Тема: «Тайны воздуха. Опыты с воздухом» в подготовительной группе. Конспект образовательной деятельности "свойства воздуха" в подготовительной группе Занятие на тему воздух в подготовительной группе

Анна Алексеенко
Конспект НОД «Воздух и его свойства» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Каразей»

Детский сад «Земляничка»

Непосредственно образовательная деятельность.

Познавательное развитие. Подготовительная группа

Тема : «Воздух и его свойства » .

Выполнила : Алексеенко Анна Петровна

воспитатель I квалификационной категории

Цель : развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Задачи :

Формировать представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Методы :

Словесные (загадывание загадки, беседа, вопросы к детям, ответы детей, похвала)

Наглядные (показ слайдов)

Игровые («У кого быстрее» )

Практический (проведение опыта)

Оборудование : мультимедийное оборудование; картонные листы, бумажные листы, пластмассовая бутылка, таз с водой, апельсин, флакончик духов, мыльные пузыри, кружочки красные и зелёные.

Ход занятия.

Организационный момент (воспитатель предлагает детям образовать круг)

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лабораторию. Мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте догадаться, что это.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? (воздух )

Первый слайд.

Правильно, это воздух . Для чего нужен воздух ? (ответы детей : чтобы дышать)

Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Что мы с вами вдохнули? (воздух )

А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (нет некомфортно, плохо)

Какой вывод можно сделать? (ответы детей : Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может ).

А кто еще дышит воздухом ? (птицы, звери, растения) .

Второй слайд.

Что было бы, если на земле исчез воздух ? (не было бы жизни на земле)

Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

Ребята, где и как люди используют воздух ? (ответы детей : воздух помогает человеку : летать на самолетах, запускать воздушные шары , передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).

Третий слайд.

Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы : «Есть ли воздух ? Где и как его обнаружить?» . А для этого я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу лабораторию.

А что такое лаборатория и для чего она нужна? (ответы детей)

Как нужно себя вести в лаборатории? (ответы детей)

Да правильно, здесь нужно соблюдать определенные правила : соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, приступать к выполнению опыта только после показа взрослого.

(воспитатель предлагает детям пройти к первому столу)

Эксперимент №1. «Почувствуй воздух » .

Есть ли воздух вокруг нас ? (ответы детей)

Скажите, а как мы его должны почувствовать? (ответы детей)

Давайте мы это узнаем. Возьмите лист картона и помашите им на себя (дети выполняют задание) .

Что вы чувствуете? (Ответы детей : дует ветер) .

Четвёртый слайд.

Какой вывод можно сделать? (Ответы детей : воздух есть , и мы его чувствуем.)

(воспитатель предлагает детям пройти ко второму столу)

Эксперимент №2. «Бумажные гонки» .

- Воздухом можно двигать предметы. Как вы думаете, как и чем? (Ответы детей) - Давайте возьмём лист бумаги и картона. Согните лист бумаги пополам, положите его на стол и помашите на него картоном. Запомните : лист бумаги должен быть повернут к вам отогнутым краем (дети выполняют задание) .

Что происходит? (ответы детей)

Давайте поиграем в игру «У кого быстрее» . По команде 1-2-3 машите картонками на бумажный лист. Чей лист дальше «убежит» тот и выиграл.

Ребята, что вы увидели? (Ответы детей) . Да воздухом можно двигать предметы.

Дыхательная гимнастика :

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

(медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей

И к тебе придет покой.

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

(воспитатель предлагает детям пройти к третьему столу)

Эксперимент №3. «Есть ли воздух » .

(Воспитатель показывает детям пустую пластиковую бутылку) .

Что вы можете сказать о предмете? Опишите его? (дети отвечают : бутылка пластмассовая, прозрачная, пустая)

Посмотрите внимательно, что в ней вы видите? (Ответы детей)

А сейчас мы это проверим. Возьмём пустые бутылочки и таз с водой. Опустите бутылку в таз с водой, чтобы она начала заполняться (дети выполняют задание) . - Что вы видите? (дети отвечают : наполняется водой и выходят пузыри) .

Да, из горлышка выходят пузырьки.

А почему это происходит? (ответы детей : это вода вытесняет воздух из бутылки .

Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? (дети отвечают : воздух невидим , он прозрачный)

Правильно, воздух прозрачный , поэтому воздух называют невидимкой . И все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом .

Пятый слад :

Физкультминутка

Воздух-невидимка , руки вверху вправо-влево

Выходи гулять! «зовут»

Воздух-невидимка , руки вверху вправо-влево

Как тебя поймать? хлопки руками в разных местах

Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте

Чистого-пречистого воздуха найду ! потирают руки

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте

Самого полезного воздуха найду ! руки накрест к плечам

Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках

Самого кристального воздуха найду ! «фонарики»

(воспитатель предлагает детям пройти к четвёртому столу)

Эксперимент №4. «Имеет ли воздух запах » .

Ребята, как вы думаете, воздух пахнет ? (Ответы детей)

(воспитатель предлагает закрыть глаза, очищает мандарин)

Вдохните воздух . Что почувствовали? (запах мандарина) .

