Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки в аспекте личностно ориентированного обучения. Психологическое сопровождение профильного обучения Работа педагога психолога по предпрофильной и профильной подготовки

Модернизация образования последних 2-3 лет связана с введением – системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Ключевой идеей предпрофильного обучения является идея роста возможностей выбора, и очевидно, что ученик к таковому выбору должен быть подготовлен (Приложение 1 ).

Сущность и структура предпрофильной подготовки

Предпрофильная подготовка – это система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся основной школы относительно избираемых или профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.

Учитывая особенность образования учащихся в образовательных учреждения углубленного профиля (лицее), а именно – раннее определение профиля обучения, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 7-9-классников – как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Важно понимать, что если раньше выпускник основной школы совершал выбор между обучением в 10-ом классе “в своей школе” и системой профессионального образования, то теперь, данный возрастной ценз снижен. Многие учащиеся выбирают обучение в лицее, где им предлагается переход на профильное образование уже с 8 класса.

Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно:

  • пропедевтический (при завершении обучения в 7-м классе) – выявление образовательного запроса учащихся;
  • основной (в период обучения в 8-м классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях;
  • завершающий (при окончании 9-го класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе .

Около 2/3 выпускников совершают выбор направления продолжения образования под влиянием случайных факторов. Это определяет необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения, которая в условиях модернизации образования возникает на более ранних возрастных этапах, и с учетом этого разрабатывать и проверять средства профильной ориентации.

Целесообразно, чтобы в ранжировании (“взвешивании”) факторов независимо друг от друга принимали участие сам учащийся, учителя и родители, что поможет обнаружить отличия приоритетных мотивов профильной ориентации.

Содержание и средства психологического сопровождения предпрофильной подготовки

На основании анализа теоретических источников приходим к следующему определению: под психологическим сопровождением предпрофильной подготовки учащихся понимается процесс создания условий и оказания необходимой психологической поддержки для перехода личности в позицию, активизирующую собственные ресурсы, запускающую механизм саморазвития и мотивирующую на выбор последующего образовательного и профессионального пути.

1) проведение информационной работы;
2) обучение способам принятия решений о выборе индивидуального образовательного маршрута;
3) выявление основных ограничителей (затруднений, проблем) выбора;
4) определение готовности к самостоятельному выбору профиля обучения;
5) определение реальной проблемы личностно-профессионального самоопределения;
6) изучение индивидуально-психологических особенностей личности;
7) изучение мира профессий;
8) определение психологической готовности к личностно-профессиональному самоопределению;
9) коррекция психологической готовности к личностно-профессиональному самоопределению;
10) коррекция выбора.

Для решения данных задач применяется широкий спектр средств психолого-педагогического сопровождения старшеклассников . Для более наглядного представления содержания и средств социально-психологического сопровождения учащихся в процессе предпрофильной подготовки представим их в таблице. (Приложение 2 ).

Основные задачи профильно-ориентационного компонента психологического сопровождения учащегося можно представить как помощь в нахождении ответов на следующие вопросы, обучение школьников “принятию решения” (Приложение 3 ).

Большой педагогический потенциал имеет работа с картой выбора профиля, при которой учащийся может сделать выбор на основе самоанализа.

Определить готовность подростка к самостоятельному выбору профиля обучения можно с помощью индивидуальной беседы, написания сочинения, биографии. Проводится контрольный срез с помощью анкетирования (Приложение 4 ) .

Активизирующие методики профессионального и личностного самоопределения предполагают не только формирование у подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив. Рассмотрим некоторые группы активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения (Приложение 2 ) .

Изучение индивидуально-психологических особенностей личности предполагает проведение психолого-педагогической диагностики с помощью профессиональных диагностических методик. Методика проведения диагностических процедур имеет специфику: подросток выступает не только в роли объекта исследования, но и сам является исследователем самого себя. Наряду с психологической диагностикой, существенное значение имеет педагогическая диагностика для определения эффективности становления профессионально-личностного самоопределения подростков, которая направлена на выявление индивидуальных качеств и их использования для разработки педагогических средств и методов воспитания; помощи в выборе профессии, специализации обучения, адекватных профессиональному выбору; на выявление мотивов учебной деятельности и выбора профессии .

В процессе подготовки учащихся к выбору профиля обучения предметом изучения будут, прежде всего, ценностные ориентации, установки личности, самооценка, склонности, способности. Диагностика способностей дает возможность человеку выбирать вид деятельности, наиболее соответствующий его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положительной профессиональной мотивации, удовлетворенности трудом и, как следствие, на удовлетворенность жизнью в целом.

Таким образом, квалифицированное психологическое сопровождение в новой системе предпрофильной подготовки помогает подросткам понять свои психологические особенности, интересы, склонности, ценностные ориентации, образовательные потребности и на этой основе совершить осознанный, самостоятельный и ответственный выбор профиля обучения.

Личностно-ориентированный подход как методология предпрофильной подготовки

Суть личностно ориентированного обучения заключается в том, что личность ученика, его неповторимая индивидуальность составляет главную и приоритетную ценность, от которой проектируются все остальные звенья образовательного процесса. В связи с этим необходимо отметить, что важное место в личностно ориентированном обучении занимает глубокое и всестороннее изучение личности ученика .

В новой, гуманистически ориентированной парадигме образования влияние личности педагога не только не снижается, а, напротив, возрастает. Снижается только роль учителя как источника информации, а наибольшее значение приобретает он как носитель ценностных ориентаций.

Одним из важных принципов построения личностно ориентированной профильной школы является принцип вариативности . Вариативное образование понимается как процесс расширения компетентностного выбора личностью жизненного пути и саморазвития личности; ребенок приобщается к культуре, то есть овладевает способами мышления и способностями, посредством которых люди на протяжении веков строили мировую цивилизацию.

Профильная дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намерений учащихся. Поэтому решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую роль в реализации личностно-ориентированной модели профильного обучения.

Главное – поддержка, развитие человека в человеке, “включение” и “запуск” механизмов его самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и других, необходимых для становления самобытной личности и достойной человеческой жизни, для диалогичного и безопасного общения с людьми, взаимодействия с природой, культурой, цивилизацией.

