Религия и политика. Взаимосвязь религии и политики Разделение сфер влияния по конфессиональному признаку

религия политика международный конфликт

XX век полон многообразных и тяжелых событий, которые породили новые течения в политике, новые устои в обществе, достижения в области науки и медицины, развитие различных процессов на международной арене, изменение системы международных отношений и т.д. В XX же веке происходит и процесс политизации религий. Итак, что же такое политическая религия, и как она проявляется в современном мире.

Как уже было выше сказано, религия не может оставаться в первоначальном варианте, так как на нее оказывают большое влияние исторические события и всевозможные политические процессы в мировой истории. Следовательно, религия подвергается изменениям в соответствии с заинтересованностью государств и последними реалиями в мировой политике. Возрождение религии в политической системе приводит к ее идеологизации, которая выступает за использование политических методов для достижения религиозных целей. Так, сегодня политические лидеры иначе интерпретирует религиозные принципы и идеи, тем самым политизируя ее в более выгодном для себя виде.

В последнее время мы чаще сталкивается с таким термином как «исламский фактор в международных отношениях». Действительно, именно мусульманские страны выступают на международной арене, опираясь на ислам, таким образом отвергая западные ценности и давление с их стороны. Ислам считается первой религией, которая была задействована политизацией в наше время. Формирование политического ислама, или по-другому исламизма, отражает «стремление определенной части мусульманского общества сохранить свои исторические традиции, религию, культуру, т.е. национальную идентичность в условиях глобализации» . Глобализация достигла мусульманский мир в конце XX столетия, модернизируя государства и общества согласно современным вызовам. Однако местные консерваторы выступают против нововведений и «подстраивания под западные идеалы», что может привести к потере их власти. Следовательно, возникает внутриполитическая борьба между модернистами, стремящиеся снизить роль религии во внутренней и внешней политике государства, и традиционалистами, которые борются за ее сохранение на уровне государства. Так, эти традиционалисты образовывают различные международные политические исламистские движения с целью сохранения укоренившегося за века образа жизни. Сейчас исламисты в первую очередь проникают в такие государства с политической нестабильностью с целью полного подрыва власти в государстве и установления своего режима. Так, события арабской весны поспособствовали усилению радикализации в регионе и активности исламистских политических движений, стремящихся заполнить вакуум власти в арабских государствах. Таким образом, политический ислам - это не религия, это не ислам в «чистом виде», это инструмент современной политики, используемый для отторжения западных ценностей и сохранения своего мусульманского общественного уклада жизни.

Реже мы встречаем понятие политического христианства, и даже можем задуматься, существует ли вообще такое понятие и можем ли его применять относительно политики христианских стран в современном мире. Несомненно, христианство также играет важную роль в системе международных отношений. Эта религия стала фундаментом западной цивилизации и стала толчком для многих международных процессов, следовательно, христианские ценности - западные, также можно отметить, что практически все западные государства светские. В современном мире многие отождествляют западные ценности с демократическими, чего не делают с мусульманскими. Однако сегодня мы встречаем вполне демократические государства с соблюдением всех прав человека, где большую часть населения составляют мусульмане. Примером таких государств в современном мире являются страны Юго-Восточной Азии - Индонезия, Малайзия, Бруней и т.д.

В христианстве существуют три основных течения - католицизм, протестантизм и православие.

Наиболее распространенной формой является политический католицизм. Политический католицизм, можем определить, как осуществление политической и пропагандистской деятельности Папы Римского, главы католицизма, на международной арене. Несомненно, Папа вносит значительный вклад в международную жизнь в качестве главы католической церкви. Папа Римский всегда выступает против войн, конфликтов и старается участвовать в мирном урегулировании какого-либо конфликта. Также он имеет четкую позицию относительно происходящих в мире событий и влияет на общественное мнение мирового общества. Так, например, сегодняшний Папа Римский - Франциск выступал на заседании Генассамблее ООН, посвященному 70-летию ООН, где он осудил войны в Ираке, Сирии, Ливии, Украине и других государствах, где страдает местное население, и отметил, что «интересы людей должны стоять выше узких интересов, даже если эти интересы имеют право на существование» . Также он совершил пасторские визиты в Израиль, Иорданию, Турцию, Южную Корею, Филиппины, США, Кению, Уганду, ЦАР, ряд европейских и латиноамериканских стран, что говорит о разносторонности Папы, который не ограничивается визитами в государства, где преимущественную часть общества составляют католики, так как основными целями этих визитов являются улучшение отношений с православными, снижение напряженности в «горячих точках мира», решение проблем религиозных меньшинств, ущемленных в правах в тех или иных государствах. Так, Папа Римский является основной фигурой политического католицизма.

В остальных христианских течениях нет такого духовного лидера, как в католицизме, что и объясняет практически полное отсутствие на мировой арене политического православия и политического протестантизма.

В отличие от Папы Римского Патриарх Московский и Всея Руси, глава Русской Православной Церкви, практически не выделяется такой же всесторонней деятельностью. Настоящий Патриарх Кирилл мало вовлечен в мировую политику, несмотря на это он высказывается по поводу мировых событий, например, таких как, война в Сирии, ситуация в Украине. Также он активно участвует и во внутренней политике, выступает с речами с целью поддержки некоторых государственных деятелей и общества в целом. Одним из последних обсуждаемых заявлений Патриарха стало заявление о правах человека в современном мире: «Сегодня мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни», где возмущение было вызвано словосочетанием «ересь человекопоклонничества» . Однако он считает, что в наше время права человека, которые являются естественными и даны нам с рождения, превосходят религиозные ценности и защищаются определенными органами, что значит утверждение человека выше Бога. Так, он призвал защищать православие, чтобы избежать подобных случаев, где у власти стоят нерелигиозные и грешные люди, но защищающие права и свободны человека. Сегодня также политическое православие представлено в таких международных организациях, как «Православная Европа», «Союз православных женщин», «Межпарламентская Ассамблея Православия» и т.д. Как мы видим, многие организации нацелены на политическое объединение государств и обществ.

