Кем был федор конь. Доклады по знаменитым личностям. Смотреть что такое "Федор Конь" в других словарях

Федор Савельевич Конь - пожалуй наиболее известный и легендарный из русских зодчих средневековья. В его лице Московская школа каменного градостроения, основанная итальянскими мастерами на рубеже XV и XVI веков, окончательно сформировалась и утвердилась уже как русская национальная традиция.

Федор Конь снискал себе славу как строитель двух грандиозных оборонительных сооружений своего времени – Белого Города Москвы и Крепости Смоленска.

Год рождения мастера неизвестен. В Хронографах XVII особо отмечено, что это был «мастер из русских людей».
Исследователи считают Федора Коня выходцем из села Болдина под Дорогобужем, поскольку он неоднократно упоминается в приходно-расходных книгах Болдина-Троицкого монастыря как вкладчик, а его сын Мартин – как наемный работник, получавший в нем жалованье. Причем, что интересно, в этих книгах последний назван «Мартин Иванов сын Коня» и сообщается, что он также имел прозвище «Конь». Это дает основания полагать, что настоящая фамилия зодчего была Иванов, а Конь – прозвище, связанное с какими то личными качествами, либо полученное по наследству.
О раннем периоде жизни и творчества Федора Коня почти ничего не известно. Впервые в источниках он упомянут только в 1591 году (когда Белый Город был уже практически построен), где назван «церковным и палатным мастером». Это позволяет думать, что на раннем этапе своей трудовой биографии зодчий создавал храмы и жилые постройки, хотя ни одна из них нам доподлинно не известна. В более поздних источниках он уже именуется только «городовым мастером» и «государевым мастером». Надо полагать, что к 1586-му году он уже был известным и опытным зодчим, имевшим солидный послужной список. Иначе бы он вряд ли был избран руководить новой грандиозной стройкой, затеянной на Москве.


Царь Федор Иванович, вступив на престол в 1584 году после смерти своего отца Ивана Грозного, в том же году «повеле заложити на Москве город каменной» и нарек ему имя «Царев Белый каменной город». Новая стена должна была защитить Большой Посад – часть Москвы за пределами Кремля и Китай-города. Уже при Иване Грозном Большой Посад был обнесен валом, называемым в источниках «земляной осыпью», имевшим в ширину 3 сажени (около 6,5 метров), и видимо около 6 метров высоты. Новая стена должна была вырасти позади этого вала и повторить его очертания.
Сразу после царского указа начались организационные мероприятия, подготовка места и завоз материалов, а к самому процессу строительства приступили лишь в 1586 году. Кирпич для постройки изготавливался в Москве, а известь и белый камень возили из подмосковного села Мячково. На подвозе материалов были задействованы (в качестве городовой повинности) крестьяне из ближайших к Москве сел и деревень, а также монастыри.
По свидетельству английского купца Джерома Гарсея, жившего в то время в русской столице, на эту стройку было собрано семь тысяч каменщиков, которые работали по найму, получая за свой труд денежную плату. Деньги на строительство выделялись из государевой казны, а кроме того, по словам того же Гарсея, особым налогом обложили всех московских купцов, в том числе иноземных, имевших в Москве торговлю.
В июле 1591, когда крепостные сооружения Белого Города были в основном построены, Москва подверглась нападению крымского хана Казы-Гирея. Новые стены надежно защитили город - татарам в этот раз взять Москву не удалось. Судя по сохранившимся записям, некоторые строительные работы на белогородской стене продолжались до 1593 года.

