«Невский экспресс» взорвали, чтобы показать свою безнаказанность. Крушение "Невского экспресса"… Контрразведка знала дату, но не место и время

Коллегия Новгородского облсуда отказалась удовлетворить кассацию одного из фигурантов дела о подрыве «Невского экспресса» в 2007 году, жителя Ингушетии Макшарипа Хидриева, отбывающего наказание в Валдайской колонии общего режима, на решение Валдайского райсуда, который 22 июня отказал ему в условно-досрочном освобождении. Поезд 166 сообщением Москва — Санкт-Петербург «Невский экспресс» был подорван под новгородским городом Малая Вишера 13 августа 2007 года. Пострадали 60 человек, 30 человек были госпитализированы, жертв не было. Новгородский облсуд 15 января 2010 года за недоказанностью оправдал Хидриева по обвинениям в теракте и умышленном причинении вреда здоровью средней тяжести. Суд признал Хидриева виновным в незаконном обороте взрывчатки и приговорил его к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. Верховный суд 31 марта оставил приговор без изменений. К моменту вынесения приговора Хидриев более двух лет провел под стражей, что стало основанием подачи ходатайства об УДО.

  • 06.07.2010, 16:43

Фигурант дела о подрыве «Невского экспресса» обжаловал отказ в УДО

Житель Ингушетии Макшарип Хидриев, который является одним из фигурантов дела о подрыве «Невского экспресса» в 2007 году и отбывает наказание в Валдайской колонии общего режима, обжаловал решение Валдайского райсуда, который 22 июня отказал ему в условно-досрочном освобождении (УДО), сообщил во вторник представитель суда. «Жалоба Хидриева была получена во вторник, дата ее рассмотрения в коллегии Новгородского облсуда, возможно, станет известна в течение недели», — сказал он. Новгородский облсуд 15 января 2010 года за недоказанностью оправдал Хидриева по обвинениям в теракте и умышленном причинении вреда здоровью средней тяжести. В то же время суд признал Хидриева виновным в незаконном обороте взрывчатки и приговорил его к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. Верховный суд 31 марта оставил приговор без изменений. К моменту вынесения приговора Хидриев более двух лет провел под стражей, что стало основанием подачи ходатайства об УДО. Валдайский райсуд 22 июня отказал Хидриеву в УДО.

  • 21.06.2010, 19:12

Фигуранту дела о подрыве «Невского экспресса» в 2007 году увеличили срок заключения

Фигуранту дела о подрыве «Невского экспресса» в 2007 году, жителю Ингушетии Саламбеку Дзахкиеву увеличили срок наказания на полгода, сообщила в понедельник адвокат Наталья Тесленко, которая защищала Дзахкиева на процессе по делу о теракте в Новгородском облсуде. «Новгородский облсуд путем частичного сложения двух приговоров увеличил срок наказания Дзахкиеву, который в итоге составил десять лет и шесть месяцев», - сказала Тесленко, не уточнившая дату решения суда. Представитель суда не подтвердил и не опроверг эту информацию. Новгородский облсуд 15 января 2010 года оправдал Дзахкиева по обвинениям в теракте и умышленном причинении вреда здоровью средней тяжести. Суд признал его виновным в незаконном обороте взрывчатки и разбое и приговорил к десяти годам колонии строгого режима. Верховный суд 31 марта отклонил кассации по делу. Кроме этого, Новгородский горсуд 24 ноября 2009 года признал Дзахкиева виновным в попытке дачи взятки более чем в 1 миллион рублей следователю СКП, расследовавшему дело о теракте. Горсуд приговорил Дзахкиева к двум годам и четырем месяцам лишения свободы в колонии общего режима. Новгородский облсуд 13 апреля оставил приговор без изменений. Поезд 166 сообщением Москва-Санкт-Петербург «Невский экспресс» был подорван под новгородским городом Малая Вишера 13 августа 2007 года. Пострадали 60 человек, 30 человек были госпитализированы, жертв не было.

  • 13.04.2010, 11:57

Суд отклонил кассации на приговор о даче взятки следователю по делу «Невского экспресса»

Коллегия Новгородского областного суда отклонила кассации по делу о попытке дачи взятки следователю СКП, занимавшемуся делом о подрыве «Невского экспресса» в 2007 году. Таким образом, приговор суда остался без изменений, он вступил в законную силу. 24 ноября 2009 года житель Ингушетии Саламбек Дзахкиев и его адвокат Магомед Разаков были признаны виновными в попытке дачи взятки следователю СКП. Суд приговорил Дзахкиева к двум годам и четырем месяцам лишения свободы, Разакова - к двум годам и двум месяцам. Один из адвокатов заявил, что приговор о попытке дачи взятки будет обжалован в ЕСПЧ. «Мы пойдем в Страсбург и там посмотрим, кто прав», — сказал он.

  • Новость часа
  • 31.03.2010, 12:50

ВС признал законным приговор по делу о подрыве «Невского экспресса» в 2007 году

Верховный суд отклонил жалобу защиты осужденных по делу о подрыве «Невского экспресса» в 2007 году, признав законным вынесенный ранее по делу приговор Новгородского областного суда.

15 января суд приговорил уроженцев Ингушетии Саламбека Дзахкиева и Макшарипа Хидриева к 10 и 4 годам лишения свободы соответственно за незаконное хранение взрывчатых веществ.

При они были оправданы по основному пункту обвинения - непосредственно в подрыве поезда. Наказание Дзахкиеву было назначено по совокупности преступлений, так как суд дополнительно признал его виновным в совершении разбоя в 2003 году.