Протестантство наиболее богато различными течениями и ответвлениями, среди которых встречаются лютеранство, кальвинизм, баптизм, англиканство и др. Однако уровень вовлеченности в политику низок, здесь так же существуют различные организации, защищающие интересы протестантов, среди которых можно отметить Протестантский мейнстрим, играющий значительную роль в жизни протестантов в США. Протестантский мейнстрим представляет интересы протестантских церквей в США, которые выражают озабоченность социальными проблемами в государстве.

Таким образом, мы не можем применять понятие «политическое христианство», поскольку как такого цельного феномена в современном мире пока не существует, но существуют такие отдельные направления в христианстве, как политический католицизм, политическое православие и политический протестантизм, которые готовы объединиться с целью решить глобальные проблемы и современные конфликты. Так, например, важное значение в истории христианства имеет эпохальная встреча в 2016 году представителей православия и католицизма - Папы Римского и Патриарха Всея Руси, в ходе которой приняли совместную декларацию. В данной декларации учтены многие насущные проблемы и вызовы современного мира. Сегодня государства на Западе больше провозглашают не христианские принципы, а демократические идеи, выступают за светскость в политике.

Относительно третьей мировой религии - буддизма, мы не можем сказать, что она активно участвует в политических процессах в мире. На основе буддизма построены некоторые современные цивилизации Восточной Азии, но на сегодняшний день в этих государствах большую роль играет не религии, а идеологии, сформированные под влиянием буддизма. Так, например, в Китае на протяжении многих веков в качестве религии выступает философское учение конфуцианство. Вдобавок, буддизм распространялся мирным путем, в отличие от ислама и христианства, то есть исключительно по собственному желанию людей и полном принятии истинности этой религии, что также значит отсутствие намерения у буддизма стать господствующей религией. Таким образом, в буддизме как политеистической власти нет понимания «власти», а значит в политику буддизм практически не задействован.

Обобщая все выше сказанное, приходим к следующему выводу: политизация религии приводит к откату от «подлинности», «чистоты» религии, преобразовывая ее в политический инструмент. Как Егор Холмогоров отмечает:

«"политические религии" не есть настоящие религии» . Сегодня религия действительно подвергается большому влиянию из вне, что корректирует ее под новые реалии и условия. Возрождение традиционной в понимании религии в последние десятилетия осложняется на фоне современных мировых процессов, что и обуславливает ее к трансформации с целью применимости в государственной системе, в которой она потеряла свои позиции на протяжении столетий. Так, если ранее государство обращалось к религии и ставило ее на передний план, то сейчас религия старается обратить на себя внимание государства.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

РЕФЕРАТ по курсуполитологии

на тему: "ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ"

подготовила

студентка Факультета экономики

Проверила:


Введение

3. Государство и церковь: основные модели взаимодействия

Заключение

Список литературы


Введение

Проблема взаимодействия политики и религии - одна из самыхдавних в истории человечества. На протяжении всей истории взаимодействиеразличных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытиеобщества. Поскольку и политика, и религия являются одними из самых древних формпроявления общественной активности человека, то и их взаимодействие ивзаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человечества. Так какэти сферы общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку,они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга.

Научный подход к объяснению особенностей их сосуществованияначался только во второй половине XIX в., когдаполитология и религиоведение сформировались как самостоятельные отрасли наукисо своими предметами и методами. В работах некоторых политологов рольрелигиозных представлений на политическое бытие либо приуменьшается, либосовсем игнорируется, в связи с чем хотелось бы отметить, что игнорированиезначения религиозных представлений, равно как и его абсолютизирование, приводитк довольно радикальным выводам, которые, конечно же, не подтверждаютсяобщественной практикой. Современное общественно-политическое развитиечеловечества фиксирует возрастание влияния религиозного фактора на политическуюжизнь государств и человеческой цивилизации. Поэтому выяснение закономерностейвзаимовлияния и поиска способов урегулирования возможных конфликтов междуполитическими и религиозными факторами - одно из самых важныхзаданий политической науки. Целью данного реферата является показатьвзаимодействие политики и религии, выяснить, что общего между этими сферамидеятельности общества, какие существуют модели взаимодействия церкви игосударства, а также выяснить, каким является влияние религии на политику иобщество в целом.


1. Религия как фактор политической жизни общества

Как формы общественного сознания, религия и политикапостоянно взаимодействуют, так как их носители практически одни и те же. Поэтомувзаимовлияние их будет существовать до тех пор, пока они будут фигурировать вобщественной жизни. Взаимовлияние политики и религии происходит на двух уровнях- структурном и функциональном.

Структура политики охватывает политическое сознание,политическую деятельность, политические организации и политические отношения. Аструктура религии - религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозныеорганизации и религиозные отношения. Следовательно, составные религии иполитики взаимосвязаны. Самое тесное взаимодействие существует между первымитремя составляющими обеих систем.

Религиозное сознание . Имеет теоретический (концептуальный)и будничный (бытовой) уровни. Наибольшее влияние на формирование и развитиеполитики имеет теоретический уровень религии, который формируется в первуюочередь на основе текстов Священных Книг: Веды, Трипитака, Авеста, Библия,Коран и тому подобное; Святого Перевода (произведения отцов христианскойцеркви, Сунна и др.), других книг веропоучительного характера. Теоретическаярелигиозность является основой не только богословских, а почти всех развернутыхфилософских, этических и социально-политических учений. Она оказываетнепосредственное влияние на формирование или обоснование определенногополитического строя, общественных отношений, связанных с проблемой публичнойвласти. Со своей стороны институты публичной власти вместе с религиознымиинституциями утверждают сформированные стереотипы сознания и поведения верующих.