К настоящему времени от укреплений Белого Города не осталось практически ничего. Они все были разобраны в 70-80 годах XVIII века «за излишностью, ветхостию и неудобностию», и потому судить о том, что они собой представляли, мы можем лишь по археологическим раскопкам, описям XVII-XVIII веков, гравюрам и сведениям иностранцев, видевших стены Белого Города в период их существования.
Согласно описи 1701 года длина стены равнялась 4463 и? саженей (около 9,6 километров) и состояла из 27 башен и 28 прясел. Фундаменты, судя по сохранившимся фрагментам, были полубутовыми и представляли собой две стенки из известняковых блоков, между которыми был насыпан белокаменный щебень, пролитый известковым раствором. В местах со слабым грунтом и высоким уровнем грунтовых вод в дно котлована (ниже фундамента) были забиты дубовые сваи, соединенные по верху сосновыми брусьями. Сами стены, скорее всего, также были полубутовыми, из кирпича с забутовкой кусками белого камня различных размеров, залитых известковым раствором, и имели белокаменный цоколь. Судя по описям и гравюрам начала XVIII века, зубцы (мерлоны), стоявшие вдоль боевого хода, были двурогими – в виде ласточкина хвоста, наподобие Кремлевских. В том месте, где стена пересекала реку Неглинную, в ней были устроены две арки, в описях называемые «трубами», защищенные подъемными железными решетками.
Самая мощная башня Белого Города – круглая Алексеевская – была пятиярусной и имела высоту 12 и 2/3 сажени (около 27 метров) без учета кровли. Она имела многошатровую кровлю и поэтому называлась также Семиверхой. Башня контролировала стратегически важную переправу – Крымский Брод, место, где согласно преданию крымские татары обычно переходили Москву реку.
По свидетельству современников, стены и башни Белого города, оправдывая свое название, были обмазаны известковой побелкой и имели белый цвет, ярко выделявший их на фоне деревянных построек посада.
Иностранцы, посетившие Москву в XVII и XVIII веках (Стефан Гейс, Адам Олеарий, Жан Стрюйс, Яков Рейтенфельс и другие), в своих воспоминаниях единодушно оценивали укрепления Белого Города как высокие, крепкие, красивые, отменной работы. Архидиакон Павел Алеппский, побывавший в Москве в 1653 году с посольством Антиохийского Патриарха Макария, написал что они «изумительной постройки».
По окончании строительства Белого Города общественный статус Федора Коня повысился весьма значительно. В официальных бумагах его стали именовать «государевым мастером» и по имени-отчеству (что делалось только в отношении высокопоставленных лиц), а также, судя по величине сделанных им в то время вкладов в Троицкий монастырь в Болдине, зодчий стал человеком вполне обеспеченным. Вскоре он вновь был призван на большое «государево дело».

Царским указом от 15 декабря 1595 года велено было князю Василию Звенигородскому, Семену Безобразову, дьякам Поснику Шипилову, Николаю Перфирьеву да городовому мастеру Федору Коню «ехати в Смоленеск делати государеву отчину город Смоленеск каменной». По прибытии на место всем им было предписано в короткий срок рассчитать потребное количество стройматериалов, определиться с путями их подвоза, а также определить «… сколко к которому делу надобет каких людей конных или пеших». Для контроля за расходованием казны, из числа смоленских «лучших людей» были назначены 10 целовальников (ответственных лиц, приведенных к присяге и целовавших на том крест), обязанных все расходы записывать в книги по статьям - «чтоб в денгах кражи не было».
В то же время царь Федор послал во все грады своих людей с приказом «имать» каменщиков, кирпичников и даже гончаров, «… а поимав их посылати в Смоленеск для каменново и кирпишново дела».
Официальная закладка крепости состоялась в 1597 году в присутствии специально для этого прибывшего «большого» боярина и царского конюшего Бориса Годунова.
С окончанием строительства Смоленской Крепости очень торопились, поскольку в январе 1603 года истекал срок перемирия с Польшей, бывшей в то время главной потенциальной угрозой Руси на западном направлении. В 1600 году Годунов, (уже избранный и помазанный на царство), издал беспрецедентный до сего времени указ о том, чтобы «… церквей каменных, и полат, и погребов, и всяких каменных дел, и горшков, и кувшинов, и печей, и жернов, и точил, и на гробы плит, сего лета не делали никто никак, ни которыми делы». Нарушившим этот указ грозила смертная казнь.

Официальное освящение Смоленского Каменного Града состоялось в 1602 году. Новая крепость имела периметр стен около 6,5 километров, 38 башен, 9 из которых - проездные. Стены были очень высоки – от 13 до 19 метров, при толщине около 6 метров. Ширина боевого хода стены достигала 4,5 метров – по нему можно было проскакать на тройке. По своим масштабам и боевым возможностям творение Федора Коня стало одной из сильнейших городов-крепостей Русского государства, уступая лишь Москве и Пскову. Крупнейшая башня Смоленского града – Фроловская (до наших дней не сохранилась), имела высоту 15 сажен без шатрового верха (около 33 м) и была пятиярусной. Судя по ее изображениям на гравюрах и иконах, была очень похожа на одноименную Фроловскую (впоследствии Спасскую) башню Московского Кремля.

