Подписаны изменения в законы о взносах в связи с передачей фнс их администрирования. Подписаны изменения в законы о взносах в связи с передачей фнс их администрирования Закон 250 фз в последней редакции

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"

(извлечение)

(с изменениями, внесенными в текст ,
согласно Федеральному закону от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ)

Статья 15

Внести в Федеральный закон от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 48, ст. 6658) следующие изменения:

1) в пункте 6 части 1 статьи 11 слова "а также в органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов," исключить;

2) в статье 13:

а) в пункте 2 части 18 слова "а также в адрес органов, осуществляющих контроль за уплатой страховых взносов," исключить;

б) в части 25 слова "а также в органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов," исключить.

Статья 24

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". Закон официально опубликован .

Напомним, что поправки в НК в связи с передачей ФНС администрирования взносов также уже в виде закона.

Согласно поправкам в закон 27-ФЗ о персучете в налоговую надо будет сдавать сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных взносов по каждому работающему застрахованному лицу (включая трудящихся по ГПД).

Остальные сведения надо будет сдавать в ПФ (от 25 работающих - в электронной форме). Это сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 закона 27-ФЗ:

  • о стаже. Их надо будет сдавать ежегодно до 1 марта. Это будет тот же состав сведений, который сейчас предусмотрен пунтом 2 статьи 11 для ежеквартальной сдачи в составе РСВ-1, кроме данных о зарплате и начисленных взносах. Вместе с ежегодным расчетом надо будет сдавать документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • о допвзносах (в пункт 2.1 статьи 11 поправок не вносится);
  • ежемесячный отчет СЗВ-М. Согласно новой редакции пункта 2.2 статьи 11, этот отчет надо будет сдавать не до 10 числа, как сейчас, а до 15-го. Законопроект уточняет состав лиц, по которым будет сдаваться СЗВ-М (заключившие не только трудовые договоры и ГПД, но и договоры авторского заказа, издательские лицензионные, об отчуждении исключительных прав и т.д.).

За несдачу в ПФ любых из перечисленных сведений штраф будет составлять 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (сейчас штраф привязан к сумме взносов), за несоблюдение электронного порядка будет грозить штраф 1000 рублей.

Ежеквартальные сведения, которые страхователи будут сдавать в налоговую, налоговики будут пересылать в ПФ. Если обнаруживаются расхождения между данными разных отчетов, страхователь должен будет их устранить в течение 5 рабочих дней.

В закон 125-ФЗ впишут полномочия ФСС по администрированию взносов по соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (данного вида взносов налоговики касаться не будут, а сейчас в этой части закон 125-ФЗ содержит отсылки на 212-ФЗ), по отчетности и уплате взносов "на травматизм". Немного позже отдельно расскажем об этом подробнее.

Закон 212-ФЗ утрачивает силу полностью.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»

С изменениями и дополнениями от:

Президент Российской Федерации

Приняты поправки в отдельные законодательные акты России в связи с принятием Закона о внесении изменений в НК РФ. Цель — приведение российского законодательства об обязательном социальном страховании в соответствие с изменениями в НК РФ, касающимися передачи налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Так, изменения внесены в Законы о налоговых органах России, об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, об основах обязательного социального страхования, об обязательном пенсионном страховании в России и др.

В частности, установлено, что правоотношения, связанные с определением размера тарифа, облагаемой базы, исчислением и уплатой (перечислением) взносов, контролем за правильностью начисления и уплатой взносов, регулируются законодательством России о налогах и сборах.

Также урегулированы вопросы представления сведений о страховых взносах и страховом стаже; сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, налоговыми органами; вопросы исчисления и уплаты страховых взносов; обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2016 г., в «Российской газете» от 8 июля 2016 г. N 149, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июля 2016 г. N 27 (часть I) ст. 4183

История рассмотрения и принятия Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

№250-ФЗ и №272-ФЗ: сломать, запугать и заставить ходить по струночке

Добрый день, уважаемые коллеги!

Данного федерального закона я уже касался. Я считаю нужным обратить ваше внимание на этот федеральный закон еще раз: он не добавляет нам оптимизма.

