Анализ Стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…. Анализ стихотворения «Как часто, пёстрою толпою окружён В аллею темную вхожу я сквозь кусты

Как часто, пёстрою толпою окружён (Лермонтов)

«Как часто, пёстрою толпою окружён»

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, -
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин -
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

М.Ю. Лермонтов

«Как часто пёстрою толпою окружён» - творческая работа в стихотворной форме, созданная в 1840 году Михаилом Юрьевичем Лермонтовым .

Данное стихотворение оценивается многими критиками, как одно из самых значительных стихотворений Лермонтова, по душевному настрою и эмоциональному пафосу близкое к «Смерти поэта». По свидетельствам современников, это стихотворение написано после посещения Лермонтовым маскарада в ночь с 1-го на 2-ое января 1840 года . Опубликование повлекло за собой новые гонения на поэта, совсем недавно «прощённого». Тема маскарада символична. Сравнивая стихотворение с «Маскарадом », несложно понять, что насмешка над конкретными чертами жизни - не что иное, как подчёркивание поэтом всей фальши светского общества. Воображаемое прошлое, светлые мечты конкурируют в сознании поэта с призрачной реальностью, пропитанной враньём и «маской». И эта грязь действительности не вызывает в душе Лермонтова ничего, кроме презрения.

Литература

  • Сборник «Лермонтов „Лирика“» под редакцией Е. Д. Волжиной.
  • Сборник «Лермонтов „Избранные стихотворения“» редакции 1982 года.

Как часто, пестрою толпою окружен...

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки,-
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю, люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин –
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.



На праздник нзванную гостью,


Облитый горечью и злостью!…

31 декабря, в новогоднюю ночь нового, 1840 года, Лермонтов был среди гостей в зале Благородного собрания в Москве на пышном костюмированном балу, где присутствовал весь “цвет” петербургской аристократии.
Иван Сергеевич Тургенев, в ту пору ещё совсем молодой человек, только начинающий пробовать свои силы в литературе, видел Лермонтова среди гостей на том балу и запомнил, как к нему поминутно приставали маски, брали его за руки, старались заинтриговать. “А он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, - пишет Тургенев, - что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества…”
Среди гостей находились дочери Николая I – одна в голубом широком плаще с капюшоном, другая – в розовом, обе в черных масках. Всем было известно, кто скрывался под этими масками; тем не менее все делали вид, будто не могут разгадать эту тайну. Однако почтительно расступались перед знатными “незнакомками”.
Приблизившись к Лермонтову, дочери императора заговорили с ним надменно и самоуверенно. Сделав вид, будто ему и в голову не приходит, кто эти замаскированные дамы, Лермонтов ответил им вызывающе смело да еще прошелся с ними по залу. Возмущенные, разгневанные, великие княжны поспешили скрыться и тотчас отправились домой. А через две недели в “Отечественных записках” появилось стихотворение Лермонтова, которое поэт нарочно пометил числом “1-е Января”. В этом стихотворении говорится о том, как, созерцая блеск и суету великосветского маскарада – “образы бездушные людей”, “приличьем стянутые маски”, поэт старается забыться, уйти в мир своей мечты. Его посещает вдохновение. И Лермонтов заканчивает стихотворение строфой:

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник нзванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!…