Для выявления уровня готовности учащихся к выбору профиля обучения предлагаем применялись следующие методы и методики исследования (Приложение 6 ):

  1. Анкета “Знакомство”.
  2. Методика “Ценностные ориентации” (М. Рокич).
  3. Методика “Карта интересов”.
  4. Опросник профессиональной готовности (ОПГ) (по классификации Е.А. Климова).
  5. Анкета “Типы интеллекта” (согласно теории Говарда Гарднера).

Подобранные нами методики позволили выявить следующие показатели: систему ценностей каждого учащегося; интересы и увлечения, склонность подростка к определенной профессиональной сфере, доминирующий тип интеллекта.

Из всего вышесказанного следует – психологическое сопровождение представляет собой целостную систему, которая состоит из следующих компонентов.

  1. Диагностический компонент – основа для постановки цели и задач. Диагностика проводится с применением следующих методов: тестирование, анкетирование, интерпретация педагогической ситуации (совместно с психологом), обращение к педагогам или психологу ребенка, родителям, классному руководителю.
  2. Организационный – выбор средств психологического сопровождения. На организационном этапе осуществляется подбор команды, определение средств и форм работы.
  3. Деятельностный – собственно реализация психологического сопровождения.
  4. Аналитический – анализ и коррекция деятельности .

Разработанная система психологического сопровождения ориентирована на актуализацию уже имеющихся знаний у учащихся, непосредственный выбор профиля обучения и профессиональное самоопределение старшеклассников. Система составлена с учетом типичных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся, их родители, классные руководителем на этапе выбора профиля.

Психолог помогает подросткам осознать собственные жизненные цели, ценности труда, информирует учащихся и их родителей о различных учебных заведениях, способствует самостоятельному и осознанному принятию ими решения. Система психологического сопровождения предусматривает проведение психолого-педагогического консилиума с участием социального педагога, родителей, классного руководителя, администрации школы и психолога. Результатом реализации системы должны стать осознанный самостоятельный выбор учащимися профиля обучения по окончании 7-го класса и профессиональное самоопределение по окончании 9-го класса.

Для наглядного изображения системы мы представим ее в виде символической модели. (Приложение 7 ). Данная система предполагает несколько направлений работы – с учащимися, родителями, классным руководителем – и реализуется поэтапно:

I. На подготовительном этапе выполняется подготовка необходимых материалов, проводится собеседование с психологом, классным руководителем и совместно составляется план работы. Работа с родителями на данном этапе заключается в информировании о той профориентационной работе, которая будет проводиться в классе, включении родителей в эту деятельность.

II. Информационно-диагностический этап начинается с установления контакта с группой детей, информирования о целях занятий и формирования положительной мотивации. Проводится контрольный срез с целью выяснить, определился ли учащийся с выбором профиля обучения и последующего образовательного маршрута. С целью получения информации о каждом учащемся проводится анкетирование “Знакомство” (см. Приложение 1 )

На этом этапе учащиеся знакомятся с содержанием понятий “интересы”, “потребности”, “способности”. Психолог информирует учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута. Проводится диагностика интересов, потребностей, склонностей (методика “Карта интересов”, диагностика психологических сфер личности) и возможностей (анализ результатов успеваемости, результатов досуговой деятельности, определение типа интеллекта).

Система ориентирована не столько на выявление степени выраженности у каждого конкретного учащегося того или иного психологического качества, сколько на стимулирование процесса самопознания. Основное назначение диагностических процедур состоит в обеспечении личностного роста учащихся за счет расширения границ их самовосприятия, развитии навыков самооценивания и самоанализа своих психологических качеств, пробуждении потребности в саморазвитии и самоопределении. Различные упражнения, развивающие игры, активизируя внутренние психологические ресурсы учащегося и включая механизмы рефлексии, превращают процесс формирования профессионального самосознания в целенаправленную, осознанную, личностно значимую деятельность.

Итак, работа с детьми начинается с определения личных профессиональных целей, жизненных ценностей учащихся. Задачи этого подэтапа: способствовать осознанию учащимися личных жизненных ценностей; показать взаимосвязь между ценностями и целями; определить краткосрочные цели (на текущий учебный год).

Определение профессиональной цели можно начать с анализа линейки жизненного успеха (см. Приложение 8 ). Учащимся дается инструкция: “Данная линейка иллюстрирует отдельные этапы твоего жизненного пути и цели, которых ты хочешь добиться. Обозначь тот этап, на котором ты сейчас находишься, условным обозначением. В дальнейшем ты будешь продолжать работу с этой линейкой самостоятельно, обозначая на ней значимые для тебя жизненные этапы”. Понимание того, что такое жизненный успех, очень индивидуально. Можно обсудить с учащимися, чем определяется успех в жизни.

В процессе беседы нужно привести их к пониманию того, что такое жизненные ценности, чем они определяются. Успех в жизни для каждого человека определяется его жизненными ценностями. Для одного это семья, для другого – профессиональная карьера. Учащимся предлагается подумать над собственными жизненными ценностями. Для этого им предлагают списки ценностей (Приложение 9 ) и они записывают наиболее значимые для них позиции в порядке убывания по степени значимости в “Дневник выбора”.

С целью ознакомления учащихся со структурой дальнейшей работы по выбору профиля и осознания ими последовательности деятельности проводится работа с использованием линейки этапов выбора (см. Приложение 10 ). Учащиеся отмечают тот этап, на котором они сейчас находятся.

На втором подэтапе проводится работа, раскрывающая смысл понятий “интересы”, “склонности”, “способности” и “возможности”, определяются индивидуальные особенности личности каждого учащегося. Задачи: раскрыть содержание понятий “интересы”, “склонности”, “способности”; помочь ученикам определить основные составляющие выбора (“могу”, “хочу”, “надо”) и осознать возможность принятия правильного решения; помочь подросткам сориентироваться в своих интересах, склонностях и возможностях, способствовать осознанию своих потребностей (проведение соответствующих диагностических методик).

Работа над понятиями начинается с выяснения собственных суждений учащихся, как они объясняют термины “интересы”, “склонности”, “способности”. В ходе работы ученики сравнивают свои понятия с определениями, взятыми из словаря. Психолог обобщает полученную информацию, а учащиеся записывают определения в Дневник. После раскрытия сути понятия “способности” учащимся предлагается заполнить таблицу “Баланс личных успехов и неудач” (Приложение 11 )

Далее в результате совместной деятельности учащиеся приходят к пониманию понятия “интересы”. Для активизации полученной информации и механизмов рефлексии учащиеся самостоятельно работают с “Дневником выбора”, где им предлагается заполнить таблицу “Самоанализ включенности, интереса и эмоционального благополучия на уроках” (Приложение 12 ) . После заполнения таблицы учащиеся оглашают свои результаты в обобщенном виде и сообщают, какие области знаний вызывают у них наибольший интерес.

