Что такое элективные курсы по физической культуре. Элективные курсы по физической культуре. Основные требования к уровню подготовленности учащихся

Ключевые слова: «Элективные курсы по физической культуре», студенты первого курса института, подготовительная и специальная медицинская группы, рекреационно-реабилитационные формы двигательной активности.

Аннотация. В статье даётся анализ содержания «Элективных курсов по физической культуре» для студентов подготовительной и специальной медицинских групп в неспециализированном вузе. Рекреационно-реабилитационные формы двигательной активности и интеллектуальные виды спорта (шахматы, шашки) являются наиболее эффективными для студентов этих групп.

«Elective courses on physical education» for students of preparatory and special medical groups in higher educational institution

Dr. Somkin A. A., EdD, Professor, Honored Coach of Russia;

Konstantinov S. A., PhD, Associate professor, Department of Physical Education, Chairman; Demidenko O. V., PhD, Associate professor, Department of Physical Education, Vice-Chairman. St. Petersburg State Institute of Film and Television.

Keywords: "Elective courses on physical education", junior institute students, preparatory and special medical groups, recreation and rehabilitation forms of move activity.

Abstract. This article provides the analysis of the content of "Elective courses on physical education" for students ofpreparatory and special medical groups in unspecialized higher education institution. Recreation and rehabilitation forms of move activity, intellectual sports (chess, draughts) are the most effective for these groups of students.

Введение

Формирование устойчивой потребности в постоянных и систематических занятиях физической культурой и культивирование так называемой «моды на активный и здоровый образ жизни» являются важнейшими задачами таких учебных дисциплин, как «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» в высших учебных заведениях Российской Федерации. Особое внимание следует обращать на такое направление деятельности кафедр физического воспитания и спорта, как противодействие «физкультурной пассивности» среди студентов, относящихся по состоянию своего здоровья к подготовительной (ПГ) и специальной медицинской группам (СМГ). Для таких студентов занятия по физической культуре должны рассматриваться, прежде всего, как оздоровительное средство, направленное на повышение их физической активности, которое позволит оптимизировать процесс социализации индивидуума в новой образовательной среде .

Поэтому важен методически обоснованный переход от традиционных форм проведения практических занятий по физической культуре к личностно-ориентированной оздоровительной программе. Специфика занятий со студентами ПГ и СМГ связана с крайней неоднородностью этого контингента занимающихся по целому ряду признаков:

  • гендерная принадлежность;
  • противопоказания в определённых видах двигательной активности;
  • уровень физического развития;
  • наличие индивидуального двигательного опыта и другие .

Следовательно, эффективность занятий с такими студентами определяет индивидуальный подход, который будет оказывать положительное влияние на их здоровье и минимизировать возможные риски. В связи с этим актуальным является использование основных положений и методик, используемых в «Адаптивной физической культуре», направленной на реабилитацию и адаптацию к нормальной социально-культурной среде лиц с ограниченными физическими возможностями.

Методическая часть

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования «3 плюс» (ФГОС ВО 3+) студенты очной формы обучения в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) по базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата по физической культуре и спорту проходят следующие учебные дисциплины:

  • «Физическая культура» в объёме 72 академических часов (16 часов - лекции; 16 часов практические, семинарские занятия; 20 часов - самостоятельные занятия) на первом курсе;
  • «Элективные курсы по физической культуре» в объёме 328 академических часов (практических занятий) на первом - третьем курсах.

«Элективные курсы по физической культуре» предполагают постепенный переход в СПбГИКиТ от обязательных форм учебных занятий к индивидуальному выбору вида физкультурно-спортивной деятельности самими студентами. В качестве элективных курсов на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ студентам предлагается: во-первых, стандартные учебные занятия в соответствии с расписанием (два раза в неделю по два академических часа); во-вторых, различные формы секционных занятий, которые ориентированы на некоммерческий спорт высших достижений, физкультурно-кондиционный спорт, прикладные дисциплины, рекреационно-реабилитационные формы двигательной активности, интеллектуальные виды спорта (Рис.).