Религиозная деятельность индивидов . Разделяется нанекультовую и культовую. Верующий человек в своей некультовой религиознойдеятельности на теоретическом и практическом уровнях может влиять наполитическую жизнь общества выполнением политических заказов власти или еекритики, прибегая к религиозным доктринам.

Религиозные организации . Теснее всего взаимодействуютс политической жизнью общества, являются институциализованной формойрелигиозных культовых систем. Как важные социальные институции, призваныупорядочивать сосуществование и деятельность людей, налагаясь на функцииинституций публичной власти.

Отношения институтов публичной власти с религиознымиорганизациями могут изменяться от доминирования определенных светских общественныхинститутов и определения ими особенностей развития религиозного фактора вплотьдо полного подчинения светских институций религиозным. Зависит это отконкретного времени и места деятельности религиозных, светских институций, типарелигиозных организаций. Церковь, которая имеет большое количествопоследователей в определенной стране, может диктовать благодаря своим многочисленнымадептам выгодные ей условия, влиять на деятельность политических институций,партий. В более сложном положении находятся секты и харизматичные культы,функционирование которых всегда утруждалось именно на политическом уровне. Притеснения,репрессии против сторонников отдельных церквей, сект, культов нередко влеклисьэкономической, политической нестабильностью общества.

Тесная связь религии и политики обусловлена и основнымифункциями, которые выполняет религия в обществе. У религии есть множестворазличных социальных функций и большинство из них опосредовано через социум всеже оказывают влияние на политику, но непосредственное отношение к ней имеютследующие:

Мировоззренческая функция . Сформированные с помощьюрелигии миропонимание, мироощущение и тому подобное могут побуждать верующегочеловека к конфликту с носителями или субъектами политики (государством,партией, движением, лицом), если их принципы, конкретные действия противоречатвзглядам, оценкам и нормам религиозного индивида или институции.

Регулятивная функция сориентирована на управлениедеятельностью, поведением верующих, благоустройство отношений между ними. Доновейшего времени истории человечества религия единолично занималась выработкойопределенных норм сожительства (мораль, религиозное право), стандартовповедения (воспитание) индивидов, устанавливала систему контроля над ихдеятельностью, поощрение и наказание, производила и внедряла в сознаниежелаемые мотивы деятельности членов общества. Это давало возможность соотноситьконкретные ситуации, поступки с привитыми верующим системами ценностей.

Легитимная функция выполняется религией тогда, когдарелигиозная позиция поддерживает или наоборот осуждает власть, ее идеи илидействия. Политики часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающейобщечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу.

Интегрирующая функция проявляется в реализации огромногоинтегрирующего потенциала религии. Известный французский социолог Э. Дюркгеймвидел в религии средство укрепления общества за счет единения индивидуума исоциума. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая иобщепланетарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородныесоциальные слои, силы, народы и страны. Под начало единой веры собираются люди,совершенно различные по многим критериям (в том числе и политическим).

Дифференцирующая функция обуславливает наличие разделасфер влияния различных религий. Любое единое общественное образование можетбыть разбито на несколько разноконфессиональных частей, будь то территориальноцелое государство, или однородная по составу социальная группа.

Таким образом, политика и религия тесно взаимосвязаны как наструктурном, так и на функциональном уровнях

2. Взаимовлияние политики и религии

Выясним, какое влияние могут оказывать и оказывают друг надруга религия и политика. Рассмотрим сначала не столь важное с точки зренияполитологии, влияние политики на религию.

Влияние политики на религию могут проявляться так же внекоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которыемогут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретныхлюдей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идеюбогоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцветаэтого национального государства. В политике всегда находились люди, склонныерассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы. В самомпроцессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие средиверующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатываютрелигиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическимдействиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие,противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должнапревращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основыобщества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений междурелигией и политикой с целью преодолеть его.

Не меньшее влияние оказывает и политика на религию. Укреплениерелигиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно,правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие,моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человекоми у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннююкультуру, частью которой является и политическая культура, влияющая наполитическое сознание. Политически социализированный индивид может либонепосредственно принимать участие в политических событиях, либо простореагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляяокружающих, таким образом, считаться с ними. Пропаганда самой религии, с еесистемой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться наавторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространениерелигиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либоидеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитиеобщественного сознания. В силу того, что религия предопределяет внимание ктаким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особоопасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в ролинекоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован вразрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблемпо роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитетрелигии для поддержания своего престижа.

Религия может влиять на политику и в направленииполитической интеграции. Это интеграция немного другого рода, представляющаясобой объединение различных политических образований и государств с учетомрелигиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, всостав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизмпредставлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в рядыОрганизации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманскихгосударств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития идаже нередко прибегают к политическому противоборству между собой. Религиозныйфактор учитывается и во внешней политике всех крупных держав при разработкесоответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене.

Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальныхполитических действий, осуществляемых различными религиозно-политическимиобразованиями. Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошласильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, чтообусловило распространение идеологии “исламского порядка". Другим примеромможет послужить раскрытый в Тунисе в октябре 1991 года заговор исламскоготеррористического движения “Ан-Нахда" с целью свержения тунисскогоправительства и установления теократического государства.