Оказывая помощь учащимся в выявлении личных интересов, склонностей и возможностей, системы ценностных ориентаций психолог совместно с классным руководителем проводит диагностику : проведение методики “Ценностные ориентации” (по М. Рокич), тестирование с применением методики “Карта интересов” (Приложение 13 ) и опросника профессиональной готовности (Приложение 14 ), анкетирование, направленное на определение типа интеллекта согласно теории Говарда Гарднера (Приложение 15 ). Обсуждение результатов диагностики проводится на индивидуальной консультации у психолога.

В заключение этого подэтапа рекомендуется провести тренинг “Необитаемый остров”, представленный в книге Резапкиной Г.В. “Я и моя профессия” . Тренинг проводится психологом совместно с классным руководителем. Цель этого тренинга – формирование навыков принятия решения, преодоление поведенческих стереотипов, затрудняющих общение, актуализация потребности в выборе профессии.

На третьем подэтапе осуществляется обзор вариантов образовательного маршрута и обоснование выбора профиля обучения. Задачи: предоставить ученикам информацию об основных видах образовательных учреждений. После обсуждения совместно с психологом обобщается информация, и подводятся итоги.

Для закрепления знаний о различных вариантах выбора образовательного маршрута можно использовать деловую игру “Мой выбор”. В процессе игры участники делятся на пары. В каждой паре один из игроков выбирает профильный класс или профессию, которую хотел бы рассмотреть как возможный вариант. Задача: обосновать свой выбор. Затем участники меняются ролями.

Работа с родителями на данном этапе предполагает:

  • привлечение родителей к участию в проведении экскурсий в гимназии, профессиональные техникум и колледжи. Такие экскурсии имеют своей целью реализацию долгосрочной перспективы – выбора профессиональной деятельности.
  • организацию встречи учащихся с их родителями, как представителями различных профессий. Родители рассказывают детям о достоинствах и недостатках их профессий, при этом не навязывая своего мнения. Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы может проходить по заранее подготовленному плану (Приложение 23 )
  • индивидуальные беседы родителей с психологом и классным руководителем на тему “Склонности и способности моего ребенка”. Родители проводят больше времени с детьми, они наблюдают за ними в естественной обстановке каждый день, поэтому родители выступают как ценный источник информации об учащихся. В процессе беседы совместно выявляются склонности, способности, интересы детей и сопоставляются с результатами диагностического исследования.

На третьем, обобщающем этапе для пошагового анализа вариантов выбора с целью принятия самостоятельного решения целесообразно использовать алгоритм принятия решения (Приложение 16 ) . Работа проводится индивидуально.

После того, как подростки определились с дальнейшим профилем обучения, важно показать связь выбранного профиля обучения с последующим выбором профессиональной деятельности, тем самым провоцируя учащихся на постановку долгосрочной цели – выбор профессии. Фактически происходит подготовка учащихся к профессиональному самоопределению. Определиться с выбором профессии подросткам предстоит в 11-м классе, но уже в этапе предпрофильной подготовки необходимо создать предпосылки для осознанного выбора и заставить учащихся задумываться о дальнейших перспективах уже сейчас. Способствовать этому можно с помощью разнообразных сюжетно-ролевых игр, активизирующих методик, игровых упражнений. Например, игровое упражнение “Профессия на букву” направлено на расширение знаний участников о мире профессионального труда (см. Приложение 17 ) . В данном упражнении у психолога имеются возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях.

Сюжетно-ролевая игра “Ловушки-капканчики” ориентирована на осознание учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям (см. Приложение 18 ) .

Также психолог проводит родительское собрание, тема которого – “Роль семьи в самоопределении подростка”.

Родителям важно знать, что степень их влияния на выбор образовательного маршрута и профессиональное самоопределение ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, профессиональный личный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и т. д. Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или другое учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима.

Родителей необходимо предостеречь от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если их вариант идет вразрез с желаниями ребенка. Авторы книги “Азбука профориентации” отмечают, что, к сожалению, большинство родителей знает мир профессий, аспекты и условия выбора профессии ненамного лучше самих подростков (кроме, разумеется, своей профессиональной области) и наши исследования это подтвердили.

В профессиональных возможностях своих детей большинство родителей ориентируется слабо. А поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих родителей о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления самих подростков. Таким образом, к ошибкам выбора ребенка вы могут добавиться ошибочные взгляды родителей на эту проблему.

Наиболее частые ошибки профессионального выбора:

  • Ограничение исключительно престижностью профессии.
  • Ориентация исключительно на высокую заработную плату.
  • Ориентация исключительно на комфортные условия труда.
  • Снижение до минимума трудностей обучения.
  • Следование только указаниям родителей.
  • Учеба за компанию, вместе с друзьями.

Помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем: совет, приобретение необходимых справочников, сбор информации об учебных заведениях.

Предполагаемый результат обобщающего этапа – самостоятельный и осознанный выбор учащимися основного и запасного вариантов образовательного маршрута.

На заключительном этапе предполагается проведение “круглого стола” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации.

Таким образом, система психологического сопровождения учащихся в предпрофильной подготовке предполагает комплексный и системный подход к решению проблем, возникающих при переходе подростков на предпрофильное обучение; это интеграция усилий классного руководителя, педагогов-предметников, психологов, социального педагога, социальных институтов, деятельность которых направлена на обеспечение успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения; это регулярность, продуманность и четкая организация действий всех этапов системы.

Профильного обучения состоит в том, чтобы не оградить ребенка от трудностей, в частности от трудности выбора, не решать проблемы за него, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора.

Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуемую на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: учителей, классных руководителей, социального педагога, представителей школьной администрации, родителей.

Таким образом, Целью психологического сопровождения педагогов, является создание условий для повышения компетентности педагогов для работы в профильных классах; взаимодействие с педагогами в форме “сотрудничества” для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения.

Работа с педагогическим коллективом.