(Воспитатель предлагает детям сделать вывод)

Вы правы, собственного запаха воздух не имеет , абсолютно чистый воздух ничем не пахнет . Запах ему придают окружающие его вещества.

Шестой слайд :

Седьмой слайд :

Рефлексия. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе . Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.

Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.

Воздух прозрачный , поэтому мы его не видим. Да.

Человек может жить без воздуха . Нет, красный.

Воздух - это вещество , не имеющее цвета. Да.

Воздух можно почувствовать . Да.

Воздух можно услышать . Да.

Воздух имеет свою форму . Нет.

Молодцы! Вам понравились опыты? (Ответы детей)

Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. И я дарю вам мыльные пузыри, с которыми вы можете поиграть в свободное время.

Конспект занятия в подготовительной группе

«Воздух и его свойства»

Образовательная задача:

Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающая задача:

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательная задача:

Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.

Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие гостей)

А сейчас давайте встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.

(игра на общение) коммуникация

Станем рядышком, по кругу

Скажем " Здравствуйте!" друг другу,

Нам здороваться не лень

Всем "Привет1 " и "Добрый день";

Если каждый улыбнется.

Утро доброе начнется.

Доброе утро!

(присаживайтесь на стульчики)

Мы занятие начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нового узнать!

(Звучит музыка, просмотр слайдов под чтение стихотворения)

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Как же называется этот дом? (природа)

Мир природы это что? (люди, звери, птицы, растения)

Какая бывает природа? (живая, неживая)

А что же такое живая природа? (То, что питается, размножается, дышит)

Что относится к живой природе? (слайд живая природа)

А теперь назовите, что относится к неживой природе? (снег, воздух, камни, вода.) (слайд неживая природа)

Почему мы относим их к неживой природе?

Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? (воздух)

Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Что мы с вами вдохнули? (воздух)

А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)

Какой вывод можно сделать?

- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).

Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)

Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).

(слайды)

Как мы в играх используем воздух?

(слайды)

Как воздух помогает растениям и животным?

(слайды)

Кто-нибудь сейчас видит воздух?

А может, его вовсе и нет?

Сегодня на занятии мы с вами попробуем, как настоящие ученые -исследователи выяснить : "Есть ли воздух, где и как его обнаружить". Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов, как это помещение называется? (Лаборатория)

В Лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо и аккуратно, внимательно.

Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе (зале). Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (садимся за столы)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность .

Вот мы и очутились в самой настоящей научной лаборатории. итак начнем наши опыты:

1 опыт с полиэтиленовым пакетом.

Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.

Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.

Почему? (в нем нет воздуха)

- Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

2 опыт.

Возьмите в руки стакан, внутри которого находится полоска бумаги. Потрогайте ее, какая она, мокрая или сухая? (ответы детей) Лида, какая она? Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан нужно держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Как вы думаете, намокнет полоска или нет? (ответы детей) Достанете стакан из воды, проверьте намокла полоска бумаги или нет.

Давайте еще попробуем, но теперь стакан немножко наклоним. Что появляется в вое? (видны пузырьки) Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода) Проверьте полоску бумаги. Какая она стала? (мокрая, вода вытеснила весь воздух из стакана и заняла все пространство. Вывод: в стакане есть воздух, поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит воздух занимает место.

3 опыт:

Как вы думаете, может ли воздух двигаться?

Давайте проверим

Возьмите веер. Помашите на себя. Что вы почувствовали? (ветер)

Вывод : Значит, воздух может двигаться.

Еще раз помашите веером и скажите ветер какой? (холодный)

Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (на лице, около печки, костра, если включить фен)

Вывод : воздух бывает холодным, теплым и горячим.

Физкультминутка

Дует ветер с высоты
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)

4 опыт с водой и трубочкой.

Воздух окружает нас по всюду. Как вы думаете, если ли воздух внутри нас? Давайте проверим. Для этого опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.

Что происходит? (выходят пузырьки)

Как они появились?

Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Ребята, а с какими пузырями можно поиграть? (с мыльными)

Сейчас и мы будем пускать мыльные пузыри.

Физминутка «Мыльные пузыри» под музыку.

Воды обыкновенной стаканчик набери,

Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.

Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,

Но и одной минуты на свете не живет.

Замечательно, ребята, много пузырей надули. Закрываем баночки и ставим на место.

Мыльный пузырь - это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри» летают».

Предлагаю продолжить наши исследования.

5опыт: Имеет ли воздух вес

Как вы думаете, «Имеет ли воздух вес? »

Это мы сейчас проверим.

На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

(воздух)

Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.

6 опыт: можно ли услышать воздух?

Ребята, а воздух можно услышать? Мы это проверим. Предлагаю двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах (дети играют).

Что мы слышим? (звуки)

Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.

7опыт имеет ли воздух запах

Продолжим исследования.

Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (нет)

Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).

Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям. Прошу, вас, занять свои места на стульях

Из исследования воздуха мы пришли к выводу:

Слайд

Воздух невидимый;

Бесцветный;

Безвкусный;

Без запаха;

Он есть везде;

И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.