  • 09.03.2010, 17:50

Свидетель по делу о первом подрыве «Невского экспресса» получил 13 лет за разбой

Один из свидетелей по делу о подрыве «Невского экспресса» в 2007 году получил 13 лет колонии за разбой. Об этом сообщают РИА «Новости» со ссылкой на представителя Новгородской областной прокуратуры. По его словам, Демянский районный суд признал обвиняемого, которые ранее проходил как свидетель по делу о первом подрыве «Невского экспресса», виновным в хищении документов, хранении и ношении огнестрельного оружия и разбойных нападениях на 15 человек в составе ОПГ. «Под тяжестью улик в суде он полностью признал вину и заявил о раскаянии», — сказал представитель прокуратуры. Подсудимый обжаловал приговор в коллегии Новгородского облсуда, однако суд оставил кассацию без удовлетворения. По информации газеты «Новгород» , речь идет о Малхазе Китадзе.

  • 26.02.2010, 17:55

Дело о первом подрыве «Невского экспресса» направлено в ВС

Новгородский областной суд в пятницу отправил в Верховный суд России дело о подрыве «Невского экспресса» в 2007 году, сообщил представитель объединенной пресс-службы судебной системы области. Областной суд огласил приговор по делу о теракте 15 января 2010 года. Жители Ингушетии Саламбек Дзахкиев и Макшарип Хидриев за недоказанностью были оправданы судом по статьям 205 (теракт) и 112 УК РФ (умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести). Суд признал их виновными по статье 222 УК РФ (незаконное приобретение, передача и перевозка взрывчатых веществ организованной группой). Сторона защиты обжаловала приговор. По мнению источника в областном суде, итоги рассмотрения дела о теракте в Верховном суде могут стать известны через несколько месяцев.

  • 25.01.2010, 13:56

Осужденные за взятку по делу «Невского экспресса» обжаловали приговор

Приговор по делу о попытке дачи взятки следователю СКП в рамках дела о подрыве «Невского экспресса» в 2007 году обжаловали оба осужденных, сообщил представитель пресс-службы суда Новгородской области. Новгородский горсуд 24 ноября 2009 года приговорил обвиняемого в подрыве «Невского экспресса» жителя Ингушетии Саламбека Дзахкиева к двум годам и четырем месяцам лишения свободы в колонии общего режима, а его защитника, московского адвоката Магомеда Разакова — к двум годам и двум месяцам колонии общего режима за попытку дачи взятки следователю СКП Николаю Ущаповскому. «В облсуд поступили кассации от Дзахкиева и Разакова, кроме того, адвокаты Разакова уведомили суд, что представят мотивированные жалобы непосредственно на заседании коллегии по уголовным делам, начало заседания которой запланировано во вторник в 10.00 мск», — сказал источник.

  • 21.01.2010, 18:05

Адвокат обжаловал в ВС приговор осужденного по делу «Невского экспресса»

Адвокат Саламбека Дзахкиева, осужденного по делу о подрыве поезда «Невский экспресс» в 2007 году, Наталья Тесленко подала кассационную жалобу на приговор. Как сообщила сама защитница, сегодня она направила жалобу в Верховный суд. 15 января Новгородский областной суд приговорил уроженцев Ингушетии Саламбека Дзахкиева и Макшарипа Хидриева к 10 и 4 годам лишения свободы соответственно. Они были признаны виновными в незаконном хранении взрывчатых веществ. При этом суд оправдал их по основному пункту обвинения — непосредственно в подрыве «Невского экспресса». Наказание Дзахкиеву было назначено по совокупности преступлений, так как суд дополнительно признал его виновным в совершении разбойного нападения на территории Мордовии в 2003 году. Скорый поезд номер 166 Москва — Санкт-Петербург «Невский экспресс» потерпел крушение под Малой Вишерой 13 августа 2007 года — на пути следования состава сработало самодельное взрывное устройство мощностью около 2 кг в тротиловом эквиваленте. В результате пострадали 60 человек.

  • 18.01.2010, 18:20

Подорвавшие «Невский экспресс» в 2007 году могут быть причастны к другим терактам

Подрыв «Невского экспресса» в 2007 году могли совершить лица, причастные, как минимум, еще к двум преступлениям. Такие данные получены в результате экспертизы, проведенной в рамках расследования уголовного дела о теракте. Эти результаты содержатся в приговоре по делу о подрыве «Невского экспресса» от 15 января 2010 года. Как выяснили эксперты, взрывное устройство, которое применялось при подрыве поезда, идентично тем, которые использовались при подрыве ЛЭП в Московской области 15 марта 2004 года и при попытке подрыва газопровода в Тверской области 4 ноября 2004 года. В приговоре также говорится, что идентичные взрывные устройства были изъяты 19 марта 2004 года в квартире в подмосковных Люберцах. «Из заключения эксперта следует, что эти устройства или были изготовлены одним лицом (группой лиц), или были изготовлены разными людьми, но при их изготовлении применялась одна методика», - подчеркивается в документе.

  • 15.01.2010, 12:51

Адвокаты обжалуют приговор по делу «Невского экспресса»

Адвокаты осужденных по делу о подрыве «Невского экспресса» в 2007 году Саламбека Дзахкиева и Макшарипа Хидриева сообщили, что намерены обжаловать приговор подзащитных, сообщили в зале суда защитники Мурат Юнусов и Наталья Тесленко. «Приговор будет обжалован», - сказал Юнусов. «Перед принятием окончательного решения я должна проконсультироваться с подзащитным», - пояснила Тесленко. Адвокаты не удовлетворены приговором. Суд в пятницу приговорил Дзахкиева и Хидриева по совокупности преступлений к 10 и 4 годам лишения свободы в колониях строгого и общего режима соответственно.

  • Новость часа
  • 15.01.2010, 12:10

Подсудимые по делу «Невского экспресса» оправданы по статье «терроризм»

Жители Ингушетии Саламбек Дзахкиев и Макшарип Хидриев, обвинявшиеся в подрыве «Невского экспресса» в 2007 году, оправданы по статье «терроризм». Суд признал их виновными в незаконном обороте взрывчатки, сообщает РИА «Новости».