Итак, №250-ФЗ от 29.07.2017г. Данным Федеральным законом в ст.198 УК РФ «Уклонение физического лица от уплаты налогов и сборов» добавили фразу «а также страховых взносов». Теперь, если кто-то не платит в полном объеме страховые взносы, то страховые взносы добавляются к общей совокупной сумме недоплаченных налогов, как физическим лицом (ст.198 УК РФ) , так и юридическим лицом – ст.199 УК РФ . По ст.199 УК РФ планка недоплаченных налогов как была, так и осталась: 5 млн руб. Только раньше за истекшие 3 года эта планка суммы недоплаченных налогов должна быть выше 5 млн руб. За истекшие 3 года, не считая текущего года, чтобы наступила уголовная ответственность. Теперь в эти 5 млн руб. включается не только НДС, налог на прибыль (допустим), но в эту же сумму включаются и страховые взносы, а соответственно, уголовные дела будут возбуждать в разы легче. Учитывая, что органы внутренних дел (я смотрел официальную статистику) по-прежнему бьют рекорды, и количество возбужденных уголовных дел за первые пять месяцев 2017 года пусть немного, но выросло: на 3,9%. Наверное, нужно учитывать этот фактор, что теперь будут наказывать и за страховые взносы.

Одновременно с этим, коллеги, поправили ст.199.1 УК РФ и ст.199.2 УК РФ : добавили вещи, связанные со страховыми взносами. Согласно №250-ФЗ , появились две новых статьи Уголовного кодекса: ст.199.3 УК РФ и ст.199.4 УК РФ . Статья 199.3 «Уклонение страхователя – физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд» . Теперь по Уголовному кодексу будут караться также невыплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Будут караться как физлица по ст.199.3 УК РФ , так и юридические лица, точнее директоры и бухгалтеры этих юридических лиц по ст.199.4 УК РФ . В части, касающейся директоров и бухгалтеров, не такое жесткое наказание. Если это ч.1 ст.199.4 УК РФ , и не было группы лиц по предварительному сговору, не было особо крупного размера, то в этом случае наказание будет, цитирую: «…либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до одного года».

У нас почти всегда и везде присутствует группа лиц, которая действовала по предварительному сговору. Поверьте, предварительный сговор присутствует чуть ли не в 99% случаев, потому что бухгалтера обычно в состав этой группы включают. Особо крупным размером признается «сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов в государственный внебюджетный фонд, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов в государственный внебюджетный фонд, либо превышающая девять миллионов рублей». Итак, если у вас была группа из двух человек либо был особо крупный размер, то максималочка составит, цитирую: «лишение свободы на срок до четырех лет» .

Государство делает все возможное, чтобы навести порядок путем посадок

Путем посадок можно, конечно же, навести порядок. Безусловно, можно всех сломать и запугать, и все будут ходить по струночке… Проблема лишь заключается только в том, что в подобных условиях, когда все ходят по струночке – не будут рождаться Илоны Маски, не будут рождаться Стивы Джобсы, не будут рождаться Биллы Гейтсы… Точнее, они будут рождаться, и как только они будут осознавать весь пресс этой подавляющей машины – они просто будут бежать из страны. Речь не идет о том, что не надо наказывать. Речь идет о том, что наказания должны быть соразмерными. Если речь идет об экономических преступлениях – достаточно ввести разумную систему штрафов, но одновременно с этим система штрафов, какой бы она не была – не будет работать, если одновременно с ней не ввести систему поощрения. Со стороны государства законы должны быть устроены следующим образом: в 10% законов внимание должно быть направлено на разумную угрозу наказания, а 90% законов должны быть направлены на систему стимулирования тех, кто работает легально. И даже это работать не будет, потому что пунктом 0 в этом случае нужно создать саму систему, при которой налоги не были бы удушающими, как происходит сейчас, если мы говорим о классической системе налогообложения. Все эти детские разговоры по поводу того, что в Российской Федерации самые щадящие налоги – это, извините, «детский сад».

Однажды на семинаре мне сказали: «Зачем вы так высказываетесь по поводу нашей системы налогообложения? В нашей стране, например, НДФЛ равен 13%, а на западе он 30%». Дорогие мои человеки, вы правы. С одной лишь разницей… В той же Америке НДФЛ может достигать 30% с разницей: доходы минус расходы умножаем на 30%. А так как простые смертные граждане все, что зарабатывают, сразу же тратят, то они на затраты могут поставить даже туалетную бумагу. Соответственно, в результате НДФЛ с оборота у них составляет 1-1,5% максимум, но не 13% с оборота, как в нашей стране. Чувствуете разницу? И подобных нюансов достаточно много, и, не зная эти нюансы, вы можете попасть впросак. Вам на уши наша пропаганда может навешать очень много всего.