Слайд

Без воздуха ничто живое не может жить.

Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно. В результате, болеют люди, желтеют и опадают листья, сохнут деревья.

Что же приводит к загрязнению воздуха?

Слайд

В каком городе хотели бы вы жить?

Слайд

Как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист?

Слайд

Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними;

Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли;

Не бросать мусор;

Водители должны следить, чтобы машины били исправны и не выделяли много вредной копоти

На заводах ставить очистительные сооружения, на трубах - фильтры.

Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой.

Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

  • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  • развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
  • развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
  • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Ход занятия

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

– Что это?

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)

– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)

– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)

– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.

– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

ВЫВОД : Воздух находится везде.

НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.

На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.

– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

(ответы детей)

– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)

  • Воздух повсюду.
  • Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
  • Легче воды.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

(нет, нос бал закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)

– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

НАБЛЮДЕНИЕ 6.

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)

НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.

Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.

Откуда взялся ветер?

Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

– Что такое ветер? (движение воздуха)

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)

– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)

  • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
  • Воздух невидим, прозрачен.
  • Воздух может двигаться.
  • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
  • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

Литература:

  1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
  3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
  6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
  7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
  8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

Макагонова Татьяна Васильевна

Город (населенный пункт):

город Нягань

Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

Макагонова Татьяна Васильевна,

воспитатель МАДОУ МО г.Нягань

«Детский сад №11 «Ёлочка»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся.

(Игра на общение)

Станем рядышком, друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? Дети: Дома, деревья, птицы, животные.

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем что-то очень интересное. У нас новое задание, оно вот в этой красивой шкатулке. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)

Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.

Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

Воздушный человечек: Ой, помогите, спасите, лечу!

Воспитатель: Кто это там кричит?

(В комнату залетает Воздушный человечек - сделан из голубых шариков).

Воспитатель: Здравствуй, Воздушный человечек! Как ты к нам попал?

Воздушный человечек: Здравствуйте ребята! Я гулял, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе. Воздушный человечек : О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, и никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Погоди, Воздушный человечек, я знаю, что воздух вокруг нас.

Воздушный человечек : Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Воздушному человечку что воздух действительно есть. Оставайся с нами, Воздушный человечек, и ты сам всё поймёшь!

Воздушный человечек : Хорошо, ребята! Я останусь!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории. А для большей таинственности всё приборы я спрятала в коробочки.

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим.

Эксперимент «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА»

Воспитатель: Давайте вдохнём побольше воздуха, зажмём нос рукой и «нырнём», а как только воздух закончится, то «вынырнем» (проверяет с помощью песочных часов)

Вывод: человек не может жить без воздуха.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (Ответы детей)

Эксперимент «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Какого он цвета? (Бесцветный).

Вывод: воздух бесцветный.

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух выходит).

Вывод: воздух можно почувствовать.

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы детей)

Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Воспитатель: В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? (Через нос).

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как мы дышим. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: А вот зимой, когда выгуляете на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как?

Дети: Идёт пар.

Воспитатель: Мы с вами когда пойдём гулять, то подышим свежим морозным воздухом – это очень полезно для здоровья!

Воспитатель: Но мы ведь можем воздух почувствовать.

Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух - без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились. Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)

Воспитатель: Вот и мы сейчас сделаем воздух с приятным запахом. (Распыляет дезодорант)

Вывод: Воздух переносит запахи

Воспитатель : А сейчас у нас минутка для отдыха. Посмотрите, что я еще принесла (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть.

Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь» (запись «Мыльные пузыри»)

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Возьмите по свистку и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук воздуха).

Воспитатель: (показывает музыкальные инструменты) А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью чего звучат инструменты? (С помощью воздуха). Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.)

Воспитатель : А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель : А как в природе мы слышим воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы) Звуки (запись)

Воспитатель : Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веерами)

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель : А имеет ли воздух вес, мы сейчас проверим.

Эксперимент «ВЕС ВОЗДУХА»

(На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины). Воспитатель : Давайте положим на весы кусочек резины и резиновую игрушку. Что тяжелее? Правильно, резиновая игрушка. Воспитатель : Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним произошло? (Он утонул). А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Что с ней произошло? (Она не тонет).Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (Воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Воспитатель : Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью пипетки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети рисуют.

Воспитатель : Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!

Воспитатель : Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей).

Воспитатель : Ой, ребята, слышите, нас зовёт Воздушный человечек?

Воздушный человечек: Ребята, а скажите мне, я всё правильно понял или нет?

Воспитатель : Вот мы сейчас и проверим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на утверждения Воздушного человечка вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух можно услышать.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

Человек может жить без воздуха.

Ветер – это движение воздуха. Воздух тяжелее воды.

Воздушный человечек : Молодцы, ребята! Я в подарок хочу подарить вам предмет с воздухом. Это воздушный шарик!

Дети: Спасибо!

Приложение

Стихотворение про воздух

Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой Он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.