Как передает ИТАР-ТАСС, обвиняемые по этому делу приговорены к 10 и 4 годам заключения. Приговор вынесла коллегия из трех профессиональных судей. Поезд 166 сообщением Москва-Санкт-Петербург «Невский экспресс» был подорван под Малой Вишерой 13 августа 2007 года. Пострадали 60 человек, 30 человек были госпитализированы, жертв не было. Сумма ущерба ОАО «РЖД» превысила 236 миллионов рублей.

  • 11.01.2010, 16:16

Подсудимые по делу о первом подрыве «Невского экспресса» заявили о невиновности

Подсудимые по делу о первом подрыве «Невского экспресса» в 2007 году Саламбек Дзахкиев и Макшарип Хидриев заявили о своей невиновности. «Я не прошу, я требую нас оправдать», — сказал Хидриев. «Мы обращаемся к суду — Ваша честь, у Вас есть возможность доказать то, что эта честь есть на самом деле», — добавил Дзахкиев. Дзахкиеву и Хидриеву предъявлены обвинения по статьям «теракт», «умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести» и «незаконное приобретение, передача и перевозка взрывчатых веществ организованной группой».

  • 29.12.2009, 17:48

Суд объявил перерыв до 11 января по делу подрыве о «Невского экспресса»

Перерыв до 11 января объявлен на суде по делу о подрыве «Невского экспресса» в 2007 году. Во вторник на процессе состоялись прения сторон. Представитель гособвинения Александр Брусин на прениях попросил суд о том, чтобы приговорить подсудимых жителей Ингушетии Саламбека Дзахкиева и Макшарипа Хидриева к 13 и 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима соответственно. Представитель ЖАСО ходатайствовал о том, чтобы взыскать с них в пользу страховой компании более 63 млн рублей. Адвокат Хидриева Мурат Юнусов ходатайствовал об оправдании своего подзащитного. Аналогичную позицию заняла защитник Дзахкиева Наталья Тесленко. Сами подсудимые заявили о невиновности. После окончания прений суд объявил перерыв до 15.30 11 января. Предполагается, что в этот день подсудимым будет предоставлено право выступить с последним словом и суд удалится на вынесение приговора.

  • 29.12.2009, 13:11

Прокурор требует для обвиняемых в подрыве «Невского экспресса» 11 и 13 лет колонии

В Новгородском областном суде во вторник в ходе прений сторон по делу о первом подрыве поезда «Невский экспресс» государственный обвинитель попросил суд приговорить обвиняемых Макшарипа Хидриева и Саламбека Дзахкиева к 11 и 13 годам лишения свободы. 13 августа 2007 года в Новгородской области на перегоне Окуловка — Малая Вишера в результате подрыва железнодорожных путей произошла авария скоростного пассажирского поезда номер 166 «Невский экспресс». В результате аварии 19 человек были госпитализированы. Уголовное дело было возбуждено по ст. 205 УК «терроризм». В августе 2008 года по данному делу был объявлен в розыск Павел Косолапов — бывший российский военнослужащий, перешедший на сторону бандформирований, которого следствие подозревает в организации и исполнении теракта. Дело в отношении двух других фигурантов — Макшарипа Хидриева и Саламбека Дзахкиева — было выделено в отдельное производство.

  • 19.12.2009, 22:39

Брат обвиняемого в первом подрыве «Невского экспресса»: мой брат сидит ни за что

Брат Макшарипа Хидриева, который обвиняется в организации первого подрыва «Невского экспресса» в 2007 году, заявил, что у него есть доказательства невиновности брата. Об этом сообщает «Кавказский узел» . «Я знаю, что мой брат сидит ни за что. Уже третий год пошел, как он сидит. Я гарантию даю, что он дома был в то время, как там все случилось. Когда в 2007 году взорвался поезд? 13 августа, утром. А у нас в аэропорту Магаса в 14.30 был в этот день вылет из Магаса в Москву. У брата даже билет есть на тот рейс», — сказал Мусса Хидриев. По его словам, директор аэропорта, начальник милиции и дежуривший в тот день милиционер подтвердили, что у Хидриева был билет на этот рейс. «Но почему его держат — я не знаю. Показания начальника аэропорта дают ему полное алиби, а вместе с показаниями остальных — алиби стопроцентное. Вы бы к нам в село приехали — полсела вам доказало бы, что в этот день этот человек во время взрыва поезда находился у себя дома», — добавил Хидриев.

  • 11.12.2009, 20:15

По делу о первом подрыве «Невского экспресса» допрошен свидетель обвинения

В Новгородском областном суде выступил свидетель, приглашенный стороной обвинения. По словам свидетеля, в 2007 году он проезжал на автомобиле мимо леса и увидел, как оттуда вышли трое мужчин. Он добавил, что один из мужчин был рыжеволосым и что позже он видел этого человека в районе вокзала. Указав на Макшарипа Хидриева, свидетель отметил, что ошибка вполне вероятна. Отвечая на вопрос о давлении следствия, свидетель подчеркнул, что никакого давления не было. Очередное заседание суда пройдет 15 декабря.

  • 11.12.2009, 18:37

Фигуранты по делу о первом подрыве «Невского экспресса» отказались от дачи показаний

Обвиняемый в причастности к первому подрыву «Невского экспресса» в 2007 году Саламбек Дзахкиев вновь попытался отказаться от адвоката, которого ему назначил суд. «Я не удовлетворен и не хочу такого адвоката, я имею право на другого, у меня есть тысяча причин (для отказа)», — полагает Дзахкиев. Коллегия судей отклонила данную просьбу обвиняемого. В дальнейшем Дзахкиев называл судебный процесс «спектаклем» и «цирком». Кроме того, Дзахкиев и второй обвиняемый по делу, Макшарип Хидриев, отказались от дачи показаний. По их словам, они планируют воспользоваться правом давать показания и отвечать на вопросы суда, обвинения и защиты только в самом конце следствия. Хидриев и Дзахкиев виновными себя не признают.