Как показали проведенные в XX веке исследования, кирпич, из которого сложены стены Смоленской Крепости, отличается чрезвычайной прочностью, а мощный белокаменный цоколь уходит в землю на большую глубину (6-7 метров). Поляки, осадившие Смоленск в 1609 году, как ни старались, за два года осады не смогли ни пробить ее стен пушечными ядрами, ни взорвать фугасами, заложенными в подземные галереи.
Однако, слабое место у Смоленской Крепости все же нашлось. Лихорадочная поспешность в проведении строительных работ, допущенная после указа 1600 года, отразилась на качестве одного из восточных участков стены, кладку которого вели уже поздней осенью, чего обычно никогда не делалось – все каменные работы на Руси прекращались в начале октября и возобновлялись только к середине апреля. Предатель-перебежчик, смольянин Андрей Дедешин, показал польскому королю Сигизмунду III то место, где «град худ, делан в осени», и король «повеле по той стене бити, и тое стену выбиша». И лишь после этого полякам удалось войти в крепость, в которой к тому времени оставалось менее 400 боеспособных защитников.
Слава о Смоленской Крепости, благодаря этим трагическим событиям, разошлась далеко по Европе – в войске Сигизмунда III было много наемников из европейских государств, особенно немцев. В космографии конца XVII века, переведенной на русский язык, содержалось такое описание: «город Смоленск славен зело и крепок, стенами каменными толстыми и высокими обведен, и рвы глубокими, и всякими крепостями утвержден, строение Московского государя царя Федора Ивановича всеа Руссии».

Федору Коню часто пытаются приписать авторство еще целого ряда крупных каменных сооружений, совершенных в царствование Федора Ивановича, Бориса Годунова и даже Михаила Романова, в частности Астраханского Кремля, стен Пафнутьево-Боровского монастыря, Борисова-городка под Можайском, надстройку колокольни «Иван Великий» на один ярус, и так далее. При этом ищут черты сходства этих сооружений с единственной сохранившейся «подписной» постройкой мастера – Смоленской Крепостью. В некоторых случаях авторство Федора Коня вполне возможно, в других имеются серьезные возражения, но ничего нельзя утверждать наверняка. Что же касается архитектурного и конструктивного сходства – действительно, стены и башни Астраханской и Пафнутьево - Боровской крепостей очень похожи на смоленские. Но эту похожесть можно объяснить и так: авторитет Федора Савельевича Коня как зодчего был в свое время столь высок, что его сооружения служили своего рода эталоном, образцом для подражания, подобно тому, как иконы и фрески Рублева были впоследствии образцом для многих поколений русских иконописцев.

Кто воздвиг в Москве Белый город, и почему эта крепость не дожила до наших дней


Мы продолжаем знакомить наших читателей с мастерами строительного дела разных эпох. Сегодня наш взгляд обращен в Смутное время, когда в Москве появился знаменитый Белый город. А построил его выходец из Смоленска Федор по прозвищу КОНЬ.

В конце XVI века, во времена правления Бориса Годунова , вокруг древнего центра Москвы вырос огромный и прекрасный каменный Царев Белый город с мощными стенами, протяженностью более 9 км, множеством ворот и высоких башен. Неприступная крепость, окрашенная в благородный белый цвет, была видна издалека практически с любой точки в пределах городской черты.

Белый город стал защитой и украшением столицы, неизменно вызывая восторг и удивление заезжих иностранных гостей. В те времена крепость стала самым укрепленным строением не только Москвы, но и средневековой Руси в целом. Можно смело предположить, что Белый город бил и европейские рекорды тех лет…

Белый город в XVII веке

Имя зодчего, построившего чудо-крепость своего времени, истории хорошо известно — это сын плотника из-под Смоленска Федор Конь . Несмотря на простое происхождение, современники уважительно называли его «Государев мастер». Этот почетный титул он заслужил благодаря своей инженерной смекалке и новаторскому подходу к строительному делу. Ну, а прозвище — Конь — русский зодчий получил, по-видимому, за свою недюжинную силу, удивительную выносливость и отчаянную работоспособность.

Отрочество мастера

Точных исторических сведений о дате рождения Федора Коня, к сожалению, не сохранилось, известен лишь период . Имя его, попавшее на страницы летописей, обросло легендами и преданиями, как это часто бывает с выдающимися людьми, сведения о которых не слишком щедры на детали.

Известно, что вторая половина XVI века выдалась непростой для Отчизны: и Иван Грозный с опричниной, и Смутное время, принесшее полчища вооруженных интервентов во главе с псевдонаследниками российского престола. В лихую годину в чести были умелые руки да смышленые головы по части строительства боевых сооружений и оборонительных крепостей.