СООБЩЕНИЕ О ВОЗДУХЕ

Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.

Кушенкова Оксана Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "МБДОУ Детский сад№9 "Катерок""
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Чистый воздух"
Дата публикации: 11.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад№9 Катерок» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Чистый воздух» г.Владивосток, 2015г Тема: «Чистый воздух» Цель: Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком. Обобщить представления детей о явлениях природы.
Развивать умение устанавливать связи между явлениями природы и делать выводы. Формировать основы экологического сознания. Расширить представление о загрязнении воздуха, закрепить понимание необходимости его охраны. Вызвать стремление к охране лесов. Развивать интеллектуальные способности. Оборудование: Сосуд с водой, целлофановый пакет, соломинка (коктейльная трубочка), резиновый шар, мяч, веер. Музыкальный материал: Аудиозапись шума ветра. Речевой материал: Отрывки из сказки А.С.Пушкина «Сказка о Царе Салтане», календарная закличка «Ветер, ветерок», загадки. Раздаточный материал (на каждого ребенка): целлофановый пакетик, чашка с водой, коктейльная трубочка, кусочек сахара, веер, ветровики. Ход занятия I . Беседа о воздухе, значении воздуха для жизни. В группу воспитатель вносит воздушный шарик Здравствуйте, ребята! Посмотрите,что у меня есть. - Посмотрите, что он умеет делать! (летает из стороны в сторону, поднимается к потолку, опускается.) Воспитатель: -Ребята, а почему шарик летает, как вы думаете?(легкий) Давайте посмотрим, какой он. (Трогают руками шарик, выясняют, что он легкий, мягкий, воздушный). - А что еще может быть воздушным? (мыльные пузыри, дирижабль). - А как вы думаете, что у него внутри? А кто думает по-другому? (спрашиваю 3-4 ребенка) (воздух) Воспитатель: -Подумайте, а нужен ли воздух? Зачем? (Воздух нужен, мы им дышим) Правильно воздухом мы дышим, без него мы не сможим жить. Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже на такое короткое время тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде. - Внутри шарика есть воздух, а внутри нас есть или нет? Давайте проверим. Опыт№1
(перед каждым ребенком на столе стакан с водой, трубочка) - Перед вами стакан с водой и трубочка. Возьмите трубочку и вставте ее в стакан. Мы будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку. - Что наблюдаем? Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков. - Какой сделаем вывод? (У нас внутри есть воздух, мы им дышим.) - Отложите трубочки. Опыт№2 Воздух есть в сахаре. (перед каждым ребенком на столе чашка с водой, кусочек сахара) Воспитатель. Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что вы заметили? (Из сахара кверху побежали пузырьки воздуха.) Воспитатель. Что это значит? (В сахаре есть воздух) Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить. Опыт№3 (перед каждым ребенком на столе целлофановый пакет) Воспитатель. Возьмем целлофановый пакет в руки, встряхнем его, закрутим его со стороны отверстия. По мере скручивания мешочка что происходит? (мешочек надувается) Воспитатель. Что же надуло пакет? (воздух) Физкультминутка: «Игра с пакетами» -подкинем пакет вверх и поймаем его внизу -возьмем пакет в правую руку, перекинем через верх в левую руку (наоборот). -покрутим перед собой (внизу, вверху) Предложить ребятам сесть на ковер. Ребята я сейчас включу песню, а должны угадать чья это песня. Включить диск, прослушать запись (музыка ветра). Ответы детей (ветер, мы услышали звуки ветра) Воспитатель: - А можем ли мы увидеть ветер? (нет) - Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие? (Деревья качаются, на воде волны, облака плывут по небу, флюгера на крыше дома вертятся, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает и т. д.)
- А почувствовать ветер можно? (Можно, когда идем по улице, он дует на нас). - Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе, дома? (Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена и т. д.) Опыт№4 - Возьмите веера. Встаньте парами. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали? (Легкий ветерок) Сильно помашем друг на друга.Что чувствуете теперь? (Ветер усилился) - Так что же такое ветер? - Оказывается ветер – это движение воздуха (попросить повторить нескольких детей) - Воздух стоит – ветра нет, движется (например, движение веером) – возникает ветер. Вывод: Воздух есть везде: в комнате, на улице, в пустом пакете, в сахаре. II. Речевая игра "Кто больше назовет действий" Воспитатель: Ребята я сейчас вам загадаю загадки, а вы их будите отгадывать. Неизвестно, где живет. Налетит- деревья гнет. Засвистит - по речке дрожь. Озорник, а не уймешь! Без рук, без ног стучит- В избу просится. Рукой махнул, Дерево погнул. Воспитатель. Дети а, почему вы думаете, что это ветер? Что делает ветер? (гнет деревья, летит, свистит, стучит) Вывод: Ветер заставляет двигаться другие предметы. III. Сенсорное упражнение "Ветер, ветер, ты какой?" (перед каждым ребенком на столе вертушка)