Это стихотворение было ответом и на повесть Соллогуба, и на новогоднюю встречу с дочерьми российского императора. Лермонтов заявил о том, что между ним и великосветским обществом лежит глубокая, непроходимая пропасть.
В Зимнем дворце прекрасно понимали, о каком происшествии вспомнил поэт, и многие строчки показались царедворцам “непозволительными”
Так через три года после гибели Пушкина началась травля другого великого поэта России.
Лермонтов был очень честным и правдивым человеком. Он ненавидел лицемерие и ложь и не терпел этого от других. В раннем детстве его бабушка выгнала его отца, не позволяла ему видеться с сыном. Маленькому Лермонтову приходилось разрываться между одинаково любимыми им людьми, приходилось менять себя для бабушки, скрывая свою истинную натуру. Это наложило сильный отпечаток на характер будущего поэта: он был скрытным, замкнутым и почти всегда прятал свои теплые мысли и чувства. На том балу он столкнулся именно с тем, что так сильно ненавидел: с лицемерием, двуличностью и обманом, как внешним, так и внутренним. Лермонтов всем сердцем желает перенестись в свои родные места, где он чувствует себя более менее спокойно. Строки о Тарханах наполнены почти ощутимой любовью; Лермонтов описывает природу и обстановку очень нежно, трепетно и с благоговением. Но после резкого возвращения из мира грез в мир реальности он понимает всю безнадежность своего положения, и от осознания того, что он н e
может искоренить эти ненавидимые им черты и в то же время свойственные ему самому, его нравственный нарыв прорывается обличительными фразами этого стихотворения:

И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!…

Лермонтов понимал, что он не в силах изменить этот мир, но и никогда не сможет с ним примириться, и поэтому он был обречен существовать в непрерывной борьбе с жизнью и с самим собой. Его стихи невероятно грустные и наполненные горечью, и в то же время гениальные, как будто эти откровения ему подсказаны свыше. Дальнейшая судьба Лермонтова была предрешена, потому что он был пророк, а Россия расстреливает своих пророков. Два гения, два пророка – и одинаковая судьба: смерть от пули, пущенной безжалостной рукой…

Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Оно было создано под впечатлением светского новогоднего бала. И.С. Тургенев, при­сутствовавший на этом балу, вспоминал: «Лермонтова я видел на маскараде в Благородном собрании, под новый 1840 год… Внут­ренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба… На балу… ему не дава­ли покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его пре­красное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:

Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки…».

Стиль произведения – романтический, основная тема – противостояние лирического героя и толпы.

Стихотворение построено на резком контрасте действитель­ности и идеала поэта. Основные образы реального мира – это «пестрая толпа», «образы бездушных людей», «приличьем стя­нутые маски». Толпа эта лишена индивидуальности, люди не­различимы, все краски и звуки здесь приглушены:

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски…

Картина маскарада напоминает нам кошмарный сон, время здесь словно застыло, стало неподвижным. Чтобы подчеркнуть это, поэт использует немногочисленные глаголы в форме насто­ящего времени. И внешне герой погружен в эту застывшую, без­жизненную стихию. Однако внутренне он свободен, обращен мыслями к своей «старинной мечте», к тому, что ему по-настоя­щему дорого и близко:

И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, – памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей.

Основные образы «старинной мечты» лирического героя – это «родные места», «спящий пруд», «высокий барский дом», «темная аллея», зеленые травы, угасающий луч солнца. Мечта эта подобна «цветущему островку среди морей». Исследовате­ли отмечали здесь ситуацию скованности мечты окружающей враждебной стихией. Именно так силен порыв героя к свободе, желание его преодолеть эту скованность, вырваться из враж­дебного плена. Порыв этот запечатлен в финальных строках про­изведения:

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незваную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..

Композиционно мы можем выделить в стихотворении три части. Первая часть – описание маскарада (две первые стро­фы). Вторая часть – обращение лирического героя к своей ми­лой мечте. И третья часть (последняя строфа) – возвращение его к реальности. Таким образом, мы имеем здесь кольцевую композицию.

Стихотворение написано с помощью сочетания шестистоп­ного и четырехстопного ямба. Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: эпитеты («пестрою тол­пою», «при диком шепоте», «лазурного огня», «с улыбкой розо­вой»), метафору («Ласкаю я в душе старинную мечту», «И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!»), анафору и сравнение («С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье»), лексический повтор («лечу я вольной, вольной птицей»). На фо­нетическом уровне отметим аллитерацию и ассонанс («С глаза­ми, полными лазурного огня»).

Таким образом, в стихотворении звучат различные мотивы. Это романтический конфликт мечты и реальности, конфликт в душе лирического героя, трагическая раздвоенность его созна­ния (что было характерно затем для лирического героя Блока). Мы можем рассматривать это произведение в контексте лирических размышлений поэта о своем месте в мире, об одиноче­стве, отсутствии взаимопонимания и счастья – стихотворений «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу..», «И скучно и гру­стно…».