Предание гласит, что Федор впервые оказался в Москве в девятилетнем возрасте. В столицу он приехал вместе с отцом, занимавшимся плотницким ремеслом и состоявшим в одной из лучших строительных артелей, выполнявших подряды для царя Ивана Грозного. Еще в подростковом возрасте будущий Государев мастер остался сиротой, и артель стала для него и новым домом, и новой семьей, а плотницкое ремесло и строительные науки — делом всей жизни.

Молодой мастер быстро добился успехов в профессиональной деятельности, принимая участие в крупных столичных стройках и активно перенимая опыт старшего поколения. Благодаря знакомству с видными священнослужителями, для которых артель возводила храмы, мастер получил возможность обучаться грамоте, а связи в профессиональной среде послужили тому, что в роли наставников зодчего оказались наиболее выдающиеся инженеры того времени, в том числе итальянские. Федор изучал математику, овладел на практике тонкостями технологии каменной кладки.

Известно, что, до того как приступить к главному своему детищу, которое прославит имя мастера в веках, Федор Конь строил жилые дома, принимал участие в строительстве монастырей и соборов как в Москве и Подмосковье, так и на родной смоленской земле: Спасо-Преображенская церковь в Вяземах и Троицкий Болдин монастырь под Дорогобужем.

Спасо-Преображенская церковь в Вяземах


Фото: Троицкий Болдин монастырь

Призрачно-Белый город

Строительство Царева Белого каменного города было завершено в 1593 году за рекордные для тех времен 8 лет. Масштабное укрепление длиной более 9 км венчалось 27 укрепленными башнями, самая мощная из которых, Алексеевская, возвышалась более чем на 30 метров и отличалась уникальной конструкцией. Пятиярусная, с многошатровой кровлей, в народе она звалась Семиверхой. Башне этой придавалось особое стратегическое значение: ее построили как раз напротив так называемого Крымского брода, в том самом месте, где крымские татары переправлялись через Москву-реку при нападении на город.

Фото: Алексеевская «Семиверхая» башня Белого города Москвы

Надо сказать, что Белый город свою функцию оборонительного сооружения блестяще исполнил, еще не будучи достроенным до конца. В 1591 году, когда Москву атаковал крымский хан Казы-Гирей вместе со своим 150-тысячным войском, крепостные стены успешно выдержали осаду. Войска хана вынуждены были спасаться бегством от русских дружин до самой Тулы, где остатки некогда громадной армии татар были взяты в плен.

Столетиями посреди Москвы возвышалась гигантская средневековая крепость, а затем исчезла, так, словно бы и не было ее никогда. От нее не осталось практически ничего, то есть даже меньше, чем от Китайгородской стены, построенной во времена Елены Глинской , матери Ивана Грозного. Разумеется, столь крупное сооружение никак не могло разрушиться само по себе — его разобрали в 70—80х годах XVIII века, как сказано в официальных бумагах: «за излишностию, ветхостию и неудобностию».

Фото: Стены Белого города

Однако признаки Белого города можно и сегодня угадать в геометрии современной российской столицы в районе Бульварного кольца. Звучание имен огромных башен перешло к возникшим на их месте городским площадям: Арбатские ворота, Никитские ворота, Тверские и Cретенские, — все это названия башен-застав, охранявших город от внешнего вмешательства наших древних недругов.

Еще одним своеобразным напоминанием о Белом городе стал Воспитательный дом, тянущийся вдоль нынешней Москворецкой набережной. В 1763 году, когда принималось решение о строительстве этого огромного здания, был издан указ, в котором значилось: «старую городскую стену употребить в строение». Из обветшалых стен Белого града не только выстроили Воспитательный дом, но и отремонтировали Арсенал, а также апартаменты московского градоначальника — нижние этажи Московской мэрии на Тверской.

Фото: Воспитательный дом в Москве

Смоленский артефакт

Хотя бы отчасти судить о том, насколько масштабной и мощной была исчезнувшая московская крепость, можно по другому детищу Федора Коня — Смоленскому каменному граду, где были использованы схожие технологии строительства и аналогичные архитектурные приемы. Эта крепость сохранилась до наших дней и является главной гордостью древнего города.

Общая длина стен Каменного Смоленского града составляла около 7 км при высоте 19 м и толщине 6 м. По ней легко можно было проехать на повозке, запряженной тройкой лошадей. 38 башен, до 40 м высотой, размещались по периметру крепости. Главная из них не сохранилась до наших дней, но судя по старинным гравюрам и описаниям современников, была пятиярусной и внешне напоминала Спасскую башню Московского Кремля.