Неуплата страховых: как налоговики будут взаимодействовать со следователями

Еще один закон, который имеет отношение к страхованию. Это №272-ФЗ от 29.07.2017г. Этот закон о том, как налоговики будут обмениваться данными со следователями в части, касающейся возможно совершенных преступлений по страховым взносам. В частности, коллеги, в ст.18 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» добавили пункты 2.1 и 2.2. Речь идет о том, что, если налоговики доначислили бизнесмену страховые взносы, а он в течение двух ме сяцев не заплатил, они обязаны передать материалы следователям для возбуждения уголовного дела. Одновременно с этим, если оперативники в процессе проведения оперативных мероприятий находят документы и видят, что присутствует неуплата соответствующих страховых взносов, тогда они передают эту информацию налоговикам. Также оперативники передают информацию налоговикам, чтобы они провели экспертизу и подтвердили, что действительно неуплата страховых взносов присутствует. Затем в течение пятнадцати дней материал возвращается следователям, и они возбуждают уголовные дела.

В части, касающейся налога на добавленную стоимость, решений, к сожалению, немного. Я могу помочь примерно половине бизнесменов избежать законным путем уплаты НДС, к тому же значительно. Второй половине бизнесменов я могу помочь законно избежать уплаты НДС лишь с косметической точки зрения: по мелочи, но прилично. На 100% эта проблема не решаема.

Например, если вы закупаете продукцию без НДС, а продавать ее вынуждены с НДС, или закупаете транспортные услуги, например, без НДС, а все ваши заказчики работают с НДС… В такой ситуации сэкономить весь НДС на 1000% легальными методами не получится. Таких способов, к сожалению, на 1000% легальных, не существует. Существуют способы, скажем так, несколько рисковые, но Верховный суд на вашей стороне, судебная практика на вашей стороне.

Две недели назад я проводил семинар в Санкт-Петербурге, там присутствовало более 400 бизнесменов. Причина, по которой мы всякий раз получаем подобные аншлаги, заключается в том, что Владимир Владимирович подписал несколько сотен федеральных законов. Я остановился на самых ключевых не просто с точки зрения рассказать, о чем они, а с точки зрения решений. На семинарах я даю точные решения, как не сесть, как избежать субсидиарной ответственности, которую введена №266-ФЗ. Даже для главбухов введена субсидиарка…

Дамы и господа, я надеюсь, что эта статья пошла вам на пользу. Пожалуйста, не стесняйтесь высказывать любые свои мнения в комментариях к статье. Я буду невероятно рад, если вы эту статью разошлете своим друзьям и знакомым. Потому что ваши друзья и знакомые, которые также, как и вы – бизнесмены, должны быть предупреждены о подобных возможных опасностях. Уважаемые друзья, подписывайтесь на наш блог: в блоге я стараюсь давать решения.

Закон фз-250

Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»

Комментарий

С 1 января 2017 года полномочия по контролю за уплатой взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) страхование и приему отчетности по ним передаются от органов внебюджетных фондов налоговым органам. В НК РФ появится новая глава, посвященная порядку исчисления взносов, а Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ), которым в настоящее время регулируются особенности расчета упомянутых взносов, утратит силу.

В то же время ПРФ по-прежнему проверяет персонифицированную отчетность, а ФСС России осуществляет контроль за уплатой взносов «на травматизм».

Законодательство о взносах «на травматизм» содержит отсылочные положения на Закон № 212-ФЗ. Поскольку последний со следующего года перестает действовать, Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее – Закон № 125-ФЗ) дополнен нормами из Закона № 212-ФЗ, которые регулируют, в частности:

  • расчетный и отчетный периоды по взносам;
  • порядок предоставления отсрочки и рассрочки по взносам;
  • обеспечение исполнения обязанности по уплате взносов (взыскание недоимки по взносам, зачет и возврат излишне уплаченных либо взысканных взносов);
  • проведение камеральных и выездных проверок;
  • условия привлечения к ответственности.
  • К чему приведут перечисленные нововведения для страхователей? Расскажем об этом далее.