На первый план при организации учебных и секционных занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» выходит так называемый мотивационно-ценностный компонент, который должен формировать у молодых людей положительное эмоциональное отношение к занятиям и устойчивое желание прикладывать при этом вполне осознанные волевые усилия, нацеленные на физическое совершенствование личности .

Для того чтобы отразить важность данной проблемы, мы проанализировали результаты углублённого медицинского обследования (УМО), которое студенты первого курса проходят в сентябре - октябре, за последние пять лет - с 2011 по 2015 годы (Таблица). Результаты статистического исследования показали, что процент студентов, поступающих в институт и имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, достаточно велик - от 36 до 50 процентов от общего числе студентов.

Рассмотрим основные формы секционных занятий на кафедре физического воспитания в СПбГИКиТ, ориентированные, в том числе, на студентов, относящихся по состоянию своего здоровья к ПГ или СМГ.

Рис. Дисциплина «Элективные курсы по физической культуре» на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ

1. Некоммерческий спорт высших достижений подразумевает успешное выступление на соревнованиях высокого уровня, но без получения существенного финансового вознаграждения . Для студентов СПбГИКиТ, специализирующихся в единоборстве ушу саньда, -это чемпионаты России, крупные и престижные международные турниры, в том числе и в Китае, на «родине» этого вида спорта. Ушу саньда является комбинированным видом единоборства, вобравшим в себя лучшие технические приёмы из китайских боевых искусств. Благодаря широкому арсеналу приёмов, разрешённых Правилами соревнований, в поединках по ушу саньда спортсмены могут применять удары руками и ногами в «полный контакт», захваты противника и броски на помост, называемый «лей-тай» . При высоком уровне подготовки ведущих спортсменов-студентов института по ушу саньда (технической, функциональной, физической, тактической) они способны, при определённой адаптации учебно-тренировочного процесса, представлять сборную команду института и по различным «смежным» дисциплинам - «ударным» (карате, тхэквондо, бокс, кикбоксинг - в разделах «фул-контакт» и «фул-контакт с лоу-кик»), «борцовским» (самбо, дзюдо), «смешанным» (джиу-джитсу, рукопашный бой, спортивно-боевое самбо) единоборствам.

2. Физкультурно-кондиционный (или так называемый «массовый») спорт - это тип общедоступного (ординарного) спорта, направленный главным образом на физкультурно-спортивные тренировки, которые способствуют сохранению приобретённой ранее (в школьном возрасте) физической формы со строго регламентированным участием в соревнованиях. Здесь целевой итог деятельности ориентирован не на максимально возможный результат, а на необходимый каждому человеку уровень физического и духовного развития для поддержания его дееспособности и адекватного состояния здоровья. При этом затраты времени на занятия должны быть оптимально минимизированы и не мешать основному социально-необходимому виду деятельности студента, получающего высшее образование .

Результаты углублённого медицинского обследования (УМО) студентов 1 курса СПбГИКиТ в 2011-2015 годах

Студенты 1 курса, прошедшие УМО

Отнесены к основной группе

Отнесены к подготовительной группе (ПГ)

Отнесены к специальной группе (СМГ)

Освобождены от занятий физической культурой

Примечание. *число студентов, прошедших УМО и отнесённых по состоянию здоровья к определённой группе; **процентное соотношение студентов, отнесённых к соответствующей группе.

В СПбГИКиТ организованы на регулярной основе секционные занятия по следующим видам спорта:

  • спортивные игры - футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис;
  • единоборства - кикбоксинг, тхэквондо, самбо, дзюдо;
  • атлетические виды спорта (атлетизм) - армрестлинг, пауэрлифтинг, гиревой спорт;
  • черлидинг.

Из лучших студентов, посещающих секции, сформированы сборные команды института, для которых основными соревнованиями является Спартакиада вузов Санкт-Петербурга.

3. Прикладные дисциплины. Проблема индивидуальной самозащиты человека в условиях современного мегаполиса становится в настоящее время чрезвычайно актуальной. Поэтому не случайным является тот факт, что в СПбГИКиТ большой популярностью у студентов (как юношей, так и девушек), которые не имеют желания регулярно тренироваться для участия в соревнованиях, пользуются секции по прикладным дисциплинам:

  • самозащита - на основе техники школ традиционного ушу;
  • КЭНПО - реальный рукопашный бой;
  • айкидо, в том числе и с использованием оружия;
  • CrossFit - система так называемой функциональной круговой тренировки с использованием упражнений из различных единоборств (бокс, тхэквондо, дзюдо, спортивно-боевое самбо).