Воспитатель: Подуем на вертушки тихо и сильно. Что происходит с ними? (От дуновения тихого ветра вертушка тихо крутится. А когда дует резкий ветер крутится сильнее). IV. Систематизация знаний об использовании свойств воздуха человеком. Воспитатель. Ребята отгадайте загадку. Живет от ветра, Сама не ест, а весь мир кормит. (ветряная мельница) Воспитатель. Почему мельницу называют ветряная? Послушайте стихотворение про ветряную мельницу. Погляди в мешках томится Золотистая пшеница. Ветер дует день и ночь Хочет мельнику помочь. Станет все зерно мукою, Потечет мука рекою. Испекут нам из муки Булки, плюшки, пирожки. Воспитатель. Что делали раньше на ветряной мельнице? (мололи зерно) Вывод: Ветер - наш друг. V. Обобщающая беседа по картине «Охрана воздуха от загрязнения». Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку. Это что за потолок То он низок, то высок То он сер, то беловат То чуть, чуть голубоват А порой такой красивый Кружевной и синий, синий. (небо) Воспитатель. Вы правильно отгадали загадку. Что такое небо? (Небо - толстый слой воздуха) (Показывает картину с изображением природы и завода)
Воспитатель. Дети, внимательно посмотрите на картину. Какие слова можно подобрать для описания неба? Что виднеется вдали? (На картине изображен завод. Трубы заводов выбрасывают в воздух дым, сажу.) Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему мы не задыхаемся? (Зеленые растения очищают воздух.) Воспитатель. Что можете рассказать о лесе? (Чем больше растений, тем чище воздух. Растения - это зеленый наряд планеты. Лес вырабатывает кислород и поглощает пыль, ядовитые газы.) Воспитатель. А кто знает, как охраняют воздух от загрязнения? (Над трубами заводов устраивают уловители дыма.) Воспитатель. Что можно делать для сохранения леса? (Сажать и выращивать молодые деревья, нельзя жечь костры рядом с деревьями) Воспитатель. Человеку природа дала воздух и он должен не только брать, но и беречь, охранять воздух от загрязнения. VI. Итог занятия. Воспитатель. Что это за невидимка, который нам нужен? (воздух) Воспитатель. Что такое лес? (Лес - это легкие нашей планеты).
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад№9 Катерок» Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОСТРОВАМ ЗНАНИЙ».
г.Владивосток, 2015г. Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, социализация, музыка, физическая культура, чтение художественной литературы. Виды детской деятельности: Познавательная, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, предметно-конструктивная, игровая. Методические приёмы: 1. Игровой (сюрпризные моменты, путешествие по островам). 2. Наглядный (демонстрационный и раздаточный материал) 3. Словесный (вспомнить, объяснить, указать) Цели: Способствовать осмысленному восприятию окружающего мира, побуждению фантазии, творчества и интереса, поддержанию положительно- эмоционального настроения. Развивающие задачи: Развивать воображение, память, логическое мышление, диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук, умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательно сти, с амо стоятельно сти, л ю б о з н ат е л ь н о с т и, сообразительности, усидчивости, аккуратности, умения внимательно слушать. Образовательный задачи: Повышать уровень познавательной активности детей; закреплять умение считать в прямом и обратном порядке, узнавать и называть геометрические фигуры, понятия «между», «над», «выше», «ниже», определять первый звук в слове, отличать гласные буквы от согласных;
развивать представления о цвете, о длине; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать навык контроля и самооценки, расширять словарный запас Словарная работа: Репродукция, художник - маренист, море, маршрут, путешествие, сундук, клад, моряк, юнга, капитан, сигнал «сос», палуба, грустный, печальный, весёлый, радостный. Оборудование и материалы: Мультимедийные проектор, магнитофон, костюм капитана, записи звуков (моря, сигнала «сос», песни мамонтенка, спокойной мелодии), репродукции картин Айвазовского, карта с маршрутом, волшебные ключи, макеты пальм с буквами, волшебный сундук. Раздаточные материал: Листочки с цифрами и точками, палочки Кюизенера, карточки-задания со словами «Моряк», «Юнга», верёвочка, бескозырки, 2-х цветный квадрат Воскобовича, фломастеры. Ход НОД: На экране (слайд №2) Воспитатель: Здравствуйте ребята! Проходите, пожалуйста, и встаньте около стульчиков. Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! И мне очень хочется пожелать всем, всем «Доброго утра!», и приветливо улыбнуться вам. И вы ребята, улыбнитесь мне и друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение. (дети поворачиваются дуг к другу и улыбаются). Воспитатель: А теперь, ребята, присаживайтесь на стульчики Звучит запись шума моря. Воспитатель: Ребята, послушайте какие необычные звуки. Что по своему звучанию они вам напоминают? Дети: Шум моря (слайд №3) Воспитатель: Правильно, ребята! Посмотрите на экран. (слайд №4)
