году в городе Угличе. С формально-канонической точки зрения смерть царевича Димитрия не может считаться мученичеством за веру, его невинная гибель относится Церковью к категории страстотерпства – невинного принятия страданий от ближних. Среди страстотерпцев можно также назвать первых русских святых князей Бориса и Глеба, а также последнего Всероссийского императора Николая II.

Есть среди святых русских детей удивительные праведные мальчики Артемий Веркольский (покровитель Артемиев) и преподобный Боголеп (Ушаков). Артемий жил в глухой деревне под Архангельском в XVI веке, отличался беззлобием и любовью к молитве. Он умер в поле от удара молнии, и крестьяне решили, что это наказание грешника, они не стали хоронить его, а только накрыли берестой. Когда через 30 лет его тело нашли нетленным и от мощей стали происходить чудеса исцелений, сельчане поняли, что это они были недостойны жить рядом со святым Артемием.

Святые дети показывают нам, что в любом возрасте, положении или состоянии человек может достичь единения с Богом, научиться разговаривать и жить с Ним. Этому мы можем научить и своих детей, впрочем, только тогда, когда сами на практике, а не в теории познаем науку богообщения. Возможно, наши дети и не станут святыми, но в наших силах хотя бы приоткрыть для них другой мир благодатной жизни с Господом на примере их святых сверстников.

Храм Благоверного царевича Димитрия при Первой Градской больнице.

В этом году праздник Вознесения Господня приходится на 28 мая, в этот же день отмечается память святого благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского. В московском храме при 1-й Градской больнице богослужение будет особенно торжественным – двунадесятый праздник совпадает с престольным.

Эта больница и церковь при ней были построены двумя великими русскими

зодчими: Василием Баженовым и Матвеем Казаковым. Первый трудился над проектом, второй воплотил его в камне. Величественный архитектурный ансамбль, возведенный в стиле классицизма, расположен в начале Ленинского проспекта (домовладение № 8) неподалеку от станции метро «Октябрьская».

Когда-то эта земля принадлежала знаменитому князю Димитрию Михайловичу Голицыну. Умирая, он завещал соорудить здесь «богоугодное заведение» с храмом в честь своего небесного покровителя – святого царевича Димитрия, похоронить себя князь повелел тоже здесь – под алтарем церкви. Завещание было полностью исполнено, больница в честь своего основателя получила наименование Голицынской, в дальнейшем – Первой Градской. Освящение всего комплекса состоялось 22 сентября 1801 года. В 1918 году храм был закрыт и стал использоваться под хозяйственные нужды, усыпальница Д.М. Голицына разбита и разграблена. Возрождение храма началось в 1990 году.

Сегодня приход Димитриевского храма является центром социального служения Московской епархии, здесь оказывается помощь, в том числе медицинская, множеству обездоленных и нуждающихся людей. При храме действует Православное Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, ставшее уже известным благодаря своим выпускницам во многих клиниках столицы, а также Сестричество во имя благоверного царевича Димитрия. Сестры милосердия несут свое святое служение как в 1-й Градской больнице, так и в других взрослых и детских клиниках, чтобы, по словам Спасителя, «люди, видя ваши добрые дела, прославили Отца Небесного» (Мф. 5. 16). Давайте и мы постараемся делать добро, не ожидая благодарности в этой временной жизни.



mob_info