Здесь искали:

  • анализ стихотворения как часто пестрою толпою окружен
  • как часто пестрою толпою окружен анализ
  • как часто пестрою толпою окружен лермонтов анализ

Одно из самых значительных стихотворений Лермонтова, написано в 1840 году, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта» .


Творческая история стихотворения доныне является предметом не утихающих споров между исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1-е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов якобы нарушил этикет: он дерзко ответил «двум сестрам» (дочерям императора Николая I - Ольге и Марии) в голубом и розовом домино, задевшим его «словом»; положение этих «сестер» в обществе было известно (намек на принадлежность их к царской фамилии). Обратить внимание на поведение Лермонтова в этот момент оказалось неудобным: «это значило бы предавать гласности то, что прошло незамеченным для большинства публики. Но когда в «Отечественных записках» появилось стихотворение «Первое января», многие выражения в нем показались непозволительными» (Висковатый).


(дочери императора Николая I)

И. С. Тургенев в «Литературных и житейских воспоминаниях» утверждал, что сам видел Лермонтова в маскараде Дворянского собрания «под новый 1840 год», и привел в этой связи пренебрежительные строки о бальных красавицах из стих. «Как часто...».


В настоящее время установлено, что в Дворянском собрании не было новогоднего маскарада. Это как будто бы превращает сообщение Висковатого в легенду. Высказывалось предположение, что выходка Лермонтова все же имела место, но задолго до его новогоднего стихотворения и относилась она не к царским дочерям, как это считалось раньше, а к императрице Александре Фёдоровне; именно к янвярю и февралю 1839 года относятся ее посещения маскарадов в Дворянском собрании. В эти же дни она интересовалась ненапечатанными стихами Лермонтова.



Возможно, что глухие рассказы о маскарадных происшествиях в 1839 года и впечатления от новогоднего стихотворения 1840 года слились в памяти современников в один эпизод. По другому предположению, стихотворение относилось к маскараду в ночь с 1-го на 2-е января 1840 года в Большом Каменном театре, где присутствовали император и наследник. Реальные основы версии о биографическом источнике стихотворения подлежат дальнейшей проверке. Не вызывает, однако, сомнений, что опубликование стихотворения в «Отечественных Записках» повлекло за собой новые гонения на Лермонтова.

31 декабря 1839 года в белоколонном зале Дворянского собрания на Михайловской площади в Петербурге был устроен новогодний бал-маскарад, на котором присутствовал высший свет и Николай 1 с членами своей семьи. На этом балу был и Михаил Лермонтов.

Впоследствии И. С. Тургенев вспоминал: «На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества» Лермонтов намеренно подчеркнул, что стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружён … » написано в связи с этим балом: вместо эпиграфа поставлена дата — «1 января».

Поэт изобразил в своём произведении высшее общество, которое он презирал, и открыто высказал своё к нему отношение. Главная тема стихотворения — обличение жизненного «маскарада» и холодной
бездушности светского общества. у произведения кольцевая композиция. Оно начинается и заканчивается описанием высшего света. В середине же лирический герой переносится в детство — он окунается в естественный мир гармонии. Для произведения характерно сочетание двух контрастных жанров — элегии и сатиры.

В стихотворении три смысловые части. В первой части дана картина великосветского бала. Во второй — поэт уводит читателя в светлый мир своих воспоминаний. В третьей части лирический герой возвращается в чуждый ему мир, что вызывает в нём бурю негодования и душевной боли.
Два первых шестистишия представляют собой одно сложноподчинённое предложение с двумя
придаточными:
Как часто, пёстрою толпою окружён …
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
Перечитывая два распространённых придаточных, читатель явно ощущает нагромождение образов, мелькание пёстрых фигур и масок. Такие эмоциональные ощущения, созданные сложной синтаксической конструкцией, сближают читателя с лирическим героем. Герою скучно среди «пёстрой толпы », «дикого шёпота затверженных речей», среди «бездушных людей» и «приличьем стянутых масок». Женщины на этом балу, хоть и красивы, но очень похожи на кукол-марионеток. Лирическому герою неприятны их кокетливость, жесты, отрепетированные перед зеркалом, «давно бестрепетные» руки, не знающие ни волнения, ни смущения. Эти городские красавицы знают себе цену и уверены, что никто не устоит перед их чарами. Но герою скучно среди них.