Воспитатель: На экране изображены репродукции 3 картин великого художника Айвазовского Ивана Константиновича. Иван Константинович рисовал море. Художников, которые рисуют море называют маренистами. Значит И.К. Айвазовский – художник-маренист. Обратите внимание, что на всех трёх картинах море имеет разное состояние. Давайте рассмотрим поближе первую картину. (слайд № 5) Воспитатель: Как вы думаете, каким художник изобразил здесь море? Дети: Спокойное, ласковое, приветливое. Воспитатель: Правильно ребята! А теперь посмотрите на следующую картину. (слайд №6) Воспитатель: Но прежде, чем говорить, каким художник изобразил здесь море, давайте мы с вами вспомним сказку А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке», как автор описывает разные состояния моря. Показываю книгу Послушайте: «Вот пошел старик к синему морю Видит, море слегка разыгралось» а можно ли сказать о этой картине, что здесь море слегка разыгралось? Дети отвечают на вопрос. (слайд № 7) Воспитатель: Правильно! И давайте посмотрим на третью картину, а кто из вас, ребята, сможет описать море на этой картине? Дети: Большие, сердитые волны, грозное море, штормовое. Воспитатель: Звучит шум моря А вот как такое состояние моря описывает А.С. Пушкин в своей сказке: «Вот идет старик к синему морю, Видит, на море черная буря, Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют»
Ой, посмотрите, ребята! Штормовое море выбросило волной на берег старую загадочную бутылку. В ней что-то есть! Давайте её откроем и посмотрим, что же внутри? Дети: Это карта. Воспитатель: Правильно, это старинная карта. Давайте её хорошенько рассмотрим. А чтобы вам всем хорошо было видно, мы поместим эту карту на экране. (слайд № 8) Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что изображено на карте? Дети: Острова, маршрут. Воспитатель: Правильно, здесь изображены острова и нарисован загадочный маршрут, который проложен от острова к острову. Ребята, посмотрите на последний остров с огромной горой. Что мы видим на этом острове? Дети: Сундук. Воспитатель: А что может находиться в сундуке? Дети: Клад, сюрприз, драгоценности Воспитатель: Правильно! Это сундук, закрытый на большой замок, в котором спрятан клад. И чтобы этот замок открыть нам нужен волшебный ключ. Карта указывает, где находится клад, но чтобы добраться до клада, нам нужно отправиться в путешествие по островам и побывать на каждом острове, где нас ждут сложные, но очень интересные задания, и справиться с ними могут только самые внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто слушать и думать. Выполнив задания на каждом острове, мы получим ключи, чтобы подобрать нужный к замку этого сундука. Показываю ключи на островах. Воспитатель: Вы готовы к путешествию? Дети: Да! Воспитатель:
Хорошо. А вот на чём мы будем путешествовать, вы узнаете, если выполните первое задание. (слайд № 9) Воспитатель: Посмотрите на листочки, которые лежат перед вами. На них нарисованы точки с цифрами. А теперь посмотрите на экран и послушайте внимательно задание. Вам необходимо соединить точки прямыми линиями в той последовательности, в которой расположены цифры. Посмотрите, внимательно: с левой стороны соединяем точки снизу вверх, т.е. от 1 до 10,а с правой стороны сверху вниз, учитывая обратный счет от 10 до 1. Приступаем к выполнению задания. Звучит спокойная музыка. Воспитатель: Выполнили? Хорошо, молодцы! (слайд № 10) Воспитатель: Ребята, а кто мне расскажет, в каком порядке вы соединили точки, следуя снизу вверх с левой стороны? Ребёнок: Считают от 1 до 10. Воспитатель: А как называется такой счет? Ребёнок: Прямой. Воспитатель: Правильно! А кто мне расскажет с правой стороны, в каком порядке вы соединили точки, следуя сверху вниз. Ребёнок: Считает от 10 до 1. Воспитатель: Правильно! А как называется такой счет? Ребёнок: Обратный. Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. А что же за предмет у вас получился на листочке? Дети: Корабль.