    В каком органе плательщики взносов должны регистрироваться в качестве страхователей?

    1. В качестве страхователей в сфере обязательного пенсионного страхования (ОПС).
    2. ПФР будет регистрировать страхователей только для целей сдачи персонифицированной отчетности, причем все сведения о постановке на учет организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а также иных плательщиков (в том числе адвокатов, нотариусов) в органы ПФР передадут налоговые инспекции (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, далее – Закон № 250-ФЗ).

      В настоящее время налоговые органы также передают в фонд сведения о регистрации организаций, а вот постановка на учет предпринимателей и организаций по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется в заявительном порядке (такие плательщики самостоятельно обращаются в органы фонда для регистрации) (п. 12, 21 Порядка, утв. постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п).

    3. В качестве страхователей в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС).
    4. Порядок регистрации не меняется: предприниматели и организации признаются страхователями по обязательному медицинскому страхованию с момента постановки на учет в налоговом органе. Всю необходимую информацию инспекции самостоятельно передадут территориальным органам фонда (п. 1 ст. 12 Закона № 250-ФЗ).

    5. В качестве страхователей в сфере обязательного социального страхования (ОСС).
    6. Порядок регистрации также остается прежним.

      Данные об организации при ее создании в орган фонда передает налоговая инспекция (п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ), пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 125-ФЗ).

      Путем подачи заявления встают на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, а также индивидуальные предприниматели (заключившие с физлицом трудовой договор или гражданско-правовой договор с условием об уплате взносов «на травматизм») (п. 2 ст. 9 Закона № 250-ФЗ).

      Еще одно изменение состоит в том, что со следующего года встать на учет в органах ПФР и ФСС России по месту создания обособленных подразделений организация обязана, если такое подразделение:

    7. имеет собственный расчетный счет;
    8. производит выплаты физлицам.
    9. Таким образом, отменено действующее на данный момент требование о выделении подразделения на отдельный баланс (п. 1 ст. 3, п. 4 ст. 6, п. 2 ст. 9 Закона № 250-ФЗ).

      Перечисленные положения предназначены для плательщиков, у которых обязанность по регистрации в органах фондов возникнет с 1 января 2017 года.

      Тем плательщикам, которые уже состоят на учете во внебюджетных фондах, заново регистрироваться не нужно.

      Как представлять отчетность по взносам?

    10. Отчетность в сфере ОПС и ОМС.
    11. Отчетность в сфере ОПС и ОМС необходимо сдавать как в налоговые органы, так и в органы ПФР.

      С 1 января 2017 года ежегодно не позднее 1 марта в органы ПФР необходимо представлять сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого физлица, с которым оформлен трудовой либо гражданско-правовой договор (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). Такие сведения должны содержать следующую информацию о физлице: (п. 4 ст. 11 Закона № 250-ФЗ):

    • СНИЛС;
    • Ф.И.О.
    • дату приема на работу и (или) дату увольнения (применительно к сотрудникам, принятым на работу и (или) уволенным в течение отчетного периода);
    • дату заключения и (или) расторжения договора гражданско-правового характера (выплаты по которому облагаются взносами);
    • периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ;
    • прочие сведения, необходимые для назначения страховой и накопительной пенсии;
    • суммы взносов в ПФР, уплаченные за физлицо, которое является субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, и периоды трудовой деятельности, включаемые в его профессиональный стаж.
    • Поскольку начало действия поправок – 1 января 2017 года, полагаем, что впервые по новым нормам персотчетность в орган фонда нужно подать по итогам 2017 года в 2018 году.

      Данные персучета входят в состав расчета РСВ-1 ПФР и представляются ежеквартально.

      Как только сотрудник получит право на пенсию, работодатель по его заявлению должен представить сведения персучета в орган ПФР в течение трех календарных дней с даты обращения физлица (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

      В настоящее время эти данные работодатель представляет по форме СПВ-2, утв. постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п в течение 10 календарных дней со дня обращения сотрудника (п. 4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

      Поправками за работодателями сохранена обязанность по ежемесячному представлению в ПФР сведений о физлицах (Ф.И.О., СНИЛС, ИНН), которые на данный момент отражаются в форме СЗВ-М. Однако меняются сроки для подачи таких данных. Если в настоящее время форму СЗВ-М необходимо подавать не позднее 10-го числа каждого месяца, то со следующего года крайний срок для представления упомянутых сведений – 15-е число месяца (пп. «г» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

      Пока не вполне ясно, сохранятся ли действующие на данный момент формы отчетности для представления в ПФР или будут разработаны новые.