Занятия в таких секциях как самозащита и айкидо, как правило, не требуют от студентов высокого уровня развития их физических способностей и освоения сложных технических приёмов.

4. Следующая группа секций условно объединена рекреационно-реабилитационными формами двигательной активности студентов. В процессе занятий в данных секциях физические упражнения и какие-то элементы спорта используются в доступных и упрощённых формах для решения следующих задач:

  • поддержания и укрепления здоровья;
  • активного, здорового отдыха;
  • переключения на другой вид деятельности;
  • восстановления работоспособности;
  • организации эмоционально насыщенного досуга;
  • оздоровления студентов, относящихся по состоянию своего здоровья к ПГ и СМГ.

На студентов, не имеющих отклонений в состоянии своего здоровья, ориентирована секция фитнеса. Занятия по фитнесу проводятся в форме так называемых «смешанных классов» - имеется в виду наличие, как аэробных, так и силовых упражнений, присутствующих в программе занятий. Для студентов, отнесённых по результатам УМО к ПГ и СМГ, организованы секции оздоровительного плавания и йоги. Студенты посещают секцию оздоровительного плавания один раз в неделю. Занятие длится 45 минут и включает в себя:

  • разминку в спортивном зале, основное место в которой занимают упражнения стретчинга низкой интенсивности (15 минут);
  • плавание в бассейне в форме «свободного купания» - различные формы передвижения в водной среде (30 минут).

Занятия в бассейне улучшают функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, активизируют обменные процессы в организме, умственную деятельность студентов.

Секция йоги организована для студентов, имеющих различный уровень физической подготовленности. Первый день недели - это занятие для начинающих (в основном, студентов первого курса) и относящихся по состоянию своего здоровья к ПГ или СМГ, которое длиться до одного часа. Второй день недели - занятие для студентов (II-IV курсы), имеющих предыдущий опыт занятий йогой, например, на первом курсе. Этот урок длится от 75 до 90 минут.

5. Наконец секции по интеллектуальным видам спорта - шахматам и шашкам, - на посещение которых ориентируются студенты, имеющие отклонения в состоянии своего здоровья или освобождённые от практических занятий. Из лучших игроков, по результатам контрольных тренировок, формируются сборные команды института по этим видам спорта, которые регулярно участвуют в районных и городских турнирах, в Спартакиаде вузов Санкт-Петербурга.

Заключение

Введение в вузах Российской Федерации нового Федерального государственного образовательного стандарта «3 плюс» и выделение в Блоке 1 - базовая часть «Дисциплины (модули)» - предмета «Элективные курсы по физической культуре» позволило перейти в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения:

  • от традиционных форм проведения практических занятий по физической культуре к личностно-ориентированной оздоровительной программе;
  • от обязательных учебных занятий к индивидуальному выбору вида физкультурно-спортивной деятельности самими студентами.

По результатам углублённого медицинского обследования студентов первого курса за последние пять лет (20112015 годы) было определено, что процент студентов, поступающих в институт и имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, составляет от 36 до 50 процентов от общего числа студентов. Для данного контингента студентов, относящихся к ПГ и СМГ, в СПбГИКиТ предложены следующие практические (секционные) занятия:

  • рекреационно-реабилитационные формы двигательной активности - йога, оздоровительное плавание и, частично, прикладные дисциплины (айкидо, самозащита);
  • интеллектуальные виды спорта -шахматы, шашки.

Благодаря такому индивидуальному подходу у студентов первого курса сформировалось положительное эмоциональное отношение к занятиям на кафедре физического воспитания и устойчивое желание к их продолжению на последующих курсах.