Религия, кроме непосредственного влияния на политику,оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные иправовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя ивнутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политическихи экономических интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основеряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются надеятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политическойжизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизмтак же формируются под влиянием религиозных концепций посредствомвоспитательной системы и культуры.

Это были основные направления влияния религии на политику инаоборот. Любопытно, что на основе многовекового исторического опытавзаимодействия и в политике, и в религии сложились соответствующие нормы изаконы, регулирующие и описывающее их взаимное существование. Более того,получилось так, что религия позаимствовала из общественно-политической системыконцепцию многоуровневой иерархии, а политика, в свою очередь, может почерпнутьпринципы государственного отношения к поликонфессиональной нации. К такимпринципам можно отнести религиозную свободу, веротерпимость, справедливость иравенство возможностей. Именно на таких основах может быть построена разумнаяполитика.

3. Государство и церковь: основные моделивзаимодействия

На современном этапе характер государственно-церковныхотношений - один из главных показателей уровня развития и государства, ирелигиозного направления, поскольку он характеризует уровень реализациипринципа свободы совести как одной из главных составляющих фундаментальных прави свобод человека. На протяжении веков сложилось несколько моделейгосударственно-церковных отношений, которые часто взаимно переплетаются:

1. Теократия . Проявляется как форма правления, прикоторой вся полнота власти в государстве принадлежит главе церкви и духовенству.Предусматривает отождествление светской и духовной властей, регламентациюфункционирования государства и ее институций, всей общественной жизнигосподствующей церковью и ее органами. Классическое теократическое правлениесуществовало в V-І ст.д.о н.э. в Иудеи, где вся власть была сосредоточена вруках жрецов; в 756-1870-х годах - в Папской области, а с 1929 г. - в Ватикане,где Папа римский является абсолютным монархом.

2. Цезаропапизм . Показывает себя как политикасветской власти, направленная на подчинение себе всей церковной жизни; сочетаниев лице государственного правителя высшей светской духовной власти. Предусматриваетполную зависимость церкви от государства, огосударствления и подчинениясветской власти церковных структур. Классическими примерами такого правленияявляется Византия, где императоры собирали церковные соборы, назначали иснимали митрополитов и тому подобное.

3. Законодательная поддержка, которая обеспечиваетпривилегированное состояние определенной церкви в государстве . Статусгосударственной церкви предусматривает государственное финансированиедеятельности церковных институций, возлагает на них определенныегосударственнические функции. Государственные церкви в разных формах существуютв Англии, Швеции, Дании, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде и другихстранах.

4. Отделение церкви от государства . На практике это означаетневозможность вмешательства церкви в дела государства при активномвмешательстве государственных институций в дела церкви. Такая модель былахарактерна для прежних стран социалистичного лагеря, где законодательствотеоретически гарантировало свободу совести, а реально верующие испытывалидискриминацию.

5. Невмешательство государства и церкви в дела друг друга .Гарантирует максимальное обеспечение свободы религии и толерантности вгосударстве. Законодательно закрепленную свободу веры и неверия имеют гражданеСША, Франции, Турции, Украины.

В зависимости от традиций, модели государственно-церковныхотношений существует несколько схем финансовой поддержки государством церковныхинституций:

1. Прямое финансирование государством религиозных организацийи государственный контроль по использованию средств (Ватикан, Греция, Бельгия,Люксембург, Норвегия и др.).

2. Сбор специального «церковного» налога, которыйтратится согласно с пожеланиями плательщиков налога (Италия, Испания и др.)

3. Использование средств «церковного» налогарелигиозными организациями на собственное усмотрение с минимальным контролемгосударства (ФРГ, Австрия, Швейцария, Швеция и др.)

4. Отсутствие финансовой помощи государства конфессиям,которые существуют за счет добровольных пожертвований верующих, выручки отцерковной атрибутики и тому подобное. Это характерно для стран, где церковь игосударство отделены одна от другой (США, Франция, Украина, Нидерланды).

Таковыми являются основные модели взаимодействия церкви игосударства.


Заключение

Современная политика представляет собой сложное общественноеявление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложнооценить однозначно. Тем не менее, это влияние существует, и представления о немявляются частичкой знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, вкотором он живет, о взаимодействии его составных частей и явлений, тем прощеему в этом обществе жить.

Ранее религия понималась слишком примитивно, и это мешалоправильному осмыслению некоторых вопросов. Тем не менее, роль религии вобщественной жизни возрастает, и ее нельзя недооценивать. Религия заметноактивизировалась, и начинает играть все более значительную роль и в формесоциального института, и как субъект политики, и как кладезь национальнойкультуры и истории, и как колыбель философско-этического учения, и в своемреальном облике. Межрелигиозные отношения ныне переходят в разрядстратегических глобальных проблем, решение которых должно стать предметомтщательного и глубокого изучения и международного урегулирования наравне спроблемами разоружения, безопасности, прав человека, экологии и других вопросов.

Самым существенным моментом в отношениях религии и политикидолжен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, ихсосуществовании, о наиболее разумных методах государственного управлениянаселением, исповедующем различные религии. По результатам этой работы, самойразумной является политика доброго сожительства и равноправного развитияразличных конфессий и государства.

Религия в наши дни выступает в качестве своеобразного

морально-нравственного регулятора, гуманистической системывоспитания, ориентированной на

традиционные ценности. Таким образом, в религии можноувидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так инациональное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.


Список литературы

1. Политология. Основные понятия и логические схемы: Пособие / В.А. Мельник.- Мн.: Вышэйшаяшкола, 2003.

2. Політологія. За ред. Бабкіної О.В., Горбатенка В.П.- К: Академія, 2001.

3. Политология. Под ред. Радугина А.А. - Москва: Центр, 2004.