Воспитатель: Верно, корабль! А давайте наденем бескозырки, они лежат у вас на краю стола, представим, что мы матросы и отправимся в морское путешествие по островам знаний на нашем корабле. Ребята, в пути нас ждет много опасностей, вы не боитесь? Дети: Нет. Воспитатель: Хорошо, для того, чтобы наш корабль двинулся в путь по волнам нам необходим ветер. А как мы можем сделать ветер? Дети: Подуть. Воспитатель: Хорошо, а сейчас, выходите все сюда и будьте внимательны, повторяйте за мной движения и мы вместе будем дуть на наш корабль. Мы плывём под парусами (руки вверх, кисти влево, вправо) Крокодилы вслед за нами. (руки змейкой) Смотрят круглыми глазами. (руками показать) Пасти с острыми зубами (руками показать пасти) Ветер в парус дуй сильней Чтоб от них уплыть скорей. (дети дуют) (слайд № 11) Воспитатель: Вот чудо, мы приплыли к первому острову. Как по - вашему, ребята, кто живёт на этом острове? Дети: Геометрические фигуры. Воспитатель: Правильно, ребята! И называется этот остров «Фигуренок». А какие фигуры вы видите на этом острове? Дети: Круг, овал, квадрат и т.д. (если дети не назвали треугольник, то …) Воспитатель: А сам остров по форме, на какую геометрическую фигуру похож? Дети: На треугольник.
Воспитатель: Всё правильно, молодцы! Жители этого острова – фигурята, приглашают нас в математическую мастерскую. Присаживайтесь. Ребята, у вас на столах в розетках лежат разноцветные палочки. Возьмите эти палочки. Посмотрите, внимательно, чем они отличаются? Дети: Длиной, цветом. Воспитатель: А теперь, придвиньте к себе кораблик и разложите эти палочки на кораблик так, чтобы они по длине соответствовали полоскам на кораблике, от самой длинной, до самой короткой. Слайд №12 Звучит спокойная музыка. Воспитатель: Все выполнили? Молодцы! У меня, как и у вас тоже есть такой кораблик. (слайд № 13) Воспитатель: Посмотрите, какие красивые у нас получились кораблики! Различные полоски, обозначают палубы корабля. Ребята, а сколько всего палуб получилось на ваших кораблях? Дети: Пять. Воспитатель: Правильно, значит у нас получился пятипалубный корабль А какого цвета самая длинная палуба? Дети: Жёлтая. Воспитатель: А какого цвета самая короткая палуба? Дети: Белая Воспитатель: А какого цвета четвертая палуба снизу? Дети: Зелёная. Воспитатель: Палуба, какого цвета находится выше желтой? Дети: Красная. Воспитатель: А между зелёной и красной палубами, какого цвета палуба?
Дети: Голубая. Воспитатель: Ребята, проверьте, у всех так расположены полоски? А теперь листочки аккуратно отодвиньте к краю стола. Молодцы ребята! Все задания вы выполнили правильно, и поэтому мы смело можем получить наш первый ключ. (слайд № 14) Воспитатель: А наше путешествие продолжается. И вот отправляемся мы с вами дальше на наших корабликах. (слайд № 15) Воспитатель: Ребята, посмотрите, на что похож остров, к которому мы приплыли. Дети: На букву «А» Воспитатель: Правильно, ребята! Живут здесь буквы и называется этот остров «Букварёнок». Ребята, посмотрите, а что ещё изображено на этом острове? Дети: Пальмы. Воспитатель: Да, правильно. Ой, ребята, а вот и пальмы! Они расположены слева и справа от вас. Но эти пальмы необычные, а волшебные и растут на них не кокосы и бананы, а буквы. Ребята, вы же знаете, что все слова состоят из букв. А когда мы пишем, то видим буквы, а когда читаем – что мы произносим и слывшим? Дети: Звук. Воспитатель: Молодцы ребята, всё правильно. А сейчас для вас следующее задание: Вам необходимо вспомнить, и выбрать на пальме ту букву, звук которой вы первым слышите в своём имени Дети, сидящие слева, будут искать нужную букву на левой пальме, дети, сидящие справа – на правой пальме. Проходите ребята, возьмите букву и вернитесь на свои места. (Слайд № 16)
Полина, какую букву выбрала ты? Ребёнок: Букву «П» Воспитатель: Почему? Ребёнок: Потому, что я слышу звук «П». Воспитатель: А теперь, ребята, все покажите мне свои буквы, а я проверю, правильно ли вы справились с заданием. Молодцы, все справились! (слайд № 17) Ребята, а буква «А» гласная или согласная? (показываю на остров). Дети: Гласная. Воспитатель: Верно, а какие гласные буквы ещё знаете? (слайд № 18) Дети: с места по очереди называют гласные буквы. Воспитатель: А какие согласные буквы вы знаете? Дети: называю буквы. Воспитатель: Достаточно, молодцы! Ребята, а почему одни буквы мы называем гласными, а другие согласными? Чем они отличаются? Дети: Гласные произносим голосом, можно пропеть, а согласные – произносим кратко. Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас, я вам предлагаю поиграть с нашими верёвочками. Для этого пододвиньте к себе карточку с буквами, которая лежит у вас на краю стола. Может кто-нибудь может прочесть, что написано на карточках (слайд № 19) Вам необходимо проложить верёвочку около букв: если буква гласная – то верёвочку проводим над буквой, а если согласная – то под буквой. Приступаем к выполнению задания. Воспитатель: Молодцы, ребята с заданием все справились и жители острова «Букварёнок» подарили нам следующий ключ.