      Сведения о сумме заработка и начисленных на него взносах на пенсионное и медицинское страхование нужно подавать в территориальную налоговую инспекцию в составе расчета по страховым взносам по форме (пп. «д» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). Конкретные сроки сдачи отчетности будут прописаны в НК РФ.

      В соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ формы отчетности для целей налогового контроля утверждает ФНС России. В связи с этим стоит ожидать, что в ближайшее время Федеральной налоговой службой будет разработана и утверждена специальная форма расчета отчета по взносам либо видоизменена форма расчета РСВ-1 ПФР.

      Копии всех форм отчетности страхователь должен выдавать физлицам. Для этого установлены следующие сроки (пп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250-ФЗ):

    • не позднее пяти календарных дней с момента обращения лица (в общем случае);
    • в день увольнения физлица или расторжения с ним гражданско-правового договора (если лицо увольняется);
    • Напомним, такие требования для работодателей существуют и сейчас. Однако по действующим нормам предоставлять сотрудникам копии форм отчетности страхователи обязаны независимо от факта обращения физлиц за ними. Делать это необходимо одновременно с представлением в фонд соответствующих форм отчетности (абз. 1 п. 4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

      В то же время действующими нормами и положениями, которые вступят в силу с 1 января 2017 года, не предусмотрены меры ответственности для работодателей, которые не выполнят указанные требования.

      С 1 января 2017 года администратором взносов на ОСС в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством станут налоговые органы. Поэтому расчет по данным взносам необходимо подавать в налоговую инспекцию. Сроки сдачи расчета будут установлены НК РФ.

      Контроль за уплатой взносов на ОСС в части страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний остается за ФСС России. Отчетность по взносам «на травматизм» страхователи должны по-прежнему представлять в территориальные органы ФСС России в сроки, которые действуют в настоящее время. Изменения в этой части в законодательство о взносах «на травматизм» не внесены. Отчетность необходимо подавать ежеквартально (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, далее – Закон № 125-ФЗ):

    • на бумажном носителе – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
    • в электронном виде – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
    • Уточнено, что работодатели, у которых среднесписочная численность работников за истекший год превышает 25 человек, обязаны представлять отчетность исключительно в электронной форме (п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ). На данный момент такая норма отсутствует в законодательстве о взносах «на травматизм». Однако она содержится в ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, который перестает действовать с 01.01.2017. Следовательно, существующее требование сохранено для работодателей, просто норма «перемещена» из одного нормативного акта в другой.

      Пока не вполне ясно, по какой форме потребуется сдавать отчетность по взносам на ОСС.

      В настоящее время информация о двух видах взносов объединена в расчете 4-ФСС. Поскольку со следующего года отчитываться по указанным взносам придется в разные инстанции, полагаем, форму 4-ФСС разделят на две самостоятельные формы отчетности.

      Дополнительно отметим, что в отношении взносов на ОСС в части страхования на случай нетрудоспособности и в связи с материнством выездные проверки страхователей налоговые органы будут проводить совместно с органами ФСС России. Так, налоговая инспекция должна проверять правильность расчетов и своевременность уплаты взносов, а органы фонда – правильность расходов по выплате страхового обеспечения (пособий), см. пп. «е» п. 8 ст. 9 Закона № 250-ФЗ.

      Что нового в мерах ответственности за нарушение законодательства о взносах?

      Привлечение к ответственности за нарушение законодательства в сфере взносов на ОПС и ОСС с 1 января 2017 года будет регулироваться положениями НК РФ.

      В настоящем комментарии мы перечислим санкции, которые будут применять к страхователям органы внебюджетных фондов при нарушении положений в сфере персонифицированного учета, а также уплаты взносов «на травматизм» и представления отчетности по ним.

    • Ответственность в сфере пенсионного законодательства.
    • За непредставление в срок либо представление в орган ПФР неполных и (или) недостоверных сведений персучета установлены те же меры ответственности, что и за аналогичное нарушение при подаче формы СЗВ-М, а именно – 500 рублей за каждое застрахованное лицо (пп. «а» п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

      Кроме того, отдельная ответственность грозит за нарушение порядка представления сведений (если представлены на бумажном носителе вместо электронного документа). Она будет составлять 1000 рублей (пп. «б» п. 9 ст. 2 Закона № 250-ФЗ).