Литература

  1. Анисимов М. П. Структура техники смешанного боевого единоборства // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - №10 (116). - С. 10-13.
  2. Башмаков В. П. Методические подходы к проведению занятий со студентами специальной медицинской группы: учебно-методическое пособие / В. П. Башмаков, С. А. Константинов, О. В. Демиденко; СПбГУКиТ. - СПб., 2013. - 80 с.
  3. Безуглый В. С. Анализ подходов к комплектованию групп для проведения практических занятий по физическому воспитанию в специальном отделении вуза / В. С. Безуглый, А. И. Вржесневська, Л. П. Черныш // Фiзичие вихования в контекстi сучасноi освiти: матерiали VII Всеукраiнськоi науковометодичноi конференцii. – Киiв: Национальний авiацiйний унiверситет, 2012. – С. 158–160.
  4. Волкова Л. М. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования: монография / Л. М. Волкова, В. В. Евсеев, П. В. Половников; СПбГПУ - СПб., 2004. - 149 с.
  5. Кондаков В. Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: монография. - Белгород: ЛитКара-Ван, 2013. - 454 с.
  6. Матвеев Л. П. Размышления о спорте / Л. П. Матвеев // Спортивный менеджмент. - 2004. - № 1. - С. 16-21.
  7. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2005. - 384 с.
  8. Московченко О. Н. Модель адаптивно-развивающей среды для студенток специальных медицинских групп / О. Н. Московченко, Л. В. Захарова, Н. В. Люлина // Адаптивная физическая культура. - 2013. - №4 (56). - С. 45-48.
  9. Сомкин А. А. Развитие смешанного единоборства «ушу саньда» в неспециализированном высшем учебном заведении / А. А. Сомкин, О. Р. Макаров // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики: сб. статей Международной научно-практической конференции (28 февраля 2015 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 165-170.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Программа элективного курса по физической культуре “ОФП” разработана для учащихся 9 классов профильного уровня с учетом физического развития учащихся, возможностей спортивной базы и исходя из требований, предъявляемых к учащимся оканчивающим основное общее образование и рассчитана на 34 часа или 1 час в неделю.

Цель: повышение двигательной активности учащихся, формирование основ здорового образа жизни, общее оздоровление организма.

  • научить школьника способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, совершенствовать сформированные компетентности;
  • совершенствование конкретных двигательных действий, развитие двигательных способностей, формирование умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность; ?
  • дать возможность ученику реализовать свой интерес к предмету;.
  • уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
  • создать условия для подготовки к экзамену по выбору по предмету “Физическая культура”;
  • дать возможность учащимся использовать полученные знания в своей будущей жизни и практической деятельности.

Методологической основой данной программы элективного курса являются Образовательные стандарты основного общего образования по физическому воспитанию (базовый и профильный уровень).

Система расположения материала, полнота изложения сведений, характер отбора материала направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте: на укрепление здоровья, содействие гармоническому развитию, приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта, содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Материально-техническая база школы позволяет включить в обозначенный курс занятия по следующим видам спорта: легкая атлетика, волейбол, баскетбол, настольный теннис, гимнастика с элементами акробатики, шейпинг.

Данная рабочая программа является программой 2 типа, так как количество часов, отведенных на освоение учебного материала, существенно отличается от такового в программе авторов В.И. Лях и А.А. Зданевич. Кроме того в предлагаемой программе учебный материал дополнен такими разделами как “Настольный теннис” и “Шейпинг”, а материал раздела “Основы знаний о физической культуре” изучается в контексте конкретного вида спорта и имеет ведущее значение в прикладном характере данного элективного курса.

1. Основы знаний

  • особенности развития избранного вида спорта;
  • педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
  • биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
  • возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
  • психофункциональные особенности собственного организма;
  • индивидуальные способы контроля развития адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
  • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

2. Легкая атлетика

  • Бег в равномерном темпе: 20–25 мин. (юноши), 15–20 мин. (девушки);
  • Бег в переменном темпе: 10–15 мин.

3. Спортивные игры:

Волейбол

  • стойки и передвижения игрока;
  • передачи мяча;
  • нижняя подача;
  • прием мяча после подачи;
  • двусторонняя игра;
  • прямой нападающий удар;
  • одиночное блокирование.

Баскетбол

  • стойки, передвижения, остановки, передачи и ловля мяча;
  • ведение мяча правой и левой рукой;
  • бросок мяча одной и двумя с места и в движении.