(слайд № 20) Воспитатель: Ребята, а какой по счету ключ мы получили? Дети: Второй. Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, а как вы думаете, кто самый главный на корабле? Дети: Капитан. Воспитатель: Верно, ребята! Все матросы, находящиеся на корабле выполняют команду капитана. Слайд № 21 Ой посмотрите мы путешествуем не одни, наш красивый кораблик привлёк внимание капитана с большого корабля А вот и капитан! Звучит музыка Капитан: Ой, сколько матросов! Здравствуйте, матросы! Я хочу с вами поиграть и узнать какие же вы смелые и сильные. В игре, которую я вам предлагаю, вы должны выполнять мои задания. Выходите все сюда, и встаньте в полукруг. А теперь слушайте меня внимательно. Чтоб матросам не устать Надо сильным, смелым стать Слайд № 22 Сколько точек в нашем круге Столько раз поднимем руки. Дети: 1,2,3. Слайд № 23 Капитан: Наклонитесь столько раз Сколько палочек у нас (наклоны в сторону) Дети: 1,2,3,4. Слайд №24 Капитан: Сколько рыбок до черты Столько раз подпрыгни ты. Дети: 1,2,3. Слайд № 25
Капитан: А теперь головою не крутите, А только глазками за чайкой следите. (Влево, вправо, вверх, вниз) Капитан: Слайд № 26 Да действительно все вы смелые, сильные и ловкие, ну а мне пора. У меня еще есть дела на корабле Воспитатель: А вы проходите на свои места. Глазками немного поморгали И на новый остров мы попали. (слайд № 27) Воспитатель: Вот и попали мы на следующий остров, но что-то здесь не так? А почему я так решила? Дети: Потому, что слышим сигнал необычный. Воспитатель: Этот необычный сигнал называется сигналом «СОС». Ребята, а кто из вас знает, когда подают такой сигнал «СОС»? Дети: Когда кто-то попал в беду и им нужна помощь. Воспитатель: Значит, этому острову требуется помощь. Поможем, ребята, жителям этого острова справиться с их бедой? Дети: Да! Воспитатель: Этот остров называется «Наоборот». Что же, по-вашему, на этом острове не так? Посмотрите. (слайд № 28) Дети: Птицы в воде, а рыбы летают в небе. Воспитатель: А должно быть как? Дети: Все наоборот! Птицы летать в небе, а рыбы плавать в воде. Воспитатель: Правильно, молодцы! (слайд № 29) Воспитатель: Вот что, ещё происходит на этом острове, посмотрите. (слайд №30)
Дети: Ночью светит солнце. Воспитатель: А что светит ночью? Дети: Луна. (слайд № 31) Воспитатель: Молодцы! А вот посмотрите, что здесь не тек? (слайд № 32) Дети: Летом идет снег, а он бывает только зимой (слайд № 33) Воспитатель: Слайд № 34, 35 Правильно, молодцы! Ну, что ж, ребята, жители острова благодарят вас за то, что всё расставлено по своим местам и дарят нам ещё один ключ. Какой по счету у нас ключ? Дети: Третий. Воспитатель: Правильно, а нам нужно плыть дальше. (слайд № 36) Воспитатель: А вот, ребята, и последний остров, где находится волшебный сундук с кладом, а это жители этого острова. Ой, ребята, кажется с ними что-то произошло. Как вы думаете, почему я так решила? Дети: Они грустные, печальные. Воспитатель: А загрустили они от того, что тоже как и мы хотят путешествовать по морю, но им не нечем плавать. Как же им помочь, ребята? Дети: Подарить кораблики (лодочки) Воспитатель: Но свои кораблики мы подарить не можем, а давайте мы с вами сделаем им красивые лодочки из волшебного квадрата, который у вас на краю стола. Пододвиньте квадрат поближе. А строить лодочки мы будем так: положите квадрат перед собой вот так, чтобы один угол был направлен вверх, а теперь верхний и нижний углы соедините в центре – у нас
получилась конфета, а вот теперь конфету превратим в лодочку, сложите её ровно пополам по горизонтальной линии вниз. Вот какие красивые лодочки у нас получились, давайте покажем их жителям острова, как вы думаете, им понравились лодочки (слайд № 37) Дети: Да, они улыбаются. (слайд № 38) Воспитатель: А теперь ребята мы можем взять волшебный сундук и поступить, так как поступил мамонтенок в знакомой вам песенке «про маму». Проходите все ко мне и встанте в круг (слайд № 39 с песенкой мамонтенка) Воспитатель: Слайд №40 Ну вот мы и дома, но открыть волшебный сундук можно только одним ключом, который подходит к замку от сундука. Посмотрите внимательно на ключи, как вы думаете, какой из них откроет замок и почему? Воспитатель: Давайте попробуем открыть. Открывается сундук Воспитатель: А в этом сундуке подарки всем вам дети, за то, что вы прекрасно справились со всеми заданиями. Но прежде чем получить подарки, давайте с вами вспомним, куда мы путешествовали, на чём? Слайд № 41 Дети: отвечают Воспитатель: А кто может сказать, что понравилось больше всего в нашем путешествии? Дети: отвечают Слайд № 42 Вручение подарков
Список использованной литературы Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- 5-е изд.- М.: Мозаика - Синтез, 2006. Веракса Н.Е., Веракса А.Н, Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика Синтез, 2008. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников /Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.- М.: Мозаика - Синтез, 2005. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5 - 7 лет/Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. - М.: Оникс - XXI век, 2005. Новгородова А.В. 100 русских художников. Энциклопедия живописи для детей. - М.: Белый город,2003.
Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. - М.: Айрис - пресс. 2006.



mob_info