4. Религиоведение. Под ред. Радугина А.А. - Москва: Центр, 2005.

После Февральской революции постановлениями от 20 марта 1917 г. «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» и от 17 июля 1917 г. «О свободе совести» были отменены все ограничения, связанные с вероисповеданием. Сюда входили отмены ограничений на жительство, передвижение, приобретение права собственности, занятия ремеслами, торговлей, промышленностью, поступление на государственную службу, на учебу, участие в выборах и т.д. Под свободой совести по- прежнему понималась свобода выбора вероисповедания. При этом постановления Временного правительства оставляли неизменным господствующее положение Русской Православной Церкви по отношению к другим религиозным организациям. Это обосновывалось тем, что православие являлось религией большинства населения России.

После Октябрьской революции и установления советской власти был принят ряд декретов, кардинально изменивших положение православной церкви и других религиозных организаций. Например, декретом «О земле» от 26 октября 1917 г. (по старому стилю) все монастырские и церковные земли были национализированы. «Декларация прав народов России», опубликованная 2 ноября 1917 г., отменяла все национально-религиозные привилегии и ограничения. Постановлением «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению» из-под контроля церкви изымались все учебные заведения. Другими декретами советской власти регистрация рождения, смерти, браков передавалась государственным органам. В этом случае церковный брак утрачивал юридическую силу. В январе 1918 г. были уничтожены ведомства придворного духовенства, управления духовного ведомства армии, прекращена выдача государственных средств на содержание церквей и духовенства. Обобщающим документом в области свободы совести стал декрет Совета народных комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церквей», изданный 23 января 1918 г., в котором раскрывалась сущность свободы совести и обосновывались ее правовые гарантии. Декрет предоставлял возможность каждому гражданину исповедовать любую религию или быть атеистом. На территории страны запрещалось издавать местные законы, постановления, ограничивающие свободу совести, а также предоставляющие какие-либо преимущества той или иной религиозной организации.

В официальных государственных документах, а также документах граждан устранялись указания на религиозную принадлежность. Религиозные убеждения не являлись причиной уклонения от исполнения гражданских обязанностей. Религиозные обряды разрешались, если они не нарушали общественного порядка и не ограничивали прав граждан. Здания церквей и монастырские постройки передавались в бесплатное пользование религиозных обществ для удовлетворения религиозных потребностей верующих. Церковь отделялась от государства, упразднялись все прежние формы связи церкви и государства. Государственные и общественные мероприятия не должны были сопровождаться религиозными обрядами и церемониями. Религиозные общества объявлялись частными, не пользующимися какими-либо преимуществами и субсидиями от государства. Они не имели права владеть собственностью, лишались права юридического лица. Все их имущество объявлялось народным достоянием.

На основании декрета об отделении школы от церкви была введена система светского образования. В учебных заведениях запрещалось преподавать религиозные вероучения. Обучать и обучаться религии гражданам разрешалось частным образом. Декрет закрепил также право граждан на свободу атеистических убеждений. В этих условиях значительная часть церковных иерархов и верующих оказалась не готова к радикальным переменам и отнеслась к ним с открытой или молчаливой враждебностью.

В 1918 г. была принята Конституция РСФСР. В статье 13 Конституции провозглашалось: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Впервые в истории России свобода совести была введена в положение конституционного принципа, гарантировала гражданам Советской России права и свободы в отношении религии.

В конце 1920-х годов в стране обострилась борьба в коммунистической партии и в правительстве между разными подходами к дальнейшему экономическому и социально-политическому развитию страны. В этой борьбе одержали верх представители жесткой административно-командной системы. Это отразилось и на отношении к церкви. Религиозные организации объявлялись силой, враждебной советской власти. Началась широкомасштабная кампания по закрытию храмов и монастырей, ограничивалась деятельность духовенства. Необходимость этих жестких мер обосновывалась «обострением классовой борьбы». Подобная политика в отношении к церкви проявилась в ряде правовых документов.

Советское государство стало создавать систему всеохватывающего контроля за деятельностью религиозных организаций, что в определенной мере следовало прежней российской традиции. В этом смысле важным было постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1929 г. «О религиозных объединениях». В нем закреплялось право религиозных объединений на осуществление единственной функции - удовлетворение религиозных потребностей верующих в молитвенном здании. Однако и это обставлялось рядом ограничений и запретов. Например, в статьях 17 и 18 религиозным организациям запрещалось создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей, допускать преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений в учебных заведениях. Массовые репрессии во второй половине 1930-х годов не обошли стороной и священнослужителей. В принятой в декабре 1936 г. Конституции СССР в статье 124 говорилось: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».

Религия, в силу своей особенности и стремления проникать как можно глубже в жизнь людей, не может не вмешиваться в социально-политическую жизнь, определяя политическое устройство общества, моральные и культурные ценности и даже экономическую жизнь.

Одним из самых простых критериев взаимосвязи религии и политики является его типология по соотношению влияния религиозного или светского начал в конкретном государстве. Здесь существуют четыре типа от примата религии до доминанты государства над ней.

Первый случай, когда государственная власть превращается в центр религии. То есть верховный правитель провозглашается Богом и превращается в центр религии. Такой тип отношений религии и политики может быть осуществлен в основном в языческих государствах. Самым ярким примером является Римская империя, где императору поклонялись как Богу. В полной мере это проявилось во время правления императора Октавиана Августа. Почитание его столь возросло, что ему начали воздвигать огромное количество храмов и заполонять римские улочки его серебряными статуями. В конце концов, его стали почитать в каждом даме как хранителя семейного очага и даже приносить жертву новому Божеству. Такое почитание императора перешло на его членов семьи и потомков, хоть среди них и были такие личности, как Калигула и Нерон.