4. Гимнастика с элементами акробатики

  • опорный прыжок согнув ноги;
  • акробатика: перекаты назад; стойка на лопатках, повороты в сторону; два кувырка вперед; прыжок вверх прогнувшись.

5. Настольный теннис

  • передвижения;
  • удары и подача слева и справа;
  • удары прямые с вращением;
  • одиночная игра.

6. Шейпинг

  • упражнения общего воздействия;
  • упражнения для мышц живота;
  • упражнения для мышц спины;
  • упражнения для ягодичных мышц;
  • упражнения для отводящих мышц бедра;
  • мышц разгибателей бедра;
  • упражнения для мышц верхнего плечевого пояса;
  • развитие различных групп мышц с изменением дозировки по времени, количеству и интенсивности выполнения упражнений.

Требования к подготовке учащихся:

По окончании изучения программы курса “ОФП” учащиеся должны демонстрировать следующие знания :

Особенности индивидуальных занятий физической культурой и спортом;

Основные понятия здорового образа жизни;

Основы спортивной гигиены;

Дозировка индивидуальных занятий физической культурой и спортом.

Двигательные умения и навыки:

Технически правильно выполнять основные движения в предложенных видах спорта;

Демонстрировать выполнение индивидуально разработанного комплекса упражнений общей физической подготовки.

7.4.1. Спорт в высшем учебном заведении

Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спортивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему физических упражнений для систематических занятий в процессе обучения в вузе.

Спорт в элективном курсе учебной дисциплины "Физическая культура"

Спорт в элективном курсе физического воспитания студентов - эта та часть преимущественно практических занятий учебной дисциплины "Физическая культура", в которой вид спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа предложенных кафедрой физического воспитания). Однако здесь уместно сделать небольшую оговорку: в учебную программу могут быть включены только те виды спорта, которые связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому в рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т.п.

Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студента, конечно, своя, но принципиально в этом процессе то, что "не меня выбирают, а Я выбираю". Поэтому, например, студенту с "небаскетбольным" ростом, желающему заниматься баскетболом (где всегда имели преимущество высокорослые), никто не вправе отказать в его желании.

Между тем практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых случаях такие отказы правомерны. Так, "права выбора" лишаются те студенты, которые в обязательных тестах общей физической подготовки (например, у мужчин - бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекладине) не показывают результатов, равных 1 очку в каждом упражнении. Эти студенты проходят подготовку в группах ОФП (общей физической подготовки); при ограниченных возможностях комплектации учебных групп по отдельным видам спорта (разрешается не более 15 человек в одной группе) преимущество отдается студентам, набравшим в трех указанных обязательных тестах ОФП большее количество очков. Такой опыт комплектации учебных групп в отдельных вузах не обязателен для других. Подобная практика часто носит вынужденный характер - из-за ограниченности мест занятийи других причин.

Особенности организации учебных занятий по видам спорта в спортивном отделении

Спортивная подготовка проводится и в учебном спортивном отделении, куда зачисляются наиболее физически подготовленные студенты. Для того чтобы быть зачисленным в это отделение, не достаточно только личного желания студента, необходима определенная предварительная спортивная подготовленность или одаренность для занятий избранным видом спорта. Иными словами, в этом случае не только "ты выбираешь, но и тебя выбирают". Это связано с тем, что перед студентами, занимающимися в группах спортивного учебного отделения, ставятся задачи повышения спортивной квалификации, регулярного участия в спортивных соревнованиях за команду факультета, вуза.

Запись студентов в спортивное отделение добровольная, так как учебно-тренировочные занятия связаны с дополнительной затратой свободного времени. Занятия, как правило, организуются вне общевузовского учебного расписания и в несколько большем объеме, чем это предусмотрено программой по учебной дисциплине "Физическая культура".

Специальные зачетные требования и нормативы по видам спорта в основном и спортивном отделении

Свободный выбор спортивной группы в основном отделении накладывает определенные обязанности на самого студента. Выбрав вид спорта, студент должен до следующего зачета по учебной дисциплине (т.е. до конца семестра или учебного года) заниматься именно в этой группе. Он также обязан овладеть специальным теоретическим, методическим и практическим учебным материалом и выполнять не только общие для всех зачетные требования

и нормативы по общей и профессионально-прикладной физической подготовке, но и специфические спортивно-технические зачетные нормативы и требования по избранному им виду спорта.