Введение профильного обучения на старшей школьной ступени поставило перед старшеклассниками ряд проблем. Одна из них – проблема выбора профиля обучения, которая встает перед школьниками в девятом классе, а иногда и раньше. У старшеклассников возникает много сложностей психологического характера, таких как растерянность, неуверенность в своих силах, неопределенность, изменчивость интересов, незнание своих особенностей, склонностей, трудности в принятии конкретного решения, выбор профиля дальнейшего обучения. Разрешить многие из этих проблем самостоятельно они не всегда могут. Для более благоприятного прохождения процесса профессионального и профильного самоопределения старшеклассникам именно в этот период необходима помощь и поддержка взрослых – родителей, педагогов, психологов.

Учитывая тот факт, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, необходимо использовать все возможности формирования психологической готовности школьников к выбору профессии в ходе образовательного процесса.

Идеология психолого-педагогического сопровождения состоит в том, чтобы не оградить ребенка от трудностей, в частности от трудности выбора, не решать проблемы за него, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора.

Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуемую на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: учителей, классных руководителей, социального педагога, представителей школьной администрации, родителей.

Таким образом, Целью психологического сопровождения педагогов, является создание условий для повышения компетентности педагогов для работы в профильных классах; взаимодействие с педагогами в форме “сотрудничества” для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • взаимодействие с педагогами в форме “сотрудничества” для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии;
  • информационная поддержка педагогов в вопросах, касающихся профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников;
  • повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся, а также взаимодействия “педагог – ученик”;
  • оказание методической и консультативной помощи по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения;
  • формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
  • разработка информационных материалов для психолого-педагогических семинаров, лекций, родительских собраний, презентаций.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях. ППС профильных классов делится на два сопровождающих цикла: предпрофильный (8-й и 9-й классы) и профильный (10-й и 11-й классы).

Психолого-педагогическое сопровождение 8-х и 9-х классов.

Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофильной подготовки, призванной создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения.

Цель работы психолога - организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки педагогов, содействующей повышению психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с предпрофильной подготовкой школьников.

В соответствии с целью перед психологом стоят следующие задачи:

  • помощь педагогам в осуществлении информационной работы с учащимися;
  • информирование классных руководителей и администрации ОУ о профильных и профессиональных предпочтениях учащихся;
  • психологическое просвещение педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.

Педагогам результаты психологических исследований представляются на консилиуме в виде профкарт класса. При этом у них есть возможность проанализировать возможности ребят, и оценить какую помощь и поддержку они смогут оказать тем подросткам, которые в этом нуждаются.

В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в
10-х и 11-х классах.

Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения (10-й и 11-й классы).

Для современного 10-го класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.

Основная цель работы с педагогами в 10-м классе – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения; при работе с 11-м классом - помощь в осуществлении информационной работы с учащимися; в определении и формировании социальной и профессиональной готовности старшеклассников.

Задачи:

  • психологическое просвещение педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников;
  • совместная с классными руководителями работа по программе адаптации учащихся 10-х классов в начале учебного года;
  • создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей;
  • психологическое просвещение педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.

В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классным руководителем, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, разрабатываются рекомендации и пожелания для оптимизации работы в выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов выпускников школы.

Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения педагогов – создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

Для реализации поставленных целей и задач используются основные направления работы психолога, но наибольший акцент ставится на следующие виды работы:

Психопросвещение и профилактика: по вопросам, выявленным как актуальные в ходе работы, осуществляется посредством:

- выступлений на педагогических советах и семинарах;

Подготовка методических материалов;

Совместной разработки уроков, подготовки к родительским собраниям;

Ознакомление с игровыми методами обучения, подбор литературы;

Помощь в проведении уроков, бесед, классных часов, в составлении индивидуального психологического портрета каждого ученика и класса;

Практических занятий с элементами тренинга;

Организационно-деятельностных игр.

Примерная тематика выступлений на педагогических советах и семинарах:

Выступления на педагогических советах:

  • Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее развития.
  • Уровень творческого мышления и воображения учащихся.
  • Психологическая компетентность учителя.
  • Психологические особенности адаптационного периода учащихся 10-х классов.
  • Индивидуальные способности учащихся.
  • Личностные качества обучающихся, приоритетные на личностно ориентированном уроке.
  • Психологический портрет выпускника.

Психолого-педагогические семинары:

  • Позитивная педагогика. Толерантность учителя.
  • Стили мышления педагогов.
  • Этика педагогического общения как необходимое условие. предупреждения эмоционального сгорания учителя.
  • Психопрофилактика экзаменов.
  • Психологическое здоровье педагогов.
  • Конфликты в педагогической среде.
  • Роль диагностических методик в работе классного руководителя.

Консультирование: это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога:

  • по вопросам школьной и социальной дезадаптации учащихся;
  • по личным и профессиональным проблемам;
  • по вопросам взаимоотношений в системе «учитель-ученик - родитель»;
  • информирование классных руководителей о результатах диагностических исследований и об актуальных проблемах учащихся;
  • индивидуальное обращение по вопросам: работы с семьей, с учащимися, личностного развития и т.д.

Подводя итог, надо сказать, что р езультатом совместной работы с педагогами по психолого-педагогическому сопровождению предпрофильной подготовки и профильного обучения является:

Рост числа поступлений выпускников в профессиональные образовательные учреждения по профилю обучения;

Повышение уровня сформированности профессиональных планов обучающихся 9-11 классов.


Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека, поэтому профессиональное становление - это процесс, пронизывающий всю жизнь человека. Каждый человек имеет свой сценарий профессионального становления. Для одного профессия определяет смысл его существования, является делом всей его жизни, для другого служит фоном, средством удовлетворения личностно важных потребностей, третий не придает ей особого значения, - т.е. профессия имеет разный личностный смысл. Огромная вариативность траекторий, сценариев профессиональной жизни затрудняет ее полноценное сопровождение.
Прежде всего, определим, что же такое «психологическое сопровождение». Согласно «Словарю русского языка», сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Отсюда психологическое сопровождение профессионального становления - это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости - помощь и поддержка.
Кто же осуществляет это сопровождение? Профессиональный путь - длинная дорога. Начинается она в детстве и заканчивается в пожилом возрасте. Поэтому сопровождающих профессиональное становление человека много: это родители, учителя, коллеги, руководители и др. Однако компетентное и продуктивное психологическое сопровождение должен осуществлять специально подготовленный человек - психолог-профконсультант. Оказывая человеку помощь и поддержку в выборе траектории профессионального развития, психолог не навязывает ему свое мнение, а помогает наметить ориентиры, сформировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном потенциале, получить знания о мире профессий, ознакомиться со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии. Говоря о психологическом сопровождении профессионального становления, мы не можем отрицать роли учителя в сопровождении и формировании личности учащегося. Педагогическое сопровождение реализуется посредством функций воспитания, обучения и образования. Это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных действий, помогающих ученику понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающую его саморазвитие на основе рефлексии происходящего. Мы под педагогическим сопровождением понимаем создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора и обладающего такими характеристиками, как непрерывность, комплексный характер и опосредованность оказываемой помощи.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение - это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.
Как известно, профессиональная ориентация является сложной системой мероприятий по ознакомлению учащихся с миром профессий. Профессиональная ориентация способствует в дальнейшем выбору профессиональной деятельности в соответствии с собственными индивидуальными способностями и склонностями.
Чтобы стать профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профиля обучения, а в дальнейшем выбора профессии необходима психологическая помощь, психологическое сопровождение. Сам выбор профессии здесь мы рассматриваем как поиск соответствия между требованиями профессий и индивидуальностью.
Выделяются приоритетные направления творческого поиска работы с подростками на пути выбора профиля обучения и профессии:
1. Помощь самоопределяющемуся подростку в адаптации к реальным социально-экономическим условиям рынка. Выпускнику школы надо предложить наиболее оптимальный вариант нахождения своего места в обществе. Однако и при таком приоритете перспективной представляется идея «опережающей профконсультации», то есть ориентация не только на то, что есть сейчас, но и с учетом возможных будущих изменений в обществе.
2. Формирование способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. Важнее становится не помощь в конкретном выборе, а формирование самой способности совершать разные профессиональные и жизненные выборы. Важно при том ориентировать учащегося на возможное позитивное изменение ситуации (формирование «социального оптимизма»). В идеале это формирование стремления вносить свой позитивный вклад в улучшение ситуации (формирование «действенного социального оптимизма»). Все это связано и с оптимизмом по отношению к себе (идея своей «миссии», своего предназначения в этом мире). Но действенный социальный оптимизм и вера в свое предназначение обязательно должны сочетаться со способностью адаптироваться в реальном мире.
3. Формирование ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности. Главное здесь - построение системы (иерархии) ценностей и смыслов вокруг чего-то самого важного для данного человека. Именно построение такой иерархии смыслов станет важнейшим условием отличения существенной ценности («святыни») от менее существенной ценности, т. е. условием совершения достойного внутреннего компромисса .
4. Подготовка самоопределяющегося человека к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса. Сам кризис понимается как условие личностного роста (как своеобразный «шанс» стать лучше). Традиционно выделяют нормативные и ненормативные кризисы. Нормативные кризисы - это кризисы, через которые проходят большинство людей (например, возрастные кризисы). Ненормативные кризисы - это отдельные сложные жизненные события, сильно влияющие на всю дальнейшую жизнь человека (например, болезнь, переезд, смерть близкого, увольнение и т.п.). .
Сама реализация кризиса как «шанса» может рассматриваться трояко:
1) как реализация чего-то неизбежного, почти предопределенного («шанс нормативный»);
2) как реализация незапланированной жизненной сложности (проблема готовности к «сюрпризам жизни»);
3) как самостоятельное усложнение для себя жизненной ситуации, т.е. не столько «ожидание шанса» или «реагирование» на него, сколько «создание шанса» (более творческая позиция для неугомонных, ищущих людей) .
Для педагога-психолога в школе важно в момент жизненного испытания обеспечить переход учащегося на более высокий уровень самоопределения и личностного развития (то есть научить его «воспользоваться своим шансом»). Эта проблема связана с другой проблемой, какими психолого-педагогическими средствами все это обеспечить?
Общая логика реализации выделенных приоритетов:
- дальнейшая теоретическая проработка проблемных направлений развития профориентационной помощи;
- постепенная разработка новых (приоритетных) методик;
- постепенное включение новых методик в контекст традиционных форм и методов профессионального самоопределения;
- постоянная корректировка этих методов в зависимости от изменения ситуации.
Психологическое сопровождение выбора профессии должно строиться на нормах и законах психического развития человека. Одной из фундаментальных для психологии развития является категория возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии. Психологическая работа призвана создать учащимся возможность продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности ее освоения и реализации, обеспечить превращение учащегося из объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального образования, а значит обеспечить условия профессионального развития личности на всех этапах жизненного пути.
Особое значение в Концепции профильного обучения отведено предпрофильной подготовке учащихся. Основной идеей предпрофильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора профиля дальнейшего обучения, и очевидно, что ученик к такому выбору должен быть психологически подготовлен. Однако отсутствие элементарных представлений о научных основах осуществления выбора препятствует эффективному профессиональному самоопределению учащихся в процессе выбора профильных классов, а в будущем профессии.
В связи с этим, задачами психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения становится помощь учащимся в выборе дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии. Для достижения этой цели необходимо в ходе предпрофильного обучения:
1) актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий;
2) обеспечить психологическую помощь и поддержку в социальной и профессиональной адаптации посредством повышения уровня психологической компетенции учащихся;
3) способствовать формированию адекватной самооценки учащихся и повышению профессиональной направленности их учебных интересов.
В соответствии с выше сказанным выделяются основные направления работы реализуемые в рамках предпрофильного и профильного сопровождения:

    Психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на выявление уровня сформированности представлений лицеистов об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности; определяет характер ожиданий учащимися помощи и поддержки в самоопределении. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.

    Консультативная работа с педагогами и родителями. Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями профессионального определения, тактикой общения с детьми и формами оказания помощи. Консультирование родителей осуществляется индивидуально или на родительских собраниях.

    Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учеников.

    Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому ребенку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов.

    Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в профессиональном самоопределении. Такая работа проводится с детьми индивидуально или в микро группах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у учащихся на этапе диагностики.

    Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психолого-педагогической помощи, деятельности по предпрофильной, профильной подготовки учащихся, готовности подростка к профессиональной карьере, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.