  • 04.12.2009, 16:59

Фигурант первого дела о «Невском экспрессе» оспорил приговор по взятке следователю

Житель Ингушетии Саламбек Дзахкиев, обвиняемый в причастности к подрыву «Невского экспресса» в 2007 году, обжаловал приговор по взятке следователю СКП, который был вынесен ему 24 ноября. Об этом сообщил представитель Новгородского горсуда. «В кассационной жалобе Дзахкиев вновь заявил о своей невиновности. Вероятно, жалоба будет рассмотрена уже в 2010 году», — сказал он. По словам источника, аналогичной кассации от второго фигуранта дела пока не поступало.

  • 02.12.2009, 09:05

Слушания по делу о подрыве «Невского экспресса» в 2007 году возобновятся 11 декабря

Слушания по делу о первом подрыве «Невского экспресса» в августе 2007 года возобновятся 11 декабря. Об этом заявил помощник судьи Александр Прокофьев. По его словам, дело будет слушаться коллегией из трех человек. сообщалось, что двоим подсудимым, уроженцам Ингушетии Макшарипу Хидриеву и Саламбеку Дзахкиеву, срок содержания под стражей продлен до 3 марта.

  • 01.12.2009, 20:52

Обвиняемый в первом подрыве экспресса отказывается от заявления о признании вины

Один из фигурантов дела о подрыве «Невского экспресса» в 2007 году Макшарип Хидриев никогда не признавался в совершении этого теракта, заявил адвокат подсудимого Мурат Юнусов. «Он никогда не признавался, что сделал это. Считает себя невиновным», - сказал адвокат. При этом он добавил, что следствие оказывало на его подзащитного давление, чтобы Хидриев взял на себя вину. Хидриев находится на скамье подсудимых по делу о первом подрыве вместе с Саланбеком Дзахкиевым. Бывший российский военнослужащий, перешедший на сторону бандформирований, Павел Косолапов, которого следствие считает организатором подрыва, в августе 2008 года был объявлен в розыск. 13 августа 2007 года в Новгородской области на перегоне Окуловка - Малая Вишера в результате подрыва железнодорожных путей произошла авария скоростного пассажирского поезда номер 166 «Невский экспресс» (Санкт-Петербург - Москва). В результате аварии никто не погиб, однако 19 человек были госпитализированы. Уголовное дело было возбуждено по ст. 205 УК (терроризм).

  • 01.12.2009, 17:09

Суд продлил арест фигурантам дела о первом подрыве «Невского экспресса»

Новгородский облсуд во вторник продлил до 3 марта 2010 года срок ареста фигурантам дела о первом подрыве «Невского экспресса», который произошел в августе 2007 года, Саланбеку Дзахкиеву и Макшарипу Хидриеву. Об этом сообщил представитель объединенной пресс-службы судебной системы Новгородской области. Срок содержания под стражей обоих подсудимых истекал 3 декабря. Защита на процессе ходатайствовала об изменении меры пресечения на не связанную с содержанием под стражей. Гособвинение со своей стороны просило продлить арест подсудимых. Суд поддержал ходатайство обвинения и продлил арест до 3 марта 2010 года. Ранее появилась информация, что допросы фигурантов этого дела проходят в рамках расследования другого уголовного дела — о подрыве «Невского экспресса», который произошел 27 ноября 2009 года и унес жизни 26 человек. По данным СМИ, следователи допросили Амирхана Хидриева, брата обвиняемого Макшарипа Хидриева. Амирхан Хидриев проходил в качестве подозреваемого по делу о подрыве поезда в 2007 году, но был отпущен на свободу, так следователи доказательств его вины не нашли. В правоохранительных органах не исключают, что подрывы «Невского экспресса» в 2007 и 2009 годах могут быть связаны между собой.

  • 25.11.2009, 18:07

Свидетель по делу о подрыве «Невского экспресса» подтвердил алиби одного из обвиняемых

Житель Самары Дмитрий Уланов, являющийся свидетелем на процессе по делу о подрыве «Невского экспресса», подтвердил алиби одного из обвиняемых - жителя Ингушетии Саламбека Дзахкиева. В суде был проведен видеомост с Самарским облсудом, в ходе которого был допрошен один из свидетелей по делу - житель Самары Дмитрий Уланов. В ходе допроса Уланов подтвердил, что в день подрыва «Невского экспресса» он лично видел в Самаре находившегося там Дзахкиева. По словам свидетеля, вместе с ним при встрече с обвиняемым присутствовал еще один человек - его знакомый. В свою очередь, Дзахкиев сказал, что второй человек также может подтвердить его алиби, однако он не был допрошен в качестве свидетеля ни в ходе предварительного следствия, ни на суде. После проведения видеомоста на судебном процессе был объявлен перерыв.

  • 24.11.2009, 18:55

Адвокат обвиняемого по «делу «Невского экспресса» осужден на два года

Один из фигурантов по «делу «Невского экспресса» и его адвокат осуждены в Великом Новгороде за попытку дать взятку следователю. Об этом сообщил официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре Владимир Маркин. «Собранные следственными органами СКП по Новгородской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора в отношении адвоката Московской коллегии адвокатов Магомеда Разакова и его подзащитного Саламбека Дзахкиева. Они признаны виновными в покушении на дачу взятки следователю, в чьем производстве находилось уголовное дело по факту подрыва пассажирского поезда «Невский экспресс», совершенного 13 августа 2007 года», - сообщил Маркин. Приговором суда Разакову назначено наказание в виде 2 лет 2 месяцев лишения свободы, Дзахкиев приговорен к 2 годам 4 месяцам в колонии общего режима.

Домашнее задание

Как будто домашнее задание выполняли, - горько и отчаянно сказал корреспонденту «Комсомолки» один из проводников Октябрьской железной дороги про террористов. Он ехал в «Невском экспрессе» в августе 2007 года. В поездную бригаду на поезд 27 ноября мужчина не попал случайно. Теперь со страхом собирает и анализирует аналогии.