Фото: фрагмент Смоленской крепости

Исследователи, изучавшие кладку и фундамент крепости, отмечают удивительную прочность и ударостойкость кирпича, из которого она сложена, а также глубину цоколя, уходящего под землю на 6—7 м и укрепленного мощными каменными блоками. Расчет был на то, что крепость станет абсолютно неприступной для неприятеля — и это себя оправдало. Осадившим Смоленск в 1609 году полякам так и не удалось за целых два года ни пробить укрепление из артиллерийских орудий, ни подорвать фугасами, заложенными под самый фундамент.

Впрочем, «ахиллесова пята» у Смоленского града все же нашлась. О ней полякам рассказал предатель-перебежчик, участвовавший в строительстве крепости. Ему было хорошо известно, что из-за поспешности, вызванной близящимся завершением перемирия с поляками, один из участков стены возводили, вопреки технологии, поздней осенью, что привело к ослаблению кладки. Разумеется, Король Сигизмунд III , после двух лет неудач, не преминул воспользоваться неожиданно подвернувшейся возможностью. Только после этого Смоленск пал…

Фото: Памятник Федору Коню в Смоленской крепости

Знаменитый и обеспеченный

Строительство Белого города в Москве и Смоленской крепости сделало Федора Коня не только знаменитым и всеми уважаемым человеком, но и хорошо обеспеченным. Об этом можно судить по размеру церковных пожертвований, которые совершал в родных краях великий русский зодчий, какое покровительство оказывал бедным и обездоленным.

При этом легенды и предания приписывают Федору по прозвищу Конь, суровый и своенравный характер, склонность к бунтарству и даже воинствующий атеизм, что как-то плохо увязывается с суммами, которые тот отписывал церкви.

Существует также версия, согласно которой зодчему со столь оригинальными и не уместными в средневековой Руси взглядами в итоге пришлось бежать за границу .

Так ли это на самом деле, исторической науке доподлинно не известно. Но ведь не зря же в народе, где рождаются легенды и предания, говорят еще и о том, что о человеке судят не по слухам, а по делам…

Подготовил Алексей ГАРИН

Фёдор Савельевич Конь (около 1540 - после 1606) -- крупнейший русский зодчий рубежа XVI - XYII веков, носивший высокий персональный титул "государев мастер" (царя Бориса Годунова), выдающийся строитель крепостных сооружений и храмов: каменных стен и башен Белого города Москвы. Федор Савельевич Конь, судя по всему, происходил из Смоленской губернии, поскольку его родственники упоминаются как вкладчики Болдина монастыря под Дорогобужем. Возможно, ему принадлежали интересные сооружения этой древней обители -- собор и колокольня с пирамидой маленьких полукруглых кокошников, несшей небольшую главу. Обе постройки были взорваны немцами в 1943 г.

Родился 4 июля 1556 в семье дорогобужского плотника Савелия Петрова. Отец его часто уезжал в Москву на заработки, куда привез и 9-летнего сына для обучения плотницкому и строительному делу. Вскоре отец умер. Приученный с детства к стройке, подросток с артелью плотников ставил дворы и церкви. Выделяясь необыкновенной силой и выносливостью он получил прозвище Конь. Жил на Арбате, на дворе попа, у которого выучился грамоте. Чрезвычайное притеснение, испытываемое им со стороны царских чиновников, а также искренне желание учиться каменному делу заставило его покинуть Москву. Он отличался редкой скромностью и обладал большими способностями к строительному ремеслу. В Страсбурге Федор 3 года учился у строителя Лоне, а затем 6 лет работал во Франции, Бельгии, Дании, Польше, Италии. В последней -- 2 года в Лугано, где так хорошо зарекомендовал себя в глазах Иннокентия Барбарини, под руководством которого работал, что удостоился лестной оценки: “ Если вы останетесь в Италии, то из вас выйдет великий инженер и архитектор”. Однако Ф. Коня тянуло на родину. В марте 1854 года он появился в Москве и подал челобитную Ивану Грозному. За побег в чужие земли - Коня наказали и посадили в Ямскую избу, но ненадолго. Спустя несколько лет зодчему предложили его первую серьезную работу - строительство укреплений Белого города. За возведение крепости в короткие сроки зодчему были пожалованы царским сановником Борисом Годуновым «кусок парчи и шуба», он также был допущен до царской руки. Строительство стен Белого города принесло ему славу. В 1597 году Ф. Коня послали в Смоленск - строить крепость. О строительстве Смоленской крепости Б. Годунов писал: "Построим мы такую красоту неизглаголенную, что подобной ей не будет во всей поднебесной... Смоленская стена станет теперь ожерельем всей Руси... на зависть врагам и на гордость Московского государства".