      В настоящее время отдельной ответственности за подобные правонарушения в сфере персучета нет, так как эти сведения подаются в составе расчета РСВ-1 ПФР. Поэтому к страхователям применяют санкции за несдачу или просрочку подачи данного расчета, а также за нарушение формы его представления. Причем штраф за несдачу расчета и (или) отражение в нем недостоверных данных определяется в процентах от суммы начисленных за отчетный период взносов (но не менее 1000 руб.) (ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ). Штраф за несоблюдение порядка его представления – 200 руб. (ч. 2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ).

      Таким образом, со следующего года штраф за нарушение порядка подачи сведений персучета будет применяться в гораздо большем размере.

    • Ответственность в сфере взносов «на травматизм».
    • Виды правонарушений, касающиеся порядка уплаты взносов «на травматизм» и представления отчетности по ним, а также размеры санкций остаются такими же, как и в настоящее время (за одним исключением). Различие лишь в том, что в действующей редакции Закона № 125-ФЗ они перечислены в одной норме – ст. 19 Закона № 125-ФЗ, а со следующего года каждый вид правонарушения (а также ответственность) будет прописан в отдельной статье закона.

      Напомним, что такими правонарушениями являются:

    • нарушение срока регистрации в органах фонда;
    • неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов;
    • непредставление в надлежащий срок отчетности по взносам;
    • отказ в представлении или непредставление в фонд документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов.
    • Новый вид правонарушения – несоблюдение порядка представления отчетности по взносам.

      Такой вид правонарушения закреплен в новой статье 26.30 Закона № 125-ФЗ. Так, если после 1 января 2017 года отчетность по взносам будет подана на бумажном носителе вместо обязательной электронной формы, штраф составит 200 рублей.

    1. Административная ответственность в сфере законодательства о взносах.
    2. Помимо штрафных санкций, предусмотренных законом о тех или иных видах взносов, к административной ответственности привлекаются непосредственно должностные лица организаций.

      Перечень видов правонарушений, которые влекут применение штрафов по КоАП РФ, с 1 января 2017 года будет расширен. Кроме того, внесены некоторые поправки в действующие нормы кодекса.

      Об уголовной ответственности за неуплату страховых взносов работодателями, гражданами и ИП

      Внесены поправки в УК РФ и УПК РФ. Это связано с усилением ответственности за неуплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

      Так, уточнено, что уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов путем непредставления декларации (расчета) или документов, представление которых является обязательным, либо путем включения в них заведомо ложных сведений наступает в случае неуплаты взносов в крупном и особо крупном размерах. Для физлица крупной считается неуплата в течение 3 лет 900 тыс. руб., если это больше 10% от подлежащей уплате суммы взносов, либо неуплата 2,7 млн руб. и более. Особо крупный размер — 4,5 млн руб., если это больше 20% от подлежащей уплате суммы, либо неуплата более 13,5 млн руб. Для компаний крупный размер — неуплата более 5 млн руб. при превышении 25% от суммы взносов, либо неуплата взносов на сумму больше 15 млн руб. Особо крупный размер — 15 млн руб. при превышении 50% от суммы взносов, либо неуплата более 45 млн руб.

      Установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний путем занижения базы для начисления взносов (иного неправильного исчисления взносов/непредставления расчета по ним).

      При этом ответственность для физлиц наступает, если доля неуплаченных взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм при неуплате более 600 тыс. руб. за 3 года, либо превышает 1 800 тыс. руб. Особо крупный размер — это 20%, 3 млн и 9 млн руб.
      соответственно. Для организаций — 10%, 2 млн и 6 млн руб. Особо крупный размер — 20%, 10 млн и 30 млн руб.

      Уточнена ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации (ИП), за счет которых должно быть произведено взыскание по взносам.

      Соответствующие поправки внесены в УПК РФ. В частности, инициировать возбуждение уголовного дела могут сами фонды.

      Регламентирован порядок рассмотрения сообщения об указанных преступлениях, а также механизм направления таких материалов в органы контроля за уплатой страховых взносов.



    mob_info