После первого подрыва в РЖД заговорили о безопасности 650-километрового перехода Москва - Санкт-Петербург . Вроде даже были планы покрыть все полотно видеонаблюдением. Но усилили только контроль за мостами. И если в 2007 году террористы взрывали именно у путепровода, то теперь они выбрали место глухое, среди лесов. Там, где охраной и не пахнет.

Еще они извлекли логистический урок. Жертв в первом теракте избежали благодаря тому, что автомобильная дорога проходила примерно в полукилометре от места взрыва. И «скорые» приехала достаточно быстро. В пятницу до места трагедии добирались с огромным трудом.

До приезда врачей пассажиры и поездная бригада справлялись своими силами. В штабном вагоне лежали два внушительных чемодана с медикаментами – немного бинтов, шин, лекарств и куча… эпидемиологических укладок.

Последние недели две нас снабжали с антивирусным уклоном, - говорят проводники. – Сейчас только о свином гриппе и говорят. Перевязочные материалы, которых и по норме немного, а из-за малопонятной шумихи вытесненные из чемоданов никому не нужными масками, закончились моментально. Их количество рассчитано на легкие порезы и единичные случаи. Самое внушительное вспомогательное средство в «Невском экспрессе» - носилки.

Теплоизоляционных жилетов, оберегающих от солнца в жару и сохраняющих тепло в холод, тоже минимум. Поэтому пассажиры грелись у костров из одеял. Ситуация с 2007 года с аптечками фактически не изменилась. Очевидно, наши поезда экипированы формально, явно не на случай массовых трагедий.

Кстати, проводники говорят:

Когда-то в поездах было много действенных лекарств. Но потом решили, что мы не врачи, диагноз ставить не имеем права, а значит, и давать таблетки тоже. И содержимое аптечек сократили.

Планировали завалить два поезда

Люди, которые взорвали поезд, знали нашу структуру изнутри, - уверены в Октябрьской железной дороге. – Очень может быть, что у них есть свой человек в РЖД. Они спланировали теракт с чудовищной точностью. От большего количества жертв спасла чистая случайность.

Дело в том, что «Невский экспресс» шел на полторы минуты позже графика. Это обычное явление - по обстановке машинист притормаживает и нагоняет время. Мчись он по расписанию, то в месте взрыва встретился бы с поездом № 59, который шел из Петербурга в Москву. Эксперты почти не сомневаются - террористы планировали подрыв «Невского экспресса» с тем расчетом, чтобы он завалил и параллельный состав. Такие вычисления без спецов из РЖД провести вряд ли возможно.

Вообще осведомленность террористов поражает. Перед «Невским экспрессом» мимо места трагедии проследовал «Сапсан» в тестовом режиме. Этот рейс ни в каких общедоступных расписаниях не значился.

В 2007 году тоже друг за другом с получасовой разницей шли два скоростных поезда - «Невский экспресс» и Р-200, причем с таким расписанием они ходили только по понедельникам и пятницам. Тогда выбрали понедельник. Подорвался «Экспресс». Вероятно, преступники перестраховались. Если бы на первом поезде не сработала взрывчатка, попробовали бы на следующем. В минувшую пятницу контрольной целью был все-таки «Невский экспресс». Боевики прекрасно знали, что после прохода «Сапсана» у них есть 35-40 минут, чтобы положить взрывчатку – между скоростными составами не было других поездов. Такое удобное временное «окно» в графике движения без специальных знаний не подберешь.

Как взрывали

Принцип действия устройства идентичен 2007-му году. Террористы установили растяжку на 285-м километре железной дороги. В качестве привода использовали воткнутую палку. Локомотив поезда задел ее отбойником и привел в действие механизм. От взрыва у второй секции электровоза оторвало колесную пару , голова состава подпрыгнула на 15-20 сантиметров и колесами попала на колею, поэтому «Невский экспресс» продолжил более-менее ровно двигаться. Электронная система «Клуб» в момент взрыва зафиксировала скорость 197 километров в час. Такой разгон позволил пронестись почти всему поезду над воронкой, и только последние четыре вагона, уже потерявшие скорость из-за экстренного торможения, воткнулись колесами в яму и сошли с рельсов. Эти вагоны в обиходе называют «боингами» - за самолетный тип. С каждой стороны по два ряда кресел, посередине – проход. Никаких внутренних переборок и ребер жесткости, только каркас. Но они сделаны они крепко. Начальник поезда при взрыве в 2007 году Игорь Болдырев вспоминает:

Хотел бы поклониться в ноги российским конструкторам. Они спроектировали эту модель с огромным запасом прочности.

Вот и в пятницу в «боингах» остались живые. Хотя, будь обычные вагоны, не для «скоростников», при такой катастрофе могли погибнуть все.

Контрразведка знала дату, но не место и время

Как стало известно «Комсомолке», сотрудники ФСБ просили родственников по возможности не покидать квартиры 27 ноября и уж точно не пользоваться общественным транспортом. Видимо, у контрразедчиков была первичная информация о запланированной акции, но они не знали место и точное время.

Похоже, в России уроки истории извлекают только злодеи. В сравнении с той работой над ошибками, что проделали террористы, ведомственные усилия ничтожны. В сухом остатке теракта – заполненный 661 человеком (а это 98 процентов наполняемости, всего посадочных мест 704. – Ред.) самый быстрый поезд между двумя столицами. Его движение из-за непростого контингента пассажиров и скоростных характеристик контролирует сам глава РЖД Владимир Якунин . Так вот, этот чудо-транспорт, гордость российского желдора, взрывают на участке, который от цивилизации закрыт лесом и отвратными подъездами. Причем террористы делают все основательно, рассудительно, выбирая место, время и объект. Остается только удивляться краткости личных переживаний начальника пятничного поезда Сергея Михайличенко :

Немного не по себе от того, что небезопасно работать.

Да и наши граждане не сильно меняются.