План строительства крепости, составленный Федором Конем, характеризует его и как человека, до тонкостей знавшего все сложности организации строительных работ небывалого масштаба, и как крупного военного специалиста, возводившего крепости не только с учетом сложившегося плана города и требований русского военного зодчества, но и в соответствии с достижениями мирового военного искусства той поры. В последние годы жизни Федор Конь по заданиям приказа каменных дел переезжал из города в город, строя и ремонтируя монастыри, храмы и боярские палаты. Наследие единственного на Руси конца XVI - начала XVII веков «мастера церковных, палатных и городовых дел» Федора Савельевича Коня оказала большое влияние на многих зодчих. Оно заняло достойное место в истории русской национальной архитектуры.

Памятник Федору Коню - одна из достопримечательностей Смоленска. Посвящен русскому зодчему второй половины XVI века Федору Савельевичу Коню, построившему дошедшие до наших дней городские стены и башни Смоленска в 1596-1602 годах, а также каменные стены и башни "Белого города" в Москве, построенные в 1585-1593 годах по линии нынешнего Бульварного кольца столицы, и снесенные в XVIII веке. Он был установлен в 1991 году, возле первой из отреставрированных крепостных башен - Громовой скульптором О.Н. Комовым. Архитектором памятника был А.К. Анипко.

Федор Конь

Фёдор Савельевич Конь

Памятник архитектору в Смоленске
Годы жизни
Гражданство
Дата рождения
Место рождения

неизвестно

Дата смерти
Место смерти

неизвестно

Работы и достижения
Работал в городах
Архитектурный стиль

крепостные сооружения

Важнейшие постройки

Фёдор Савельевич Конь - русский зодчий второй половины XVI века , выдающийся строитель крепостных сооружений : каменных стен и башен «Белого города» Москвы ( - ; по линии теперешнего бульварного кольца ), мощных городских стен Смоленска ( -), возможно начинал строительное поприще в Болдинском Дорогобужском монастыре. Год рождения и время смерти Федора Коня неизвестны.

О жизни зодчего известно немного: краткие и отрывочные записи в источниках конца XVI - начала XVII века дают лишь некоторые представления о нём.

К таким источникам относятся приходные и расходные книги Болдина - Троицкого монастыря под Дорогобужем за - годов, наказы и грамоты царя Федора Иоановича 1591 г. и 1595 г., различные хронографы и летописцы XVII века. В существующих источниках он назван и Конем Федоровым, и Кононом Федоровым, и Кондратом Федоровым, и Феодором. Для Федора Савельевича прозвище «Конь» могло быть связано либо с его личными качествами, либо с его происхождением. Исследователи предположительно считают Федора Коня выходцем из Троицкого монастыря в Болдине. В году Фёдор Конь сделал вклад в Болдин Монастырь (35 руб.), с Болдиным были связаны и родные Коня: в году «с Москвы из суконного ряду Федор Петров сын, а Федора Коня пасынок, дал вкладу 20 руб.; среди работников Болдина монастыря сын Коня Мартин Иванов».

Постройки Коня отличались высокой техникой строительства, продуманностью конструкций, большим архитектурным мастерством.

Примечания

В литературе

  • Дмитрий Кедрин . Поэма «Конь»
  • Д. Кедрин. Поэма «Зодчие»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Федор Конь" в других словарях:

    Конь (настоящая фамилия, возможно, Иванов) Федор Савельевич (гг. рождения и смерти неизвестны), русский архитектор 2 й половины 16 в. Происходил, очевидно, из крепостных (район Дорогобужа, ныне Смоленской области). Строитель мощных крепостных… …

    Конь Фед. Сав - КОНЬ Фед. Сав. (наст. фам., возможно, Иванов) (кон. 16 нач. 17 в.) арх. 2 й пол. 16 в. Вероятно, выходец из Троицкого мон. в Болдине. Был гос. мастером, т. е. работал в Приказе кам. дел. Строитель кам. гор. укреплений, имевших ясную и продум.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    I (настоящая фамилия, возможно, Иванов) Федор Савельевич (гг. рождения и смерти неизвестны), русский архитектор 2 й половины 16 в. Происходил, очевидно, из крепостных (район Дорогобужа, ныне Смоленской области). Строитель мощных… … Большая советская энциклопедия