Использование опыта психологического и профессионального консультирования старшеклассников многопрофильного лицея ЗабГГПУ позволило нам разработать модель деятельности педагога-психолога по сопровождению предпрофильного и профильного обучения в старшей школе.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена лицея ЗабГГПУ - это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально - экономических условиях.
Психолого-педагогическое сопровождение профильных классов делится на четыре этапа (или сопровождающих цикла): предподготовительный (8-й класс), подготовительный (9-й класс), адаптационный
(10-й класс) и заключительный (11-й класс). Каждый этап имеет свою цель:

    8-е классы - организация системы педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению.

    9-е классы - помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.

    10-е классы - способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.

    11-е классы - помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности.

Организация поэтапного сопровождения позволяет реализовать единство 4-х функций:

    Диагностики возникшей проблемы (выбор профиля обучения и будущей профессии);

    Информации о путях возможного ее решения (информационное направление предпрофильного обучения);

    Консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы (консультативное направление в работе педагога-психолога);

    Психологической помощи при реализации планов.

В концептуальной основе сопровождения заложены принципы уникальности личности, приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка, непрерывности, автономности и мультидисциплинарности, позволяющей осуществлять межпрофессиональное взаимодействие разных специалистов (педагогов-предметников, классных руководителей, педагога-психолога и др. специалистов).
Таким образом, технология «сопровождения» выбрана не случайно: на наш взгляд, среди других подходов к деятельности школьного психолога работа в парадигме сопровождения наиболее эффективна и экологична, экономична с точки зрения временных затрат.
Ожидаемым результатом такого взаимодействия, безусловно, становится повышение уровня профессионального самоопределения учащихся, а также сформированности психологических свойств и умений, необходимых для успешного саморазвития и дальнейшего самоопределения.
Опыт предшествующего психологического и профессионального консультирования старшеклассников многопрофильного лицея ЗабГГПУ свидетельствовал о большом интересе старших подростков в вопросах выбора профессии и одновременно о полном отсутствии у многих из них элементарных представлений о научных основах такого выбора. Для разрешения этого противоречия потребовалось пересмотреть существовавшие подходы к профориентации старшеклассников.
Профориентационной работой в лицее, оказанием помощи учащимся в профессиональном самоопределении занимается ряд специалистов: заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, психолог. Обычно данный вид деятельности реализуется в форме:
а) диагностики профессиональной направленности (на классных часах);
б) выступлений на родительских собраниях;
в) индивидуальных и групповых консультаций по запросам учащихся.
Наиболее часто тема выбора профессии возникает при обращении учащихся на консультацию к психологу. Именно поэтому психолог принимает самое активное участие в комплектовании профильных классов
В течение трех последних лет в лицее ЗабГГПУ проводился эксперимент по введению предпрофильного обучения, в ходе которого нами была разработаны и апробированы программа элективного курса «Основы профессионального самоопределения» и план мероприятий по обеспечению психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки учащихся 8-9-х классов. Данный курс способствует формированию у учащихся осознанного выбора будущей профессии и профиля обучения в старшей школе. Он дает лицеистам представление об основах выбора специальности, о возможностях получения образования по избранному профилю; стимулирует самопознание школьником своих склонностей, способностей в соответствии с избираемым профилем; развивает навыки целеполагания и планирования профессионального образования, самопрезентации, а также предполагает приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности и выбранной отрасли науки.
Первый урок ориентирует учащихся в основных целях, задачах курса, формах работы и носит в основном мотивирующий характер. Последующие занятия построены на сопоставлении основных факторов альтернативного выбора «хочу», «могу» и «надо» применительно к ситуации выбора профиля обучения. Их содержание предполагает информирование лицеистов о мире профессий, самодиагностику учащимися профессиональных интересов и склонностей, способностей, сопоставление ими своих возможностей с требованиями, предъявляемыми к избираемым образовательным профилям. Завершающие занятия предусматривают: информирование о вариантах профессионального образования; овладение учениками способами и приемами планирования профессиональной перспективы, развитие навыков самопрезентации.
Данные занятия основаны на преимущественном использовании активных форм работы (самодиагностики, дискуссий, ролевого моделирования и т.д.), безоценочном принятии педагогом учащихся, диалогичности общения, рефлексивной позиции участников.
Задачи элективного курса:

    Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий;

    Помощь в социальной и профессиональной адаптации посредством повышения уровня психологической компетенции учащихся;

    Формирование адекватной самооценки и профессиональной направленности учебных интересов;

    Формирование потребности в непрерывном образовании.

В плане мероприятий по обеспечению психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения предусматривается совместная работа всего задействованного в нем педагогического коллектива многопрофильного лицея ЗабГГПУ. Проводятся психолого-педагогические консилиумы, где рассматриваются вопросы готовности лицеистов к профильному обучению, а так же вопросы адаптации в профильной школе. Классные руководители ведут внеклассную профориентационную работу с учащимися, контролируют посещение ими элективных курсов. Психолог осуществляет подбор необходимых профдиагностических методик и проводит мониторинг оценки результатов проделанной работы.
Психодиагностическая работа с учащимися по подготовке их к осознанному выбору маршрута профессионального обучения строиться на принципах рефлексивной диагностики. Это предполагает анализ учащимися полученных результатов, осознание их значимости для своего развития и профессионального самоопределения.
Основные задачи психодиагностической работы с учащимися
8-9-х классов:
- мотивационная (заинтересовать подростков проблемой самопознания, показать значимость, важность изучения себя и своих особенностей для дальнейшего саморазвития);
- информационно-справочная (дать необходимые знания об индивидуальных особенностях человека, профессионально важных качествах);
- собственно диагностическая (направлена на самопознание подростка и объяснение результатов этого познания, решается с помощью несложных психодиагностических методик);
- развивающая (создание условий для осознания возможностей выбора и ответственности за сделанный выбор, для развития навыков самооценки, самоконтроля, самопознания).
Диагностические методики отбирались в соответствии со следующими требованиями: диагностико-активизирующий характер, достаточная валидность и надежность, с учетом возрастных особенностей и личностных потребностей учащихся, экономичностью в отношении временных затрат, актуальностью.
Рекомендуемый список методик для диагностического минимума и углубленной диагностики пути профессионального образования учащихся 8-9 классов представлен в табл. 3.13.
По результатам диагностического минимума (блок методик для обязательного использования) заполняются текущая и итоговая матрицы оценки выбора профиля обучения (табл. 3.14, 3.15, 3.16, 3.17).
Углубленная диагностика (самодиагностика) используется в ситуации профконсультирования, в случаях затруднений и проблем выбора профильной ориентации.