Занимающиеся в спортивном учебном отделении должны также пройти полный курс теоретической, методической и профессионально-прикладной физической подготовки и наряду с обязательными тестами дополнительно выполнить спортивно-технические нормативы и требования в спортивном отделении по избранному виду спорта. Обычно эти спортивно-технические тесты несколько выше, чем в группах по этому же виду спорта в основном учебном отделении. Спортивно-технические нормативы и требования в спортивном отделении ориентированы на Единую спортивную классификацию, на обязательное участие в спортивных соревнованиях определенного уровня.

Дифференцированные по видам спорта нормативы и требования для основного и спортивного отделений разрабатываются кафедрой физического воспитания каждого вуза исходя из материально-технического обеспечения учебного процесса, особенностей контингента студентов. Эти требования доступны для каждого студента, но чтобы их выполнить, некоторым занимающимся придется не только усердно работать в часы учебных занятий, но и заниматься дополнительной самоподготовкой в свободное время.

Дата публикации 16.03.2017

«Элективные курсы по физической культуре» для студентов в неспециализированном (творческом) высшем учебном заведении

Сомкин Алексей Альбертович

Константинов Сергей Александрович
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, г. Санкт-Петербург

Аннотация: В статье проведён анализ содержания дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» для студентов неспециализированного (творческого) высшего учебного заведения – Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Особое внимание в публикации уделено элективным курсам по направлениям оздоровительной физической культуры (фитнеса), двигательной активности и физической подготовленности студентов.
Ключевые слова: «Элективные курсы по физической культуре», Федеральный государственный образовательный стандарт, творческое высшее учебное заведение, студенты, кафедра физического воспитания, виды спорта, оздоровительная физическая культура

“Elective courses on physical education” for students in the unspecialized (creative) higher education institution

Somkin Alexey Albertovich

Konstantinov Sergey Alexandrovich
St. Petersburg State Institute of Film and Television, St. Petersburg

Abstract: This article analyzes the content of “Elective courses on physical education” for students of the unspecialized (creative) higher education institution – St. Petersburg State Institute of Film and Television. The special attention in the publication is paid to the elective courses on fitness, locomotors activity and physical readiness of students.
Keywords: “Elective courses on physical education”, the Federal state educational standard, creative higher education institution, students, department of physical education, sports, fitness

Цель освоения учебной дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» в неспециализированном (творческом) высшем учебном заведении, каким является Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ), – это, прежде всего, формирование физической культуры личности студентов. Поэтому при изучении данной дисциплины у них должно быть сформировано мотивационно-ценностное отношение к целенаправленному использованию разнообразных средств физической культуры, спорта, туризма, профессионально-прикладной физической подготовки для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессии . Процесс изучения «Элективных курсов по физической культуре» направлен в первую очередь на формирование такой общекультурной компетенции, как способность использовать методы и средства физической культуры и спорта для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. При этом в процессе занятий студенты должны будут демонстрировать свои организаторские способности и вырабатывать навыки коммуникативного общения . В результате освоения дисциплины они должны усвоить:

– влияние различных оздоровительных систем физического воспитания и видов спорта на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

– основные способы контроля и оценки своего физического развития и текущего уровня физической подготовленности;

– правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 3+ (ФГОС ВО 3+) общая трудоёмкость (объём) учебной дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» составляет 328 часов и изучается студентами СПбГИКиТ соответственно на 1–3 курсах (1–6 семестры) дневной (очной) формы обучения. Актуальным являлся методически обоснованный переход от традиционных форм проведения практических занятий по физической культуре к личностно-ориентированной оздоровительной или спортивной программе, доступной каждому студенту или студентке творческого высшего учебного заведения. Поэтому, в связи с крайней неоднородностью контингента занимающихся, следовало переходить:

– от традиционных форм проведения практических занятий по физической культуре к личностно-ориентированной оздоровительной или спортивной программе;

– от обязательных учебных занятий к индивидуальному выбору вида физкультурной или спортивной деятельности самими студентами .