    Русский зодчий 2 й пол. 16 в. Строитель стен и башен Белого города в Москве (1585 93) и мощных крепостных стен Смоленска (1595 1602) … Большой Энциклопедический словарь

    - (1803 1873 гг.) поэт …И старческой любви позорней Сварливый старческий задор. Когда в наших сердцах бледнеют воспоминания, смерть заставляет их вновь расцвести в своих руках. Любовники, безумцы и поэты Из одного воображенья слиты! Мысль… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Федор Савельевич (гг. рожд. и смерти неизв.) рус. архитектор и воен. строитель 16 нач. 17 вв. В 1585 93 руководил строительством Белого города в Москве (длина ок. 9,5 км с 27 башнями), проходившего по линии совр. Бульварного кольца. В 1596 1602… … Советская историческая энциклопедия

    Фёдор Савельевич Конь Памятник архитектору в Смоленске Годы жизни Гражданство Россия Дата рождения XVI век Место рождения … Википедия

    Фёдор Савельевич Конь Памятник архитектору в Смоленске Годы жизни Гражданство Россия Дата рождения XVI век Место рождения … Википедия

    Фёдор Савельевич Конь Памятник архитектору в Смоленске Годы жизни Гражданство Россия Дата рождения XVI век Место рождения … Википедия

Книги

  • Спектакли по сказками народов мира. Комплект из 3-х аудиокниг (3CDmp3) , . 1. Коллекция алтайских сказок. В XVIII столетии алтайские племена, входившие в состав Джунгарского ханства, использовали алфавит, разработанный на основе уйгурского. Всередине XIX века…