Следующее – это подчинение всей политической власти религиозным структурам. Этот тип проявляется в государствах с монотеистическими религиями. Так как здесь вся политическая власть принадлежала главному представителю религиозной верхушке. В рамках этого типа в конце VI в. на Западе появляется такая политическая модель, как папоцезаризм. В руках Папы Римского находятся и светская, и духовная власти и он на свое усмотрение позволял тому или иному принцу или графу править в той или иной стране. Объяснялось такое положение Папы Римского тем, что он уже не «преемник Святого Петра», а «наместник Христа» на земле.

Не исключением является и буддизм. В XVI в. под эгидой правящих в то время в Тибете монголов появляется третий Далай Лама (первый и второй были назначены им посмертно, так что фактическим это был первый). «Великий учитель» - так переводится этот титул - изначально являлся главой определенной школы в буддизме. И уже пятому Далай Ламе удалось добиться независимости от монголов и стать полноправным теократическим правителем Тибета.

Третий тип взаимоположения религии и политики – это их союз. Примером этого союза может служить идея «симфонии» светской и духовной властей. Эта идея была сформулирована в VI в. в 6-й новелле императора Юстиниана I. «Величайшие дары Бога людям от человеколюбия свыше данные – священство (ιερωσύνη) и царство (βασιλεία), одно, служа божественному, другое о человеческом заботясь и управляя, – из одного и того же начала вышли, и привели в порядок человеческую жизнь» . Согласно «симфонии» царство и священство имеют одинаково божественное происхождение, поэтому государственная власть не нуждается в реинституционализации со стороны церкви. Суть «симфонии» состоит в том, что царь или император принимают религию как основу своей идеологии и проводят всю свою политику в соответствии с ней, а также они являются независимыми от церкви. Таким образом, правителю вверяется государство, о котором тот должен заботиться в соответствии с нормами религии. Истинно веруя, он способен больше сделать для религии и «спасения душ», имея в своем распоряжении все ветви власти, нежели это смогли бы сделать церковники. Церковь не берет на себя земной власти, но преобразует монарха в православного царя – помазанника, народный быт – в быт, выцерковленный, население страны в –в православный народ, что дает религии больше влияние, чем непосредственное участие в политике.

Однако, в рамках союза священства и царства в христианских Византии и России возникает явление «цезаропапизм», суть которого сводилась к давлению светской власти над религиозной. В Византии василевс унаследовал от римских императоров обожествление самого себя. Он был объектом культа и обладал священническими функциями: он мог давать свое решение по догматическим вопросам, устанавливать религиозные догмы, от его воли зависело назначение патриархов и митрополитов. То есть он напрямую вмешивался в дела священства и мог играть роль арбитра в спорах сугубо церковных.

В России первым проявлением цезаропапизма можно считать Ивана IV.

На своем венчании в 1547г. он принял титул «боговенчанного царя» и с того момента он фактически обладал прерогативами византийских василевсов.

Апофеозом же этой идеи стали слова Паисия Лигарида, прозвучавшие на Большом Московском Соборе 1666 г.: «царь именуется Богом и имеет право на богоименование» .

Цезаропапизм считается «отступлением» от теории «симфонии». В частности, А.В. Карташов признает это, но говорит о том, что такие нарушения не противоречат «симфонии» . Однако, такие отступления могут поставить под сомнение сам принцип союза церкви и государства.

Союз религии и политической власти является также частью буддистской практики. В силу того, что эта религия отрицает насилие и приветствует идейный плюрализм внутри себя (хотя борьба между школами существовала, она не носила стихийный характер), идея единства закона светского и духовного становится возможна. Проникновение буддизма в Монголию в XVI в. и возвышение ее до ранга государственной является прекрасным примером сего. Монгольский правитель Алтан-хан в целях повсеместного установления в своей стране буддизма приглашает тибетского иерарха Содном-Чжамцо и они провозглашают друг друга «царем Учения» и Далай Ламой соответственно. Тогда же они обнародовали уложение, которое начиналось со слов «Благодаря союзу Алтаря и трона, подобно Солнцу и Луне, открылся путь великого благодеяния…» .

Полное подчинение религии светской политической власти является следующим типом. Существуют разные формы проявления этого типа взаимоотношения: как крайние, так и более-менее терпимые. Крайняя форма существовала в СССР, где пропагандировался атеизм. Однако, надо сказать, что в разное время в СССР проводилась то жесткая, то смягчающая политика св отношении к церкви, но подчинение религиозных организаций властям всегда было полное. Еще одним примером, уже более терпимого отношения к религии является Англия. Англиканская Церковь полностью подчинена государству: главой церкви является король, который назначает епископов, но все новшества в обряды или догмы могут быть введены лишь с одобрения парламента. Хотя в парламент состоит не только из приверженцев англиканства, но и из представителей других конфессий и атеистов.

При перечислении типов взаимодействия религии и государства (помимо светского государства) не было упомянуто одно из трех мировых религий – ислам. Дело в том, что здесь отношение двух начал требует отдельного рассмотрения. Сейчас все чаще говорят об «уникальности» этой религии. Одни связывают ее с тем, что в основе ислама заведомо есть политическая составляющая, другие – с тем, что в исламе не существует различия на светскую и церковную власти. О вопросе априорной политической составляющей религии будет сказано ниже. Однако, идея нераздельности духовной и светских властей предполагает совершенно иной подход к власти в исламском теократическом государстве.