В 2007 году меня первым делом поразило спокойствие пассажиров, - говорит Игорь Болдырев. - Были несколько истеричных, а большинство приняло теракт обыденно. Впечатление, что у нас привыкли к терактам. Но помогали активно, хорошо.

Скорый пассажирский поезд номер 166 "Невский экспресс", следовавший из Москвы в Петербург, в 21.38 мск потерпел крушение в Новгородской области на перегоне Бурга — Малая Вишера. Причиной ЧП стало заложенное на путях взрывное устройство. В результате взрыва электровоз и 12 вагонов поезда сошли с рельсов. В потерпевшем крушение составе . В результате аварии первый от локомотива вагон оказался сдавлен, два опрокинулись под откос, и еще два легли на бок.

На этот поезд, по данным "Российских железных дорог", . Поездная бригада состояла из 20 человек.

Движение в направлении Санкт-Петербург — Москва было открыто 14 августа в 15.45 мск. По восстановленному участку пути из Москвы в Санкт-Петербург прошел первый грузовой состав в середине дня 15 августа. В тот же день вечером в обычном режиме по поврежденному участку Октябрьской железной дороги.

ОАО "РЖД" оценило сумму совокупного ущерба от подрыва "Невского экспресса" .

Бригада потерпевшего крушение поезда была отмечена наградами за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни. Начальника поезда "Невский экспресс", машиниста и помощника машиниста наградили орденами Мужества. Шесть проводников и электромеханик поезда, были отмечены медалями ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

По факту крушения поезда генпрокуратура России возбудила уголовное дело по статье "терроризм". Следствие рассматривало версию о теракте в качестве одной из основных. Руководитель Следственного комитета при Генпрокуратуре России Александр Бастрыкин заявил, что мощность взрывного устройства, заложенного под железнодорожное полотно, составила около трех килограммов в тротиловом эквиваленте. Оно было контактного типа, то есть сработало после соприкосновения с поездом. Место для закладки преступники выбрали профессионально, но не рассчитали скорость и вес состава. Учитывая, что поезд являлся скоростным и шел на скорости, вдвое превышающей скорость обычного поезда, он по инерции проехал после взрыва железнодорожный мост через реку и только затем сошел с рельсов, а не упал с моста с большой высоты, как они планировали. Это позволило избежать более тяжелых последствий .

По данным Новгородской облпрокуратуры, теракт был совершен группой, действовавшей под контролем одного из наиболее известных чеченских боевиков Доку Умарова (долгое время числился в розыске, ). В организации теракта, изготовлении и установке взрывного устройства подозревается бывший российский военнослужащий Павел Косолапов, дело которого выделено в отдельное производство. Он .

По подозрению в причастности к теракту осенью 2007 года были задержаны жители Ингушетии Саламбек Дзахкиев и Макшарип Хидриев, которые, по данным Следственного комитета при прокуратуре (СКП), приобрели и доставили в Маловишерский район Новгородской области взрывчатку.

Им были предъявлены обвинения по пунктам "а" и "в" части 2 статьи 205 Уголовного кодекса РФ (теракт), пунктам "а" и "г" части 2 статьи 112 УК РФ (умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести) и части 3 статьи 222 УК РФ (незаконное приобретение, передача и перевозка взрывчатых веществ организованной группой). За наиболее тяжкое из этих преступлений законодательство предусматривает лишение свободы .

Кроме этого, Дзахкиев обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных статьей 162, часть три, пункт "б" (разбой) УК РФ.

Судебный процесс начался в июне 2009 года. Дело слушалось коллегией из трех судей. Подсудимые на процессе виновными себя не признали. На заседании 12 ноября Хидриев заявил о том, что под давлением оговорил невиновного Дзахкиева.

На заседании 25 ноября один из ключевых свидетелей защиты, житель Самары Дмитрий Уланов, фактически , сообщив, что в день подрыва "Невского экспресса" видел его в Самаре.

На том же заседании Хидриев заявил о том, что признает вину в причастности к подготовке теракта. Во время перерыва в заседании он сообщил присутствовавшим в зале представителям СМИ, что доставил взрывчатку в Маловишерский район Новгородской области на легковом автомобиле, именно эта взрывчатка впоследствии, вероятно, была использована для проведения теракта. По словам Хидриева, вместе с ним в машине находился его родной брат Амирхан, которого следственная группа первоначально задержала, однако впоследствии он был отпущен из-под стражи. Хидриев не смог объяснить журналистам тот факт, почему его брата освободили из-под ареста.

Подсудимый 25 ноября еще раз подтвердил ранее сделанное им в суде заявление, что он под давлением следствия оговорил жителя Ингушетии Саламбека Дзахкиева.

На заседании 1 декабря Макшарип Хидриев дезавуировал собственное заявление о признании вины в причастности к теракту, заявив находившимся на процессе журналистам, что .

Представитель обвинения 29 декабря 2009 года попросил суд приговорить Дзахкиева и Хидриева к 13 и 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима соответственно. Представитель страхового общества РЖД — ЖАСО ходатайствовал о том, чтобы взыскать с них в пользу страховой компании более 63 миллионов рублей. Адвокаты ходатайствовали об оправдании подзащитных.

Новгородский областной суд 15 января 2010 года признал их виновными по статье 222 УК РФ (незаконное приобретение, передача и перевозка взрывчатых веществ организованной группой). Суд также признал Дзахкиева виновным по статье 162 УК РФ (разбой). Суд приговорил Хидриева к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. Дзахкиев по совокупности преступлений .

Суд отказал в удовлетворении исков к подсудимым со стороны страховой компании ЖАСО и пострадавших от теракта.

Сторона защиты обжаловала приговор. Гособвинение от этого отказалось.

Параллельно с этим Новгородский горсуд вел еще одно дело, связанное с подрывом "Невского экспресса" в августе 2007 года, — , который расследовал дело о подрыве.