Доклад: Горододелец Федор Конь

ГОРОДОДЕЛЕЦ ФЕДОР КОНЬ

Горододелец Федор Конь родился 4 июля 1556 г. в семье тверского плотника Савелия Петрова.
В 1566 г. плотника (с семьей) привезли в Москву строить на Моховой за Неглинкой для Ивана IV новый Опричный двор. Отец вскоре, заболев, умер, а за ним, от голода - мать и братья Федора.
Приученный с детства к стройке, подросток с артелью плотников ставил дворы и церкви. Жил на Арбате, на дворе попа Гури Агапитова, у которого выучился грамоте.
Весной 1573 г. артель Федора ставила двор немцу-опричнику И. В. Штадену. Заказчику не
понравилась резьба на воротах, и он ткнул исполнителя палкой. 17-летний парень не стерпел и, бросившись на обидчика, чуть не задушил его. Пришлось бежать за границу. Слава богу, у него в руках было рекомендательное письмо от почитавшего его отца строителя Опричного двора Иогана Клеро (Ивана Фрязина) , опекавшего подростка, в Страсбург. В этом письме, в частности, были такие слова:
“Дорогой друг! Это письмо передаст тебе русский человек Федор Конь.
Чрезвычайное притеснение, испытываемое им со стороны царских чиновников, а также искренне желание учиться каменному делу заставило его покинуть Москву. Он отличается редкой скромностью и обладает большими способностями к строительному ремеслу. Помоги ему, и он сумеет отблагодарить тебя, а также оправдать надежды, которые я возлагаю на его будущее.
Московия дикая и страшная страна. Жители ее суеверны и главным своим занятием почитают пьянство... Они больше думают о войне, чем об украшении государства дворцами и храмами. В художниках прежде всего ценят угодливость и верность великому князю. Моего друга, русского инженера Ивана Выродкова, казнили за непочтительные ответы ему (Ивану Грозному) .
Проклинаю дьявола, толкнувшего меня ехать к этим дикарям, вырваться от которых труднее, чем грешникам из ада... Твой друг Иоган Клерд.”
В Страсбурге Федор 3 года учился у строителя Лоне, которому это письмо было адресовано, а затем 6 лет работал во Франции, Бельгии, Дании, Польше, Италии. В последней - 2 года в Лугано, где так хорошо зарекомендовал себя в глазах Иннокентия Барбарини, под руководством которого работал, что удостоился лестной оценки: “Если вы останетесь в Италии, то из вас выйдет великий инженер и архитектор”.
Но Ф. Коня (кличкой он обязан своей могучей стати и трудолюбию) тянуло на родину. В марте 1584 г. он появился в Москве и подал Ивану Грозному челобитную: “Государю царю и великому князю Ивану Васильевичу всея Русии городовых дел мастеришка Федька сын Савельев Конь челом бьет. А в 7083 г. бежал я раб недостойный Федька в чужие земли и у тамошних мастеров учился. И ныне я... могу городовое строение ставить и пруды, и тайники, и рвы копати. А о том тебя государя молю и челом бью, чтобы... дозволил жить на Русии и делать работишку, какую ты, великий государь прикажешь!... А дать бы мне работишку, чтоб я... свое умение показал во имя божие и во твое государь прославление... Государь смилуйся” . Через неделю возвратившегося уведомили: “Городовому мастеру Федору сыну Савельеву Коню в Русии жить дозволить, а за
побег в чужие земли бить батоги 50 раз” . Наказали его на Ивановской площади в Кремле и посадили в Ямскую избу, но ненадолго. Пару лет он строил купцам лавки и погреба, но пришло и его время - ему поручили первую большую работу - строительство укреплений Белого города (1586 - 1593) .
При возведении крепости некоторые башни пришлось по нескольку раз перестраивать - мастер искал более совершенные формы, чтобы не только улучшить их оборонные качества, но и придать им облик, не выпадающий из единого целого - самой могучей крепости России. Об этом непорядке, конечно же было доложено царю. Самодержец на троне, правда, сменился, но рычаги управления остались те же - Борис Годунов отвечал: “А ежели Федька Конь и впредь чинить бесчиние будет, бить его Федьку батогами нещадно” .
В 1597 г. Ф. Коня послали в Смоленск - строить крепость. О строительстве Смоленской крепости Б. Годунов писал: "Построим мы такую красоту неизглаголенную, что подобной ей не будет во всей поднебесной... Смоленская стена станет теперь ожерельем всей Руси... на зависть врагам и на гордость Московского государства".
Командовали на стройке боярин Иван Семенович Безобразов и дьяки Постник Шапулов и Нечай Порфьев. Под надзором и плетьми государевых дьяков поднималась неприступная крепость.
“Град же Смоленск свершен бысти при царе Борисе, а делаши его всеми городами Московского государства; камень возили со всех городов, а камень имали приезжая из городов в Старицы в Рузе, а известь жгли в Бельском уезде у Пречистой в Верховье” . В 1599 г. не выдержав голода, побоев и мора, строители крепости взбунтовались и послали царю Борису челобитную, которую подписал и Федор Конь. Волнения были подавлены местным гарнизоном, а И. С. Безобразов, следивший за каждым шагом зодчего, не преминул доложить в Москву о проступке поднадзорного. Оттуда пришло распоряжение: “Федора Коня за бунтарство бить батогами нещадно” .
И опять экзекуция! Мастер 2 месяца пил и стену крепости, “выходящую к Литве... сделал худо”.
Его подручный А. Дедюшин о слабом участке стены знал, но исправить и не пытался. Это знание пригодилось ему потом - чтобы показать слабое место крепости воеводам польского короля Сигизмунда III.
В Смоленске Ф. Конь возвел могучую крепостную стену длиной в 5 км, толщиной в 5 м и высотой - 14 м. 38 башен высотой 22 м были главными оборонительными узлами крепости. Навесные бойницы, падающие решетки в проемах ворот, подъемные мосты, - все это делало ворота, ведущие в крепость, неприступными. Позади построенных стен Ф. Конь сохранил валы старой крепости, образовав вторую линию укреплений.
Крепость в Смоленске Ф. Конь построил на 1 год быстрее, чем укрепления Белого города в Москве. Если бы строительство Смоленской крепости длилось в 1,5 раза дольше, чем в
действительности, то оно продолжалось бы на 2 года дольше, чем возведение крепости в
Москве.

Колокольня “Иван Великий” (1505-1508 г., надстроена в 1600 г.) (внизу Царь-колокол) , справа звонница. На заднем плане слева - Архангельский собор (1505-1508 г.) , справа - Успенский собор (1475-1479 г.)
Борис Годунов покровительствовал талантливым строителям и архитекторам. Благодаря его поддержке раскрылся талант Федора Коня, под руководством которого строители опоясали Белый город в Москве мощными каменными стенами с 27 башнями (1585-1593 гг.) . Федор Конь руководил возведением грандиозных крепостных сооружений в Смоленске (1595-1602 гг.) .



mob_info