С.А. Семедов доказывает, что нет уникальности ислама в том, что в нем религия и политика нераздельны. В качестве доказательства он приводит всевозможные примеры не меньшей связи этих двух властей в других религиях. Но если посмотреть на исламское представление о политике, которое С.А. Семедов здесь дает, нельзя не выделить все же одно существенное отличие. Дело в том, что единственным властителем мира у мусульман является только Бог, «а глава политического сообщества – наместник Бога, призванный проводить его волю. Глава исламской политии должен быть праведником, а смысл государства – обеспечить наилучшие условия для спасения душ подданных» . Нельзя не согласиться с ним, что все это можно встретить и в христианстве в виде симфонии властей. Однако, тут же он говорит о том, что в мусульманстве нет священства, а значит «праведный халиф совмещает в одном лице духовного и политического лидера» в то время, как в христианской симфонии два лидера стремятся к одной цели. А результатом этого «удвоенного» лидерства становятся «некоторые нюансы» в отношениях церкви и государства, с чем мы не можем полностью согласиться.

Дело в том, что в то время как в том же христианстве эти «нюансы» порождают целый перечень вариантов взаимоотношения религии и политики, не противореча основным идеологическим принципам религии, в исламе такое невозможно. Лишь своеобразная «симфония», которая по сути является лишь объединением двух начал в одном лидере не будет противоречить исламу. Однако, это не противоречит основному его выводу о том, что каждая религия по своей сути неотделима от политики.

Проблема взаимодействия политики и религии - одна из самых давних в истории человечества. На протяжении всей истории взаимодействие различных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытие общества. Поскольку и политика, и религия являются одними из самых древних форм проявления общественной активности человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человечества. Так как эти сферы общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга.

Научный подход к объяснению особенностей их сосуществования начался только во второй половине XIX в., когда политология и религиоведение сформировались как самостоятельные отрасли науки со своими предметами и методами. В работах некоторых политологов роль религиозных представлений на политическое бытие либо приуменьшается, либо совсем игнорируется, в связи с чем хотелось бы отметить, что игнорирование значения религиозных представлений, равно как и его абсолютизирование, приводит к довольно радикальным выводам, которые, конечно же, не подтверждаются общественной практикой. Современное общественно-политическое развитие человечества фиксирует возрастание влияния религиозного фактора на политическую жизнь государств и человеческой цивилизации. Поэтому выяснение закономерностей взаимовлияния и поиска способов урегулирования возможных конфликтов между политическими и религиозными факторами - одно из самых важных заданий политической науки.

1. Религия как фактор политической жизни общества

Как формы общественного сознания, религия и политика постоянно взаимодействуют, так как их носители практически одни и те же. Поэтому взаимовлияние их будет существовать до тех пор, пока они будут фигурировать в общественной жизни. Взаимовлияние политики и религии происходит на двух уровнях - структурном и функциональном.

Структура политики охватывает политическое сознание, политическую деятельность, политические организации и политические отношения. А структура религии - религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные организации и религиозные отношения. Следовательно, составные религии и политики взаимосвязаны. Самое тесное взаимодействие существует между первыми тремя составляющими обеих систем.

Религиозное сознание. Имеет теоретический (концептуальный) и будничный (бытовой) уровни. Наибольшее влияние на формирование и развитие политики имеет теоретический уровень религии, который формируется в первую очередь на основе текстов Священных Книг: Веды, Трипитака, Авеста, Библия, Коран и тому подобное; Святого Перевода (произведения отцов христианской церкви, Сунна и др.), других книг веропоучительного характера. Теоретическая религиозность является основой не только богословских, а почти всех развернутых философских, этических и социально-политических учений. Она оказывает непосредственное влияние на формирование или обоснование определенного политического строя, общественных отношений, связанных с проблемой публичной власти. Со своей стороны институты публичной власти вместе с религиозными институциями утверждают сформированные стереотипы сознания и поведения верующих.

Религиозная деятельность индивидов. Разделяется на некультовую и культовую. Верующий человек в своей некультовой религиозной деятельности на теоретическом и практическом уровнях может влиять на политическую жизнь общества выполнением политических заказов власти или ее критики, прибегая к религиозным доктринам.

Религиозные организации. Теснее всего взаимодействуют с политической жизнью общества, являются институциализованной формой религиозных культовых систем. Как важные социальные институции, призваны упорядочивать сосуществование и деятельность людей, налагаясь на функции институций публичной власти.

Отношения институтов публичной власти с религиозными организациями могут изменяться от доминирования определенных светских общественных институтов и определения ими особенностей развития религиозного фактора вплоть до полного подчинения светских институций религиозным. Зависит это от конкретного времени и места деятельности религиозных, светских институций, типа религиозных организаций. Церковь, которая имеет большое количество последователей в определенной стране, может диктовать благодаря своим многочисленным адептам выгодные ей условия, влиять на деятельность политических институций, партий. В более сложном положении находятся секты и харизматичные культы, функционирование которых всегда утруждалось именно на политическом уровне. Притеснения, репрессии против сторонников отдельных церквей, сект, культов нередко влеклись экономической, политической нестабильностью общества.

Тесная связь религии и политики обусловлена и основными функциями, которые выполняет религия в обществе. У религии есть множество различных социальных функций и большинство из них опосредовано через социум все же оказывают влияние на политику, но непосредственное отношение к ней имеют следующие:

Мировоззренческая функция. Сформированные с помощью религии миропонимание, мироощущение и тому подобное могут побуждать верующего человека к конфликту с носителями или субъектами политики (государством, партией, движением, лицом), если их принципы, конкретные действия противоречат взглядам, оценкам и нормам религиозного индивида или институции.