По результатам диагностического минимума психологом заполняется текущая матрица оценки выбора профиля обучения. Учащиеся фиксируют данные самодиагностики в аналогичной таблице в рабочей тетради.

При проведении занятий по профильной ориентации классным руководителем заполняется таблица результатов выбора. Данные вносятся на основании наблюдений и результатов диагностики в течение года.
Определение профиля: 0 - выбор отсутствует; буквенные сокращения профиля, обозначающие выбор (например, Ф-М - физико-математический профиль, Г - гуманитарный и др.).
Активность (на протяжении профориентационных занятий): 1 - низкая; 2 - скорее низкая, чем высокая; 3 - скорее высокая, чем низкая; 4 - высокая.
Амбивалентность (двойственность выбора): 1 - низкая; 2 - скорее низкая, чем высокая; 3 - скорее высокая, чем низкая; 4 - высокая.
Склонности (соответствие склонностей выбору): 1 - не соответствуют выбору; 2 - скорее не соответствуют, чем соответствуют; 3 - скорее соответствуют, чем не соответствуют; 4 - соответствуют выбору.
Способности (соответствие способностей выбору): 1 - не соответствуют выбору; 2 - скорее не соответствуют, чем соответствуют; 3 - скорее соответствуют, чем не соответствуют; 4 - соответствуют выбору.
Виды деятельности: перечисляются виды внеучебной деятельности как внутри, так и вне образовательного учреждения.

Оценки всех субъектов выбора сводятся в общую таблицу. Матрица итогового выбора заполняется на основании самооценки ученика, экспертных оценок родителей, педагогов-предметников (профильных классов), классного руководителя, психолога. Также фиксируются медицинские показания.
1 - выбираемый или рекомендуемый (желательный профиль), буквенные обозначения;
2 - осознанность и реалистичность выбора, самооценка и экспертная оценка;
3 - соответствие выбора способностям, самооценка и экспертная оценка;
4 - соответствие выбора склонностям, самооценка и экспертная оценка.
Проведение профдиагностики потребовало уделить внимание проблеме документального оформления ее результатов. Для этого были разработаны Профдиагностические Карты (ПдК) классов, облегчающие процесс хранения информации, позволяющие отследить динамику и сделать выводы об эффективности процессов профессионального самоопределения учащихся. В ПдК класса представлено системное, на наш взгляд, описание взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов (результатов профдиагностики), влияющих как на профессиональное самоопределение, так и на успешное профильное обучение учащихся. Использование части этих данных в работе учителем-предметником сможет помочь ему в выборе приемлемых и наиболее эффективных для каждого учащегося и класса в целом методов педагогического воздействия. В частности, для оптимизации образовательного общения важно знание учителем индивидуально-психологических особенностей своих учеников: типа темперамента, функциональной ассиметрии головного мозга (право- или левополушарности), ведущего канала восприятия, социально-психологического статуса.
Имея на руках все эти данные в удобной форме ПдК, учитель может их использовать для дальнейшего углубления индивидуального подхода к учащимся и повышения качества предпрофильной подготовки и профильного обучения. Педагог-психолог применяет данные профдиагностики в ходе консультирования, помогая девятиклассникам объективно оценить имеющиеся у них профессиональные интересы и склонности, соотнести их со своими способностями и возможностями, а также потребностями рынка труда.
По данным психологической диагностики, за 3 последних учебных года в лицее существенно увеличилось количество учащихся 9-х классов, определившихся в процессе психолого-педагогического сопровождения с выбором профиля обучения (табл. 3.18).

Наиболее эффективным оказалось использование в ходе сопровождения предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов следующего алгоритма:
1. Работа по технологии «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В. Резапкиной .
2. Информирование учащихся и их родителей об имеющихся в городе образовательных учреждений, потребностях рынка труда.
3. Диагностика и самодиагностика интересов, склонностей и способностей учащихся с помощью соответствующих методик .
4. Посещение учащимися элективных курсов, в том числе по программе «Основы профессионального самоопределения».
5. В завершение курса «Основы профессионального самоопределения» - творческая работа учащихся по составлению резюме, жизненных планов, либо сочинения на тему: «Моя будущая профессия», «Моя профессиональная карьера», оформление портфолио.
6. Индивидуальная консультативная помощь либо психологическая поддержка учащихся, затрудняющихся в выборе профиля/профессии на этапе принятия решения.
Таким образом, предложенная нами модель помогает психологу реализовать главную цель психолого-педагогического сопровождения - создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок может стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
Поскольку в ходе предпрофильной подготовки возникает много проблем (организационных, кадровых, материальных и т.д.), эта модель будет со временем дополняться и видоизменяться.
Литература:
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т., Т 1 Вопросы теории и истории психологии / под. ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. 1982. 488 с.
3. Дубровина И. В. Практическая психология образования. М.: ТЦ «Сфера»,. 1998. 528 с.
4. Климов Е. А. Психология: критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению / под ред. С. Н. Чистяковой. М.: Филология, 1998.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. № 6
6. Кудрявцев Т.В Психология профессионального обучения и воспитания. М., 1986
7. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2002. 400 с.
8. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личного самоопределения: Учебно-методическое пособие. М.:Издательство Московского психолог социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. 400 с.
9. Пряжников Н.С., Е.Ю. Пряжникова Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.
10. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). М.: ВАКО, 2006. 288 с.
11. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений М.: Издательский центр «Академия», 2005. 496 с.
12. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред.
Л.М. Митиной. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 184 с.
13. Психолого-педагогическая работа по профориентации 8 - 9 классов: Практическое пособие / Авт.-сост. Н.В. Афанасьева, Н.В. Малухина, Т.В. Загостина. М.: АРКТИ, 2010. 112 с.
14. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или путиводитель выпускника. 2-е изд. М.: Генезис, 2007. 140 с.
15. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самопределения для подростков. М.: Генезис, 2000. 128 с.
16. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Комплект программно-методических материалов. М.: Генезис, 2004. 182 с.
17. Резапкина, В.Г. Отбор в профильные классы М.: Генезис, 2005. С. 51-73.
18. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988. 191 с.
19. Технология. Профориентация: Тесты / Авт.-сост. И.П. Арефьев. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. 96 с.
20. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. 304 с.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения

Основной целью системы психолого-педагогического сопровождения является координация усилий администрации школы, учителей, учащихся и родителей для предотвращения и решения проблем, связанных с выбором образовательного и профессионального маршрута, самоопределением и саморазвитием.