В попытке дачи взятки Николаю Ущаповскому, руководившему в 2007-2008 годах следственной группой по делу о теракте, обвинялся один из фигурантов дела — житель Ингушетии Саламбек Дзахкиев, а также его бывший защитник, адвокат Адвокатской палаты Московской области Магомед Разаков, задержанный с поличным . Согласно данным следствия, взятка в размере более одного миллиона рублей предназначалась Ущаповскому взамен на освобождение Дзахкиева от уголовной ответственности. Было возбуждено дело по части 3 статьи 30, части 2 статьи 291 УК РФ (попытка дачи взятки).

Процесс по делу в суде Великого Новгорода . Дзахкиев вину не признал, Разаков признал ее частично.

24 ноября 2009 года суд признал обвиняемых виновными в попытке дачи взятки следователю СКП РФ и приговорил Дзахкиева к двум годам четырем месяцам лишения свободы в колонии общего режима, а Разакова — к двум годам двум месяцам.

Осужденные и их защитники обжаловали приговор. Гособвинение приговор не обжаловало.

13 апреля 2010 года коллегия Новгородского облсуда отклонила кассации, приговор был оставлен без изменения и .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Официальной версией железнодорожной аварии стал теракт

13 августа исполняется 10 лет со дня аварии поезда «Невский экспресс» на перегоне Бурга – Малая Вишера Октябрьской железной дороги. Эта дата подзабылась бы, если бы в 2009 году неподалеку не произошла схожая железнодорожная катастрофа, но уже с большим количеством жертв. А вот в 2007 году благодаря стечению обстоятельств не погиб никто. Обе аварии официально признаны террористическими актами, хотя существует и другая точка зрения.

Скорость и бетон

Тогда, в 2007 году, еще совсем новый скоростной поезд с казавшимися многим заоблачными по тем временам ценами на билеты гнал в Санкт-Петербург на скорости 180 км/ч (по другим данным – 191 км/ч). В 21:37 под локомотивом, за 40 метров до моста, по которому должен был проехать состав, произошел взрыв – на его месте впоследствии была обнаружена двухметровая воронка. Машинист Алексей Федотов немедленно затормозил и обесточил поезд – «чтобы не намотать провод на вагоны». Состав был разрушен: четыре первых вагона вместе с локомотивом улетели вперед на 700 метров, другие отцепились и сошли с путей раньше. Вагон-ресторан завалился на бок.

Травм было много, экстренное торможение на такой скорости безболезненным не бывает. Официально пострадавшими числятся более четверти находившихся в составе (231 пассажир и 20 сотрудников РЖД). Еще минимум 50–60 человек с порезами и ушибами просто не обращались за медицинской помощью. Однако госпитализировать пришлось только 30 человек, в серьезном состоянии – троих. Выжили все.

Считается, что пассажиров спасла именно огромная скорость состава – по инерции вагоны проскочили мост, ни один не упал вниз. Еще одним благоприятным обстоятельством стало наличие бетонных, а не деревянных шпал на этом участке пути – они, в свою очередь, помогли затормозить разогнавшиеся неуправляемые вагоны.

День таксиста

Первыми на месте происшествия появились таксисты. Средний прайс до Санкт-Петербурга, до которого было 165 км, составлял у них 3500 рублей. По приблизительным подсчетам, это было раза в два выше нормального тарифа. Уже темнело, и растерянные люди, многим из которых требовалась медицинская помощь, просто не знали, что делать – так что маловишерские таксисты собрали в тот день богатую жатву. Позже подъехавшие силовики начали останавливать на шоссе двигавшиеся в сторону Петербурга машины и подсаживать туда по 1-2 пассажира – уже, разумеется, бесплатно. Часть людей доставили на автобусах до Малой Вишеры, где посадили в электричку до Санкт-Петербурга.

Представители МЧС (пожарные) приехали примерно через 40 минут после аварии, следователи – еще через час. Довольно быстро они обнаружили под рельсами провода, тянувшиеся в кусты – очевидно, именно через них был дан сигнал к подрыву.

Через неделю после происшествия в том же районе возле автотрассы и нефтепровода нашли два тайника со взрывчаткой – там находилось около 40 различных снарядов, а также авиационная бомба.

Финансовый вопрос

В РЖД оценили убытки высоко: только на дополнительное питание для пассажиров было потрачено 2,5 млн рублей (судя по всему, в эту сумму входит обеспечение пищей пассажиров всех поездов, направленных в ту ночь в обход аварийного участка, что удлинило путь на восемь часов). Ремонт вагонов оценивался в 150 млн рублей, покупка нового электровоза – в 100 млн. Однако локомотив удалось восстановить: после капитального ремонта он вновь стал пригоден к эксплуатации.

Несколько вагонов вообще не пострадали. О компенсациях пассажирам много говорилось, но реальных выплат было мало; в явном выигрыше оказались те семеро пострадавших, которые при покупке билета приобрели также полис добровольного страхования за 50 рублей. Кроме того, в ту ночь и следующие дни было сдано около 2500 билетов на поезда из Москвы в Петербург и обратно: люди боялись ехать по железной дороге.

Кто в ответе за теракт?

Существует версия о том, что никакого теракта вообще не произошло, мол, причиной аварии стало неудовлетворительное состояние рельсов, а последующее расследование было призвано скрыть халатность железнодорожников. На эту мысль скептиков наталкивает огромное количество нестыковок, замеченных при расследовании катастрофы 2009 года (в частности, на первых кадрах с места трагедии воронки от взрыва нет). Однако приравнивать эту ситуацию к событиям 2007 года было бы неправильно.

Павел Косолапов

Многих удивляют и скромные сроки, к которым приговорили как бы виновников покушения на жизни десятков, если не сотен людей. Ни одна группировка не взяла на себя ответственность за теракт. Задержанные осенью 2017 года жители Ингушетии Саламбек Дзахкиев и Макшарип Хидриев получили 10 лет и 4 года соответственно за незаконный перевоз взрывчатки с умыслом подрыва. Факт их прямого участия в террористическом акте так и не был доказан в суде. Дзахкиев заявлял, что признательные показания из него выбили, а адвокаты подсудимых указывали на несомненное алиби клиентов. Организатором же был назван некто Павел Косолапов, «русский ваххабит», подозреваемый, в частности, в серии терактов в Москве и Воронеже в середине 2000-х и объявленный в федеральный розыск и международный розыск. Где он находится сейчас, да и вообще жив ли – не известно.