Регулятивная функция сориентирована на управление деятельностью, поведением верующих, благоустройство отношений между ними. До новейшего времени истории человечества религия единолично занималась выработкой определенных норм сожительства (мораль, религиозное право), стандартов поведения (воспитание) индивидов, устанавливала систему контроля над их деятельностью, поощрение и наказание, производила и внедряла в сознание желаемые мотивы деятельности членов общества. Это давало возможность соотносить конкретные ситуации, поступки с привитыми верующим системами ценностей.

Легитимная функция выполняется религией тогда, когда религиозная позиция поддерживает или наоборот осуждает власть, ее идеи или действия. Политики часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающей общечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу.

Интегрирующая функция проявляется в реализации огромного интегрирующего потенциала религии. Известный французский социолог Э. Дюркгейм видел в религии средство укрепления общества за счет единения индивидуума и социума. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая и общепланетарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородные социальные слои, силы, народы и страны. Под начало единой веры собираются люди, совершенно различные по многим критериям (в том числе и политическим).

Дифференцирующая функция обуславливает наличие раздела сфер влияния различных религий. Любое единое общественное образование может быть разбито на несколько разноконфессиональных частей, будь то территориально целое государство, или однородная по составу социальная группа.

Таким образом, политика и религия тесно взаимосвязаны как на структурном, так и на функциональном уровнях

2. Взаимовлияние политики и религии

Выясним, какое влияние могут оказывать и оказывают друг на друга религия и политика. Рассмотрим сначала не столь важное с точки зрения политологии, влияние политики на религию.

Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы. В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.

Не меньшее влияние оказывает и политика на религию. Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними. Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания. В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа.

Религия может влиять на политику и в направлении политической интеграции. Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой. Религиозный фактор учитывается и во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене.

Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями. Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошла сильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, что обусловило распространение идеологии “исламского порядка". Другим примером может послужить раскрытый в Тунисе в октябре 1991 года заговор исламского террористического движения “Ан-Нахда" с целью свержения тунисского правительства и установления теократического государства.

Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством воспитательной системы и культуры.

Это были основные направления влияния религии на политику и наоборот. Любопытно, что на основе многовекового исторического опыта взаимодействия и в политике, и в религии сложились соответствующие нормы и законы, регулирующие и описывающее их взаимное существование. Более того, получилось так, что религия позаимствовала из общественно-политической системы концепцию многоуровневой иерархии, а политика, в свою очередь, может почерпнуть принципы государственного отношения к поликонфессиональной нации. К таким принципам можно отнести религиозную свободу, веротерпимость, справедливость и равенство возможностей. Именно на таких основах может быть построена разумная политика.

3. Государство и церковь: основные модели взаимодействия

На современном этапе характер государственно-церковных отношений - один из главных показателей уровня развития и государства, и религиозного направления, поскольку он характеризует уровень реализации принципа свободы совести как одной из главных составляющих фундаментальных прав и свобод человека. На протяжении веков сложилось несколько моделей государственно-церковных отношений, которые часто взаимно переплетаются:

  • 1. Теократия. Проявляется как форма правления, при которой вся полнота власти в государстве принадлежит главе церкви и духовенству. Предусматривает отождествление светской и духовной властей, регламентацию функционирования государства и ее институций, всей общественной жизни господствующей церковью и ее органами. Классическое теократическое правление существовало в V-І ст.д.о н.э. в Иудеи, где вся власть была сосредоточена в руках жрецов; в 756-1870-х годах - в Папской области, а с 1929 г. - в Ватикане, где Папа римский является абсолютным монархом.
  • 2. Цезаропапизм. Показывает себя как политика светской власти, направленная на подчинение себе всей церковной жизни; сочетание в лице государственного правителя высшей светской духовной власти. Предусматривает полную зависимость церкви от государства, огосударствления и подчинения светской власти церковных структур. Классическими примерами такого правления является Византия, где императоры собирали церковные соборы, назначали и снимали митрополитов и тому подобное.
  • 3. Законодательная поддержка, которая обеспечивает привилегированное состояние определенной церкви в государстве. Статус государственной церкви предусматривает государственное финансирование деятельности церковных институций, возлагает на них определенные государственнические функции. Государственные церкви в разных формах существуют в Англии, Швеции, Дании, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде и других странах.
  • 4. Отделение церкви от государства. На практике это означает невозможность вмешательства церкви в дела государства при активном вмешательстве государственных институций в дела церкви. Такая модель была характерна для прежних стран социалистического лагеря, где законодательство теоретически гарантировало свободу совести, а реально верующие испытывали дискриминацию.
  • 5. Невмешательство государства и церкви в дела друг друга. Гарантирует максимальное обеспечение свободы религии и толерантности в государстве. Законодательно закрепленную свободу веры и неверия имеют граждане США, Франции, Турции, Украины.

В зависимости от традиций, модели государственно-церковных отношений существует несколько схем финансовой поддержки государством церковных институций:

  • 1. Прямое финансирование государством религиозных организаций и государственный контроль по использованию средств (Ватикан, Греция, Бельгия, Люксембург, Норвегия и др.).
  • 2. Сбор специального "церковного" налога, который тратится согласно с пожеланиями плательщиков налога (Италия, Испания и др.)
  • 3. Использование средств "церковного" налога религиозными организациями на собственное усмотрение с минимальным контролем государства (ФРГ, Австрия, Швейцария, Швеция и др.)
  • 4. Отсутствие финансовой помощи государства конфессиям, которые существуют за счет добровольных пожертвований верующих, выручки от церковной атрибутики и тому подобное. Это характерно для стран, где церковь и государство отделены одна от другой (США, Франция, Украина, Нидерланды).

Таковыми являются основные модели взаимодействия церкви и государства.



mob_info