Данная цель достигается путем решения следующих задач

    Создание профилей обучения исходя из социального заказа обучающихся.

    Содействовать сознательному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности.

    Помогать учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

    Повышать мотивацию обучения путем введения элективных курсов (курсы различной направленности по выбору учащихся) и активных методов обучения.

    Психологическое обеспечение элективных курсов, анализ уроков с позиций здоровьесбережения.

    Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов, администрации школы.

В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся принимают участие все субъекты образовательного процесса: ученики, классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, администрация, медицинский персонал, родители, учреждения, которые сотрудничают со школой в плане реализации предпрофильной и профильной подготовки.

1) Ученик 9-11 класса . Одним из направлений работы с учениками является формирование активной социальной позиции, направленной на развитие личности. Для этого ученикам предложены различные элективные курсы «Предпрофильная подготовка» и «Имидж делового человека», «Я – Психолог», «Психология спорта».

Организовано всестороннее изучение профессиональных и личностных особенностей учащихся 9 классов, их профессиональных интересов и склонностей путем психологической диагностики. Активно осуществляется внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование установок на здоровый образ жизни. Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом. Так же ведется работа по организации самоуправления, что позволяет выделить детей с яркими лидерскими качествами.

2) Педагогический коллектив . Ведущими задачами педагогов являются: создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника; учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся; помощь в осознании основных социальных ценностей, в формирование ответственности и возможности самостоятельного выбора; помощь учащимся осознать ценности здоровья; внедрение развивающих, здоровьесберегающих технологий обучения.

В обязанности классных руководителей входят: Проведение классных часов «Старшие классы – возраст новых вершин» «Мы сами творим свою судьбу» «Давай посмотрим на себя со стороны», индивидуальные беседы с учащимися и родителями.

Таким образом, образовательный процесс имеет творческий характер. Это служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека и его адаптационный потенциал. Такой подход способствует достижению цели работы школы в рамках профильного обучения

3 ) Административно-правовая работа (директор, заместители директора)

    Информационная работа (просветительская работа): информационные стенды для родителей, информационные стенды для детей, индивидуальные беседы с учащимися 9 классов и их родителями по вопросу формирования профилей на будущий год обучения, консультирование родителей старшеклассников по вопросам профессионального определения, рынка профессий, вариантов сдачи государственных экзаменов для поступления на выбранную специальность.

    Нормативно-правовая деятельность: локально-правовые акты, регулирующие деятельность ОУ. Классно-обощающий контроль за успеваемостью в профильных классах. Отслеживается мотивация учеников на обучение. Строятся планы работы с классными коллективами.

    Родительский всеобуч на тему «Организация и проведение государственной аттестации», родительские собрания: «Организация профильного обучения в старших классах»

4) Школа-родители . В данной системе работы взаимодействие “педагог-родители“ является одним из основных слагаемых успешного решения поставленных задач. Для родителей организуются родительские собрания, с приглашением психолога. Рассматриваются такиетемы, как «Повышение школьной мотивации», «Организация итоговой аттестации», «Профессии в современном мире», «Такие сложные и интересные старшие подростки»

5) Педагог-психолог . Цель работы психологической и социальной службы школы – формировать позитивное отношение к обучению, рекомендовать меры по созданию комфортных условий на занятиях, стимуляция саморазвития.

Задачи деятельности психолога: 1) Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения. 2) Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития. 3) Осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся данной школы. 4) Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания, развития детей в образовательной среде школы.

В рамках данной системы педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:

    Психолого-педагогическая диагностика (учебной мотивации, психофизиологических особенностей – тип нервной системы, доминирующее полушарие, канал восприятия, диагностика утомления, а как следствие профпригодность к тем или иным специальностям). Проводится по запросу со стороны взрослых (педагог, родитель) или самого ребенка и в плановом порядке. По итогам диагностики психолог готовит рекомендации для учащихся, педагогов и родителей, организует консультативные или коррекционно-развивающие встречи с ребенком, совместно с автором запроса планирует работу, направленную на решение проблем ребенка.

    Коррекционно-развивающая и консультативная работа . Проводится по запросу и по итогам психологической диагностики. Работа развивающего характера, ориентированная на благополучно развивающихся детей, организуется в виде факультативов или классных часов по запросу самих детей или классных руководителей.

Основная цель развивающей профконсультации - это активизация про­цесса формирования психологической готовности учащегося к профессио­нальному самоопределению, которая включается в учебно-воспитательный процесс. Причем деятельность по системе развивающих профконсультаций подразумевает работу с учащимися разного возраста

Главный принцип развивающейпрофконсультации - перенесение ак­цента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых ка­честв и свойств личности.

Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школы являются:

1) психологическая диагностика с целью:

Использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;

Учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;

Учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъяв­ляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;

Использования результатов для стимулирования потребностей учаще­гося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному трупу в будущем.

В основе диагностического комплекта:

Комплексная методика Л.А. Ясюковой «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (позволяет получить "интеллектуальный профиль" испытуемого, степень выраженности гуманитарных, математических, технических и других способностей, а также способностей к различным сферам профессиональной деятельности),

Школьный тест умственного развития (ШГУР) помогает определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарных, естест­венно-научных, физико-математических;

- «Карта, интересов» А.Е.Голомштока» методика Л. А Верещагина, опрос­ник ДДО Е А Климова - помогают выявить сферу познавательных и профессио­нальных интересов учеников,

Опросник Дж.Хэлланда помогает исследовать взаимосвязи типа лично­сти и сферы профессиональной деятельности;

Личностный опросник Айзенка.

2) Развивающая профконсультация для учащихся, построенная на принципе сотрудничества, цель которой - активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

Структура развивающей профконсультации:

Констатация стадии профессионального плана учащегося;

Проведение диагностического обследования интересов, склоннотей, способностей, типологических особенностей ученика;

Оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разра­ботка плана подготовки к профессиональному выбору,

Подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходи­мых качеств;

Проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии;

Завершающая беседа с обсуждением всей проведенной работы, совме­стное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на другую профессию.



mob_info