До сих пор находятся люди, считающие, что посадили не тех людей, причем сделали это сознательно: преступление было необходимо раскрыть, так как за расследованием наблюдали первые лица страны. Но это не отменяет того факта, что террористический акт все же имел место быть. И главным доказательством этого является тщательно подобранное место аварии – за 40 метров до путепровода, с которого и должен был обрушиться вниз поезд. Вероятность того, что техническая неисправность возникнет именно в столь «удобном» месте, ничтожно мала. Кроме того, не существует никаких противоречий версии теракта в фото- и видеосъемке с места аварии, а также в показаниях очевидцев.

Но какими бы ни были версии, несомненно одно: 13 августа 2007 года стало вторым днем рождения для 251 человека. В ноябре 2009 года пассажирам «Невского экспресса» повезло меньше – в аварии погибли 28 человек и были ранены около ста.

27 ноября 2009 года в 21:35 мск на 284-м км Октябрьской железной дороги (перегон Угловка - Алешинка, граница Тверской и Новгородской областей) в результате взрыва сошли с рельсов вагоны скоростного пассажирского фирменного поезда № 166 "Невский экспресс", следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург. В поезде находились 682 человека - 661 пассажир и 21 сотрудник бригады поезда. В результате катастрофы погибли 28 пассажиров, 132 получили ранения.

Взрыв на железной дороге

Взрыв произошел под электровозом. Первые девять вагонов поезда, двигавшегося со скоростью 190 км/ч, миновали образовавшуюся воронку, три вагона в хвосте состава завалились набок.

Железнодорожников наградили Орденами мужества

В декабре 2009 года и апреле 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев наградил машиниста Александра Антонова (на фото) и четырех проводников - Мохубата Гаджиева, Алексея Иванова, Светлану Матюшкину и Юлию Семенову - Орденами мужества за самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные в экстремальных условиях. Еще несколько железнодорожников получили медаль "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Продолжение

Последний вагон оторвался от состава, снес три бетонные опоры электропередачи и ударился торцом в откос, получив значительные повреждения. Именно в нем оказалось наибольшее число пострадавших.

По информации МЧС, в 21:57 мск на место происшествия были направлены первые спасательные и пожарные формирования, однако медики добрались до пострадавших только через полтора-два часа из-за отдаленности района катастрофы от населенных пунктов. Погибли 28 пассажиров поезда, в их числе глава Росрезерва Борис Евстратиков и председатель правления госкомпании "Автодор" Сергей Тарасов. Ранения получили 132 человека.

Из-за крушения было приостановлено движение 60 поездов, в которых находились более 27 тыс. пассажиров. К работам по ликвидации последствий катастрофы были привлечены 770 человек и 152 единицы техники, движение было восстановлено в полном объеме к утру 29 ноября.

Главная версия - теракт

В качестве главной версии произошедшего почти сразу был назван террористический акт - подрыв пути с помощью самодельного взрывного устройства. Очевидцы упоминали о "хлопке и вспышке" в момент инцидента; на месте крушения была обнаружена воронка размером 1,5 х 1 м. 28 ноября в 14:30 мск во время осмотра места крушения главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным сработало второе взрывное устройство, приведенное в действие с помощью мобильного телефона. Жертв не было, несколько сотрудников правоохранительных органов получили травмы.

Уголовное дело по факту крушения "Невского экспресса", возбужденное по ст. 205 (теракт) и ст. 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ, было передано в главное следственное управление Следственного комитета. Экспертиза подтвердила, что причиной крушения стал взрыв самодельного устройства мощностью 7 кг в тротиловом эквиваленте.

Лидер боевиков на Северном Кавказе Доку Умаров заявил о причастности к подрыву "Невского экспресса".

Как установило следствие, теракт был организован группой боевиков под предводительством одного из идеологов террористического подполья на юге России Александра Тихомирова, известного как Саид Бурятский.

2 марта 2010 года в ходе спецоперации в районе села Экажево (Ингушетия) семеро членов преступной группы - Александр Тихомиров, Багаудин Далгиев, Осман Ужаков и братья Тухан, Ахмет, Магомет и Назир Картоевы были ликвидированы. Тогда же в Экажеве были арестованы члены бандформирования - девятеро Картоевых (члены той же семьи и их однофамильцы) и Зелимхан Аушев.

“Невский экспресс” уже подвергался атаке

Теракт 27 ноября 2009 года стал второй атакой боевиков на скоростной поезд "Невский экспресс". В первый раз железнодорожные пути перед составом были взорваны 13 августа 2007 года, тогда пострадали 60 пассажиров.

Организатором этого теракта, по данным российских спецслужб, был уроженец Волгоградской области Павел Косолапов, принявший ислам радикального толка и в настоящее время находящийся в федеральном и международном розыске.

Продолжение

Суд и приговор

Слушания в Тверском областном суде начались 29 августа 2011 года, коллегия из трех судей рассматривала уголовное дело в закрытом режиме.

22 мая 2012 года Зелимхан Аушев, а также Мурад, Татархан и Беслан Картоевы были приговорены к пожизненному заключению. Другие обвиняемые - еще один Беслан, Магомед, Ильяс, Тимур, Тархан и Идрис Картоевы - получили сроки от семи до восьми лет строгого режима. Суд также удовлетворил гражданский иск ОАО "РЖД" к четырем подсудимым на сумму 134 млн руб.

24 февраля 2013 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ смягчила приговор шести осужденным по делу о подрыве поезда, определив им отбывать наказание в колонии общего режима.



mob_info