На кафедре физического воспитания СПбГИКиТ было разработано восемь отдельных элективных курсов (трудоёмкостью 82 часа каждый) по различным видам спорта и наиболее популярным среди студентов направлениям оздоровительной физической культуры (или, другими словами, фитнеса). В процессе обучения в институте студент должен будет самостоятельно выбрать и освоить четыре любых из представленных восьми элективных курсов общим объёмом 328 часов.

Опираясь на спортивные предпочтения большинства студентов, наличие в институте соответствующей материально-технической спортивной базы и уровень квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры физического воспитания студентам будет предложено сделать выбор из следующих четырёх видов спорта: лёгкая атлетика, волейбол, баскетбол, настольный теннис. Кроме того на кафедре были разработаны четыре элективных курса по популярным у студентов института направлениям оздоровительной физической культуры (фитнеса) – это аэробика классическая (или оздоровительная), йога, атлетическая гимнастика, пилатес. В таблице 1 представлены темы, содержание практических занятий и формируемые компетенции, трудоёмкость каждой из тем для четырёх элективных курсов по оздоровительной физической культуре.

Таблица 1. Структура элективных курсов по направлениям оздоровительной физической культуры

№ п/п № темы дисциплины Тематика практических занятий и формируемые компетенции (элементы компетенции) Трудо-ёмкость(час.)
Элективный курс «Аэробика классическая» 82
1 Тема 1. Аэробика базовая. Классификация современных видов оздоровительной аэробики. Основные базовые шаги классической (оздоровительной) аэробики (low impact): step touch, V-step, curl, grape. Технические требования, предъявляемые к базовым шагам. Техника движений рук при выполнении базовых шагов оздоровительной аэробики. 30
2 Тема 2. Термины основных шагов и их разновидностей, используемых в аэробике. Техника их выполнения. Методика составления фрагмента аэробной комбинации (32 счёта – «квадрат»). Основные методы разучивания фрагмента аэробной комбинации. Практическое разучивание фрагмента аэробной комбинации (32 счёта). 30
3 Тема 3. Технология конструирования программ (соединение нескольких базовых движений, смена лидирующей ноги). Правила конструирования аэробной комбинации. Последовательность разучивания аэробной комбинации. Регулирование нагрузки в процессе занятий оздоровительной аэробикой. Заключительная часть занятия – стретчинг. 22
Элективный курс «Йога» 82
1 Тема 1. Основы проведения занятий хатха-йогой. Регламентация нагрузок при выполнении физических упражнений (асан). Йога как система духовных, психических и физических практик. Хатха-йога как практика физической подготовки (асаны). 28
2 Тема 2. Проведение занятий хатха-йогой (базовый курс). Основные асаны (статические позы) и последовательность их выполнения. Дыхательные упражнения в хатха-йоге (пранаяма). Позы отдыха (расслабления). 28
3 Тема 3. Фитнес-йога (основные направления). Flex. Методика проведения базового комплекса упражнений (статических и динамических), направленных на развитие гибкости и улучшение подвижности в суставах, увеличение эластичности мышц и сухожилий. 26
Элективный курс «Атлетическая гимнастика» 82
1 Тема 1. Основы методики развития силовых способностей. Основные виды проявления силовых способностей (статическая сила, динамическая сила, стато-динамическая сила). Методика развития силовых способностей: с использованием веса собственного тела, с партнёром (во взаимном сопротивлении), со свободными весами, на тренажёрах. Техника безопасности при проведении занятий по силовой подготовке. 20
2 Тема 2. Методика составления базового комплекса упражнений по развитию силовых способностей без использования и с использованием дополнительного оборудования (свободные веса).

Методика составления комплекса упражнений на основные группы мышц с использованием веса собственного тела.Методика составления комплекса упражнений на основные группы мышц с использованием свободных весов (гантели, бодибары, гири). Техника безопасности при проведении данных занятий.

20
3 Тема 3. Методика составления базового комплекса упражнений по развитию силовых способностей на тренажёрах.

Методика составления комплекса упражнений на основные группы мышц с использованием тренажёров. Техника безопасности при проведении данных занятий.