Все присутствующие на балу надели маскарадные маски будто для того, чтобы скрыть своё бездушие и прочие пороки, В этой толпе лирический герой чувствует себя чужим и одиноким. Чтобы отвлечься от неприятного шума и блеска, он мысленно уносится в заветный мир грёз — в своё детство. Вторая часть стихотворения погружает читателя в особую атмосферу:
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей …
Родные места — это Тарханы, где прошло детство Лермонтова. Идёт явное противопоставление бездушного мира высшего общества живой природе:
В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.
Душа лирического героя тянется к естественности и искренности — к тому, что давно забыто в «высшем свете». Родной дом и детство для Лермонтова — символы «идеального мира » (он показан в произведениях «Родина», «Мцыри», «Воля»). Но «идеальный мир » существует только в воспоминаниях, и герой «памятью к недавней старине » летит «вольной птицей ».
Поэт нарисовал романтический пейзаж. Здесь есть все романтические атрибуты: спящий пруд, дымка, туманы, тёмная аллея. Создана поэтическая атмосфера таинственности и Божественного присутствия.

Именно в такой момент лирический герой обращается к теме любви. Он рассказывает то ли о своём сне, то ли о своей мечте. Образ прекрасной девушки для него — воплощение чистоты и нежности:
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Эти глаза и розовая улыбка — полный контраст с масками бездушных людей на балу. Только в этом мире лирический герой счастлив — здесь он ощущает гармонию. Получается, что душа лирического героя принадлежит миру идеальному, а жить он вынужден в мире реальном — среди «пёстрой толпы ». Его трагедия — трагедия всех романтических героев. Она заключается в том, что герой обречён на вечные скитания между этими двумя мирами. Картины детства в сравнении с картинами бала так прекрасны, что когда лирический герой вновь оказывается среди ненавистной ему толпы, он уже не может выносить эту удушающую атмосферу, и
у него возникает желание бросить гневный вызов царству масок:
О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью! ..
Выразительные средства языка помогают поэту раскрыть идейное содержание стихотворения. Оно целиком построено на антитезе (противопоставлении). Поэт изображает два мира, используя резкие контрасты. В стихотворении контрастно всё — звуки, цвета. Мир суеты нарисован словами пёстрая, мелькают, маски — здесь яркость и блеск смешиваются в одну безликую массу. Рисуя идеальный мир, поэт использует совершенно другую палитру — это лазурь, зелень трав, сиянье, розовая улыбка, жёлтые листья. Звуковой тон в этих мирах тоже различается. Праздник масок сопровождается шумом музыки, пляски, «диким шепотом: — всё это очень дисгармонично. Звуки идеального мира складываются в тихую мелодию — это тишина, шуршание листьев,
плач человека.

Изображая художественное пространство мира земного, Лермонтов показывает нам тесный круг безликих фигур — «пёструю толпу», которая монотонно вращается вокруг лирического героя «при шуме музыки и пляски». Здесь властвуют теснота и несвобода — «приличьем стянутые маски». А вот пространство воображаемого мира безгранично. Здесь и бесконечное небо (<лечу Я вольной, вольной птицей»), и бесконечные просторы (поле, пруд, туманы), и бесконечная глубь (тёмная аллея, уводящая в таинственную неизвестность). У стихотворения сложный, сбивчивый размер (иногда шести-, иногда четырехстопный ямб). Наблюдается также сочетание парной рифмовки с
кольцевой. Всё это вместе, как и сложные синтаксические конструкции, передают мучительное, дисгармоничное состояние лирического героя.



mob_info