22
4 Тема 4. Методика составления базового комплекса упражнений по функциональной тренировке (Crossfit)

Crossfit (GWМ) и функциональная тренировка. Основные понятия и методика проведения. Техника безопасности при проведении данных занятий.

20
Элективный курс «Пилатес» 82
1 Тема 1. Пилатес как основная программа направления «Разумное тело» в фитнесе. Основные теоретические и методические положения оздоровительной программы пилатес. Укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие чувства равновесия. 26
2 Тема 2. Методика составления базового комплекса упражнений пилатес. Составление и изучение базового комплекса упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие чувства равновесия. 28
3 Тема 3. Методика использования простейшего оборудования и инвентаря при проведении занятий пилатес. Составление и изучение комплексов упражнений с использованием инвентаря – роллеры, изотонические кольца, пилатес-мячи – при проведении занятий пилатес. 28

Формирование оценки текущего контроля успеваемости студентов, их промежуточной аттестации и зачёта (в каждом семестре) по итогам освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» осуществляется с использованием балльно-рейтинговой системы оценивания. Это обобщённый и максимально объективный показатель, который представляет собой суммарный результат обучения в течение семестра в виде недифференцированного зачёта . Максимальный результат составляет 100 баллов, а для получения зачёта по данной дисциплине студенту необходимо набрать 56 баллов. В качестве критериев результативности оценивания будут использоваться:

– регулярность посещения в течение семестра учебных занятий или учебно-тренировочных занятий в спортивной секции на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ;

– выполнение обязательных и дополнительных тестов, разрабатываемых кафедрой физического воспитания;

– выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) для своей возрастной группы в рамках официального тестирования;

– участие в соревнованиях различного ранга (от первенства института до Спартакиады вузов Санкт-Петербурга) в качестве спортсмена, выступающего за свой факультет или институт, либо волонтёра (добровольного помощника, например, при проведении судейства соревнований и оказании помощи преподавателям кафедры физического воспитания в их организации);

– выполнение различных поручений по кафедре физического воспитания (например, подготовка фото или видео отчёта о каком-либо спортивном мероприятии).

Тестовыми заданиями для студентов, которые выбрали один из четырёх элективных курсов по направлениям оздоровительной физической культуры, будут являться составление и проведение с группой студентов фрагмента практического учебного занятия (например, оздоровительной аэробикой, йогой, атлетической гимнастикой или пилатесом).

Таким образом, студенты СПбГИКиТ при изучении дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» смогут добровольно и обдуманно выбрать личностно-ориентированную доступную программу оздоровительной, спортивной или оздоровительно-спортивной направленности, состоящую из четырёх любых элективных курсов общим объёмом 328 часов. Такой подход позволит сформировать у студентов творческого высшего учебного заведения устойчивой потребности в постоянных и систематических занятиях физической культурой и спортом и культивировать в их среде так называемую «моду на спорт, активный и здоровый образ жизни».

Список литературы

1. Бака Р. Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации студентов к физической активности // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 5. – С. 52–55.
2. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. – 336 с.
3. Волкова Л.М., Евсеев В.В., Половников П.В. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования: монография. – СПб.: СПбГПУ, 2004. – 149 с.
4. Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: монография. – Белгород: ЛитКараВан, 2013. – 454 с.
5. Константинов С.А., Сомкин А.А. Развитие материально-технического оснащения для занятий физической культурой в высшем учебном заведении: монография. – СПб.: СПбГИКиТ, Изд-во «Арт-Экспресс», 2014. – 153 с.
6. Солодянников В.А. Балльно-рейтинговые технологии в оценке деятельности участников педагогического процесса: монография. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010. – 119 с.
7. Сомкин А.А., Константинов С.А. «Элективные курсы по физической культуре» как мотивационно-ценностный компонент при занятиях студентов в СПбГИКиТ // ХХ юбилейные Царскосельские чтения: материалы Междунар. науч. конф., 20–21 апреля 2016 г. Том II. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. – С. 140–143.
8. Сомкин А.А., Константинов С.А. Концепция развития кафедры физического воспитания творческого высшего учебного заведения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – Нижний Новгород, 2016. – № 5. – С. 25–33.



mob_info